О работе Совета Ассоциации профсоюзов работников Печать

О работе Совета Ассоциации профсоюзов работников

непроизводственной сферы РФ

за период с декабря 2007г. по декабрь 2012г.

 

Уважаемые делегаты и гости съезда!

 

Пять лет отделяют нас от того момента, когда в этом зале представители профсоюзов работников  непроизводственной сферы РФ, подведя итоги деятельности в предшествующее пятилетие,  определили основные направления дальнейшей работы Совета Ассоциации по координации деятельности  трех профсоюзов по защите трудовых, профессиональных, социально-экономических интересов членов наших профсоюзов.

Что сделано за прошедший период? Что не удалось из намеченного? Какие новые проблемы  ставила перед нами жизнь и как мы совместными усилиями находили выход из складывающейся ситуации?

На все эти вопросы должно ответить наше Собрание!

 

Но оценивая пройденный путь, еще более важно определить основные задачи на предстоящий пятилетний период, который, очевидно, станет  периодом все более углубляющихся реформ в наших сферах деятельности.

В докладе мне, разумеется, не удастся  подробно осветить все многообразие нашей деятельности и глобальность предстоящих проблем и задач. Надеюсь, что выступающие дополнят меня, выскажут мнения о перспективах развития нашей Ассоциации, определят основные направления работы на перспективу и, конечно,  дадут оценку деятельности Совета Ассоциации.

 

Итак, чем же был характерен прошедший период?!

Начну с одного из основных стратегических направлений нашей деятельности в отчетном периоде  - вопросы  оплаты труда работников.

Зафиксированная законодательством  минимизация гарантий государства, полная зависимость не только размеров, но и структуры заработной платы от  условий финансирования учредителем обусловили отмену  централизованного порядка регулирования оплаты труда бюджетников на основе ЕТС.

Это объективно создало общий фон для работы трех отраслевых профсоюзов в рамках Ассоциации, изменения всей конструкции взаимоотношений профсоюзов и органов управления соответствующего уровня,  использующих при этом не только традиционные эффективные формы коллективных действий, но и работы на поле подготовки предложений по внесению корректирующих поправок в новое законодательство.

Не побоюсь сказать, что прошедшую пятилетку можно с полным основанием охарактеризовать как  пятилетку введения и реализации на местах новой системы оплаты труда и нашего участия в этом процессе.

Я не буду подробно останавливаться на всех перипетиях работы по формированию нормативно-правовой базы новой системы оплаты труда, нам всем они еще памятны. Достаточно сказать, что именно активная позиция Ассоциации позволила пересмотреть в ходе рассмотрения проектов документов ряд очень серьезных норм, в частности, по вопросам формирования профессиональных квалификационных групп и квалификационных характеристик работников, Перечней выплат компенсационного и стимулирующего характера, механизма формирования должностного оклада руководителя учреждения, штатного расписания и фонда оплаты труда учреждения.

И тем не менее множество проблем осталось и именно их нам пришлось совместно решать весь последующий период.

 

Существенно различающаяся в регионах финансовая основа введения НСОТ  на фоне  финансово-экономического кризиса, который в тот период в полной мере затронул и наши сферы,  обусловили крайне незначительный размер повышения фондов оплаты труда. Это привело к углублению дифференциации в  оплате труда в рамках одного и того же вида деятельности не только между субъектами РФ, но и между учреждениями одного субъекта.

Одновременно несовершенство правовой базы о минимальном размере оплаты труда, включающего выплаты компенсационного и стимулирующего характера, в условиях отсутствия единых размеров базовых окладов по  профессиональным квалификационным группам обусловили существенное «сближение» и даже выравнивание размеров заработной платы работников квалифицированного и неквалифицированного труда, осуществляющих деятельность в разных условиях вредности, тяжести, и даже климатических условиях.

 

Отчетливо выявилась проблема  отсутствия реальных, в первую очередь, финансовых возможностей для увязки размеров заработной платы с результатами труда каждого работника.

Очередной виток сокращения штатов, рост объемов дополнительной работы с увеличением коэффициента совместительства до 1.5 и более, увеличение  интенсивности труда работников, беспрецедентное увеличение отчетности за выполненную работу и т.д. – вот те объективные реалии, в которых мы вынуждены были работать.

С учетом этого наша работа была направлена  именно на  формирование действенной системы гарантий в оплате труда.

Коротко перечислю наши основные требования в этой части:

- утверждение Правительством РФ базовых окладов по ПКГ не ниже МРОТ;

- учет  отраслевой специфики деятельности при установлении компенсационных выплат;

- формирование эффективных  критериев установления стимулирующих выплат и, что немаловажно, их финансовое обеспечение;

- актуализация нормативов по нагрузке и штатному нормированию.

К сожалению, практика подтвердила глобальность каждой из этих проблем, именно поэтому, очевидно,  их мы будем решать  и в предстоящий период.

 

Необходимо отметить, что в результате интенсивных переговоров  нам удалось достичь взаимопонимания по ряду позиций с Минздравсоцразвития и Правительством России.

Так, принципиально важной  на тот момент стала норма Постановления Правительства о гарантиях в уровнях оплаты труда всех работников, независимо от  подчиненности учреждений, не ниже размеров, установленных до введения НСОТ.

 

Как результат работы региональных организаций на местах можно отметить сохранение в большинстве субъектов РФ ранее установленных надтарифных выплат, в первую очередь, компенсационных.

Можно по-разному оценивать результативность и итоги нашей совместной работы в отчетном периоде. Но мне хочется подчеркнуть один немаловажный концептуальный итог. Именно в этот период мы в полной мере оценили важность и необходимость принципов социального партнерства, отрабатывали их в реальных условиях решения конкретных вопросов.

 

Активно проводилась работа с руководством и специалистами аппарата Правительства, Администрации Президента страны, Минздравсоцразвития России, профильных министерств, руководством, депутатами Госдумы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, профильных Комитетов и Комиссий Палат Парламента.

Круглые столы, Парламентские слушания, участие в Рабочих группах, совещаниях на разных уровнях, в т.ч. совместно с другими общественными организациями, консультации с руководителями политических партий и фракций, многочисленные письма и обращения не только от центральных органов, но и с мест, были направлены на  привлечение внимание  органов законодательной и исполнительной власти к основным проблемам бюджетной сферы.

В этих целях широко использовалась «трибуна» общероссийских мероприятий. Так, делегации профсоюзов, входящих в Ассоциацию, приняли участие в мае 2009 г.  во Всероссийском совещании председателей первичных профсоюзных организаций с участием В.В.Путина.  Комплекс проблем в части крайне низкого уровня защищенности трудовых и социально-экономических интересов работников бюджетной сферы прозвучал в выступлении представителя Ассоциации -  председателя профкома Сегежской ЦРБ республики Карелия Снежковой.

Большой пакет предложений был направлен для внесения в Программу Общероссийского народного фронта и в «наказах» кандидату в Президенты России в рамках предвыборной кампании В.В.Путина.

Думаю, не будет преувеличением сказать, что  это была школа социального партнерства не только для Профсоюзов, но и для Правительства и работодателей.

 

Вместе с тем, нельзя не отметить, что в тот период мы были готовы и к проведению коллективных действий, как активной формы протеста в случае неготовности правительственной стороны к переговорам.

Так, остро стоящие вопросы не только индексации заработной платы, но и нежелание правительственной стороны предпринимать конкретные меры по формированию действенной системы гарантий по оплате труда, обусловили проведение коллективных действий в октябре-ноябре 2010 г. профсоюзов, входящих в Ассоциацию профсоюзов непроизводственной сферы труда.

Именно этот фактор стал основным побудительным мотивом для проведения на высоком уровне – у вице-премьера Правительства РФ А.Д.Жукова встречи представителей Ассоциации с руководителями заинтересованных министерств и ведомств. По результатам этого совещания были даны поручения о проработке всех вопросов, поставленных Ассоциацией. В тот момент это была «победа» Ассоциации, ведь  А.Д.Жуков фактически согласился с необходимостью разработки системы базовых окладов.

 

Продолжая тему новой системы оплаты труда, не могу не отметить укрепление наших партнерских отношений с Минздравсоцразвития, отраслевыми министерствами, органами исполнительной власти на местах  в части мониторинга эффективности НСОТ  при совместных  выездах  в регионы, которые, по сути, стали системными именно в прошедший период.

Новый виток, на принципиально ином уровне, получила работа в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

Так, еще одним свидетельством того, что даже в это сложное время необходимо и возможно находить общие подходы с социальными партнерами, является ежегодная разработка Единых рекомендаций РТК по установлению систем оплаты труда работников бюджетных учреждений.  В условиях разобщенности на местах  систем оплаты труда формат  подготовки и принятия Единых рекомендаций позволяет в определенной степени обеспечить единые подходы к исчислению заработной платы в учреждениях разного уровня, к индексации уровня оплаты труда.

Должна  также отметить, что именно результаты наших совместных выездов в регионы позволили в последние годы формировать Единые рекомендации более приближенно к специфике разных сфер деятельности, отражая пути решения проблем, обозначившихся в практической деятельности.

Представляется, что практику совместных выездов в регионы, уже теперь с Минтрудом России, с участием заинтересованных ведомств и  активного участия  представителей Совета Ассоциации в  разработке ежегодных Единых Рекомендаций  необходимо продолжать и совершенствовать.

Справедливости ради не могу не отметить, что эти совместные выезды в регионы  высвечивали и очевидные недоработки не только администрации учреждений, но и профсоюзных организаций, в части оформления трудовых отношений, формирования системы критериев оценки эффективности деятельности работников, непрозрачности  установления стимулирующих выплат.

 

Если же говорить в целом о той системе оплаты труда, которую мы внедряли на местах, то практика ее реализации, к сожалению, однозначно  подтверждает нашу позицию, высказанную еще на начальном этапе ее разработки и введения – о ее неэффективности и нежизнеспособности.  По причинам, которые я уже приводилп, фактически заработная плата не стала действенным мотивационным фактором повышения эффективности труда работников.

И пусть за  прошедший период кардинально решить проблемы не удалось, но это тот самый случай, когда « капля камень точит».

 

Наши неоднократные встречи с руководством страны, в т.ч. в рамках выборной кампании Президента России, многочисленные обращения в органы законодательной и исполнительной власти  обусловили тот факт, что  нам удалось  убедить руководство страны в необходимости совершенствования правовой базы исчисления заработной платы.

В результате одним из первых Указов Президента РФ В.В.Путина от 7 мая 2012 г. предусмотрена разработка Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях, в том числе и утверждение размеров базовых окладов по профессиональным квалификационным группам.

Таким образом, неоднократные требования Ассоциации о необходимости  формирования «системы стандартов» по оплате труда работников,  учитывающих квалификацию работников, специфику и  сложность  их труда,  получили правовую основу – подтверждение в Указе Президента России.

Уже на первом этапе разработки Минтрудом проекта Программы Ассоциация активно подключилась к анализу предлагаемых проектов, в т.ч. в рамках РТК.

 

Себе «в актив» мы можем однозначно поставить ряд конструктивных изменений, внесенных в проект  Программы.   Коротко об основных.

Определены контрольные цифры размеров повышения заработной платы работников учреждений бюджетной сферы и этапы  повышения размеров их заработной платы.

Предусматривается актуализация квалификационных требований по должностям работников учреждений бюджетной сферы, разработка профессиональных стандартов.

Федеральными органами исполнительной власти будет разработана  нормативная база штатного нормирования и установления норм нагрузки, а также совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности учреждений и работников.

Будут внесены изменения в статистические формы отчетности, исходя из анализа среднемесячной заработной платы по учреждениям различных форм собственности и типам учреждений, а также по категориям работников. Это немаловажно, т.к. усредненная в настоящее время величина с учетом руководителей и работников иных форм собственности не позволяет реально оценить уровень оплаты труда практических работников наших учреждений.

В целях устранения необоснованной дифференциации в уровне оплате труда руководителей и работников учреждений уже внесены изменения в постановление Правительства РФ от 8 мая 2010 г. № 583 – основной нормативный акт, регламентирующий концептуальные подходы к оплате труда работников бюджетной сферы в настоящее время.

Зафиксирована необходимость совершенствования основных элементов системы оплаты труда, а также определения оптимального соотношения гарантированной части заработной платы и стимулирующих надбавок.

 

Вместе с тем, как я уже говорила, впереди предстоит еще большая работа по решению  правовых вопросов в построении систем оплаты труда. И несмотря на специфику оплаты труда в наших отраслях, основные позиции мы вновь будем отстаивать вместе.

Сохраняется принципиальное требование  о базовых окладах по ПКГ, которые по  мнению Совета Ассоциации, не могут быть ниже МРОТ. Думаю, это будет одна из самых сложных проблем, которую нам придется решать на этапе доработки и реализации Программы.

Очевидны сложности в разработке порядка, условий и размеров установления компенсационных выплат, обусловленных спецификой работы в  наших сферах деятельности.

Мы ожидаем острых дискуссий с федеральными министерствами по вопросам совершенствования системы критериев и показателей эффективности деятельности работников и их применения при материальном стимулировании работников.

 

Ассоциации предстоит  огромная работа по обоснованию необходимости разработки отраслевых стандартов аттестации рабочих мест, установлению размеров компенсаций с учетом недопущения снижения их уровня. Необходимо добиваться принятия мер по совершенствованию порядка и условий финансирования мероприятий по охране труда и технике безопасности в бюджетной сфере.

Мы продолжаем настаивать на анализе средней заработной платы в расчете на штатную должность, т.к. сегодняшняя практика расчета на физическое лицо, с учетом большого дефицита кадров в наших отраслях, не отражает объективно уровень средней заработной платы работников за осуществление возложенных на них должностных обязанностей, что предполагает логика Указа президента РФ от 07 мая с.г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».

 

Дополнительной проработки требует позиция, предусмотренная  в Указах Президента РФ, и нашедшая отражение в Программе о возможности повышения оплаты труда в бюджетной сфере не менее чем  на треть от  необходимых финансовых средств за счет внутренних ресурсов, высвобождаемых в связи с реорганизацией неэффективных организаций. Нельзя допустить, чтобы указанная жесткая регламентация фактически ориентировала органы управления и руководителей учреждений на использование безальтернативного подхода в определении объемов и источников финансовых средств на повышение оплаты труда во всех видах деятельности в бюджетной сфере и во всех регионах.

Много замечаний у специалистов Ассоциации по проекту Примерной формы трудового договора, который сегодня в значительной степени не соответствует действующим нормам трудового  права.

 

Это основной спектр вопросов, которые мы решаем сегодня и предстоит решать в перспективе.

Но нельзя забывать, что смысловая нагрузка предлагаемых реформ в сфере оплаты труда в значительной степени определена введением понятия «эффективный контракт», в основе которого увязка размеров заработной платы с результативностью – эффективностью, качеством и объемом труда.

Наша позиция  здесь однозначна. Мы поддерживаем все новации, направленные на  улучшение качества оказываемых социальных услуг, но  при условии реального обеспечения трудовых и профессиональных прав и интересов работников.

И здесь уже поле деятельности первичных организаций на местах, задача которых будет состоять в выстраивании системы объективных критериев и показателей, позволяющих оценить работу каждого.

 

26 ноября 2012 года распоряжением Правительства РФ № 2190-р  утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы  в нарушение ранее достигнутой договоренности между Минтрудом России и профсоюзной стороной РТК, включая представителей Совета Ассоциации, о продолжении консультаций по вопросам включения в Программу мероприятий, связанных с совершенствованием систем оплаты труда работников бюджетной сферы и некоторых иных важных вопросов, не получивших согласования на предыдущих этапах обсуждения этого документа в рамках РТК.

Программа утверждена, несмотря на то, что последний вариант проекта Программы,  который был получен Советом Ассоциации по  e-mail без каких-либо комментариев, содержал спорные, в том числе ранее не рассматриваемые положения, и по-прежнему не учитывал целый ряд принципиально важных предложений Совета Ассоциации, требующих предметного обсуждения.

В результате состоявшегося обсуждения сложившейся ситуации представителей Совета Ассоциации с руководством ФНПР принято решение о направлении Обращения в адрес Правительства РФ с выражением крайне негативной оценки действий правительственной стороны по утверждению важнейшего документа, связанного с реализацией государственной политики в сфере оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, без проведения дополнительных консультаций с целью достижения консенсуса между сторонами социального партнерства.

 

Уважаемые коллеги!

Я позволила себе более обстоятельно остановиться на вопросах системы оплаты труда,  так как и  в предстоящий период  это требует нашего самого серьезного внимания.

Но все мы понимаем, что, в конечном итоге, важен результат реализации этих систем – размер заработной платы.

И на решение этой проблемы - повышение крайне низкого уровня оплаты труда работников - была направлена в отчетный период наша совместная деятельность.

Данные Росстата свидетельствуют, что заработная  плата  в здравоохранении, образовании, культуре за 5 лет номинально выросла примерно в два раза, реальная же заработная плата, с учетом роста потребительских цен на товары и услуги  не менее чем в 1,5 раза, увеличилась в среднем в 1,3 раза. И все же  отставание  размеров заработной платы в наших трех сферах от  соответствующего среднего показателя по экономике  по-прежнему велико и составляет: по образованию – примерно 30 %, по здравоохранению – 23 %, в деятельности по организации отдыха, развлечений, культуры и спорта – около 20 %.  

С учетом изменений правовой основы деятельности учреждений, прошедший  период в плане повышения заработной платы можно условно разделить на несколько  этапов.

 

Вот ряд основных моментов нашей совместной деятельности, в т.ч. когда нам пришлось прибегнуть к организации массовых акций протеста.

В начале отчетного периода, когда зарплата рассчитывалась на основе ЕТС,  остро встала проблема индексации заработной платы.

Напомню, что феврале 2008 года на федеральном уровне были приняты решения о повышении заработной платы не путем повышения окладов, а путем увеличения фондов для установления выплат стимулирующего характера. Потребовалась напряженная работа Ассоциации с Аппаратом Президента РФ, Правительством РФ, Минздравсоцразвития РФ, ваша готовность к проведению активных коллективных действий, чтобы  был разработан механизм этого повышения, обеспечивающий  гарантированное увеличение заработной платы каждого работника.

 

Еще один пример наших коллективных действий по поводу повышения заработной платы, уже в условиях отмены ЕТС.

Все мы помним ситуацию 2009 и 2010 г.г., когда в течение 2-х лет не принимались решения о повышении заработной платы.

Именно поэтому  в марте 2010 года постановлением Совета Ассоциации создан Совет по коллективным действиям Ассоциации.

А в сентябре 2010г. Совет Ассоциации приступил к подготовке трёх этапов совместных коллективных действий в защиту социально-трудовых прав и экономических интересов работников бюджетной сферы.

 

Вот краткая хронология тех октябрьских коллективных действий:

привлечение внимания широкой общественности к причинам совместных коллективных действий Ассоциации, проведение Советом Ассоциации пресс-конференции в  агентстве «Интер-факс»;

пикетирование Государственной Думы 28 октября 2010 года участниками расширенного заседания Совета Ассоциации, принявшего Заявление о социально-экономическом положении работников образования, здравоохранения и культуры;

встреча представителей пикетчиков с Председателем Госдумы Б.В.Грызловым и Заместителем Председателя Правительства РФ А.Д.Жуковым;

направление Заявления Совета Ассоциации «О социально-экономическом положении работников» руководителям государства;

рабочее совещание  у вице-премьера Правительства РФ А.Д. Жукова, по результатам которого  даны конкретные поручения  о рассмотрении вопроса о дополнительной индексации заработной платы работников федеральных государственных учреждений и  стипендиальных фондов в государственных образовательных учреждениях и другим вопросам, содержащимся в Заявлении Совета Ассоциации.

 

Думаю, в значительной степени именно эти наши совместные действия стали побудительным мотивом для Правительства РФ к двойной индексации заработной платы работников бюджетных учреждений в 2011 году – с июня и октября и повышения стипендиального фонда для обучающихся.

Да, это были незначительные повышения, которые не привели к существенному повышению зарплаты, но и эти шаги обусловлены именно тем, что профсоюзы настойчиво добивались принятия этих решений на всех уровнях власти и контролировали их реализацию на местах.

Более того, последние годы стали знаковыми в истории наших сфер именно потому, что отчетливо заметно внимание первых лиц гаосударства к проблемам не только организации качественного оказания услуг в социальной сфере, но и крайне низкого уровня экономической и социальной обеспеченности работников.

Уверен, что  это было вызвано не только ухудшающимися показателями социального состояния общества, но и действиями   профсоюзов, вновь и вновь ставивших перед государственными органами  вопросы  по  всему спектру проблем, затрагивающих интересы работников отрасли и студентов!

Именно это обусловило беспрецедентные меры по увеличению объемов финансирования из федерального бюджета государственных и муниципальных учреждений, например, по здравоохранению - в рамках продолжающейся реализации  нацпроекта «Здоровье»,  увеличения тарифа страхового взноса ОМС до 5,1%, а также  утвержденной в 2010 году программы модернизации здравоохранения.

По образованию – с 2006 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО), с 2007 года - в рамках комплексного проекта модернизации образования (КПМО), а также реализуемого с 2011 года трехлетнего проекта модернизации региональных систем общего образования.

Для нас важно, что одним из важных направлений  этих программ (проектов) стало  повышение уровня оплаты труда работников образования и здравоохранения. Практически сам факт реализации этих социальных проектов  за счет средств федерального бюджета и федерального фонда ОМС  - это реальные шаги по существенному  повышению статуса медицинского и педагогического работника, престижности  их профессии. А ведь именно это, в конечном итоге, и является основной целью работы нашей  Ассоциации и отраслевых профсоюзов.

 

Разумеется, нам всем на местах пришлось решать множество проблем в ходе утверждения и реализации этих программ модернизации  региональных систем здравоохранения и образования.

Достаточно вспомнить, что на первом этапе  обсуждения региональных программ модернизации здравоохранения практически не предполагались меры по повышению заработной платы. И лишь напряженная работа отраслевого Профсоюза, при поддержке  и ФНПР и Ассоциации, в т.ч. в рабочей группе при Правительстве РФ, позволила заложить конкретные показатели роста оплаты труда, в среднем до 30%. И сегодня неоспорим тот факт, что очень многие категории наших работников фактически получили возможность повысить заработную плату.

 

Немало серьезных проблем было и продолжает появляться в реализации проекта модернизации региональных систем общего образования.

В прошедший период программы модернизации с соответствующим финансированием из федерального бюджета не коснулись  сферы культуры. Но активная позиция Российского профсоюза работников культуры в значительной степени способствовала вынесению социально-экономических проблем на рассмотрение Госсовета  при Президенте России в сентябре текущего года.  По итогам обсуждения даны  поручения соответствующим федеральным органам, в т.ч. по вопросам увеличения зарплаты специалистам учреждений культуры и искусства.

В результате совместных усилий министерства и профсоюза в  бюджете Минкультуры были увеличены ассигнования на выплату стипендий выдающимся деятелям  культуры и молодым талантливым авторам, а также грантов Президента РФ на реализацию творческих проектов общенационального значения. Дополнительное финансирование в сфере культуры позволило сохранить традиционную трехступенчатую систему образования, а обучение в Детских школах искусств признано предпрофессиональным уровнем образования с выдачей дипломов единого образца. При этом педагогам этих школ была существенно повышена заработная плата.

В полной мере признавая важность реализации этих социальных проектов для укрепления материально-технической базы и оснащенности необходимым современным оборудованием учреждений образования, здравоохранения и культуры, создания условий для развития и совершенствования систем повышения квалификации работников необходимо отметить, что  они конечно, не смогли  решить многих проблем кардинального повышения статуса специалистов  в наших видах деятельности.

В результате меры, направленные на развитие конкуренции в учреждениях бюджетной сферы, поддержку «точек роста» - наиболее активной и креативной части работников и наиболее эффективно работающих учреждений, поддержку отдельных, наиболее сложных и важных для продвижения реформ секторов  в бюджетной сфере,  пока  не смогли привести к системному решению накопившихся проблем, ощутимому повышению уровня оплаты труда, улучшению качества работы да и привлечению специалистов в сферу образования, здравоохранения и культуры.  К сожалению, и оздоровлению морально-психологического климата в коллективах эти меры явно не способствовали.

 

Завершая тему уровня оплаты труда работников, разумеется, не могу еще раз не остановиться на Указах Президента России от 7 мая этого года, которыми  предусмотрено поэтапное повышение средней заработной платы специалистов здравоохранения, образования и культуры определены целевые значения ее поэтапного  роста  по отношению к средней зарплате по экономике регионов  к 2018 году. Они стали правовым оформлением тех идей, которые В.В.Путин как кандидат в Президенты страны, обнародовал в статьях, ставших по сути его предвыборной программой. Думаю, при этом будет неправильным не отметить, что в значительной степени озвученные в Указах Президента намерения были инициированы в том числе и нашими многочисленными обращениями и предложениями в адрес федеральной власти. Мы уверены, что  аргументированная и четкая позиция Совета Ассоциации в рамках участия ФНПР в Общероссийском народном фронте, определила включение наших основных требований в Наказы будущему Президенту страны.

Ранее я уже говорила об основных позициях проекта Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, разработанного  Минтрудом России, и, как стало известно, уже утвержденного Правительством  России. Принципиальной частью этой Программы является этапность достижения целевых значений (рубежей) повышения заработной платы работников образования, здравоохранения и культуры, определенных Президентом.

Совет Ассоциации трижды направлял предложения и замечания к этой программе, на наш взгляд, она требует еще значительной доработки.  И, в первую очередь, с точки зрения финансового обеспечения. Нашу главную задачу здесь, на федеральном уровне, мы видим в отстаивании позиции о выделении адекватной финансовой помощи субъектам РФ из федерального бюджета на обеспечение безусловной реализации Указов Президента. Очевидно, что такая помощь потребуется подавляющему большинству регионов.

 

Должна отметить, что при формировании федерального бюджета на предстоящую трехлетку пока предусмотрены средства в объеме  100 млрд. руб. ежегодно именно на  финансовую помощь регионам для обеспечения Указа Президента в этой части.

Но главная работа, очевидно, предстоит вам - в регионах, где уже сейчас формируются так называемые «дорожные карты»,  содержащие комплекс организационных и финансовых мер по реализации Указов. И наша задача на местах, в рамках формирования соответствующих бюджетов, предусмотреть объем средств, необходимых на эти цели. Эта работа, очевидно, потребует максимума внимания,  исходя из необходимости разработки объективных нормативов затрат на оплату труда в условиях реализации государственного (муниципального) задания  на оказание услуг и территориальных программ ОМС.

Если говорить в целом о финансовом обеспечении оказания социальных услуг, то, очевидно, работа в этой части Ассоциации предстоит большая.

Обсуждение проектов федерального бюджета по годам планируемых периодов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, отстаивание требования об увеличении доли расходов на наши сферы деятельности от ВВП до уровней, рекомендуемых международным сообществом – вот глобальная задача Ассоциации на предстоящий период.

 

Уважаемые коллеги!

Специфика  работы наших Профсоюзов  многогранна  именно потому, что вопросы защиты трудовых прав, социально - экономических и профессиональных интересов работников неотделимы от вопросов организации деятельности  здравоохранения, образования и культуры в целом.

Именно в отчетный период усилия государства сконцентрировались  не только на  продолжении процессов децентрализации  системы оказания всех социальных услуг, но и на принципиальном изменении правового положения государственных (муниципальных) учреждений.

Я имею в виду, в первую очередь,  всем известный федеральный закон      № 83, принятый в 2010 году, которым, впервые в обозримой истории советского, российского государства, отменена субсидиарная ответственность государства по обязательствам  подавляющей части бюджетных учреждений.

В этих условиях наши предложения и действия были  направлены на принятие решений по корректировке политики государства в социальной сфере с целью минимизации негативных последствий,  как для работников учреждений бюджетной сферы, так и для населения.

Ассоциация стала  серьезным, значимым участником общественного диалога о  реформах в сферах здравоохранения, образования, культуры, о новых концептуальных подходах и  путях  развития  в этих видах деятельности. Наши эксперты работали не только традиционно с правительственными и законодательными структурами, но и на поле иных общественных структур Гражданского общества: Общественной палаты РФ, Госсовета при Президенте РФ и т.д.

 

Нельзя не отметить, что  активная позиция профсоюзов побудила законодателей внести серьезные изменения в этот законопроект после первого слушания его в Госдуме,  направленные на минимизацию возможных негативных последствий его реализации.

Именно по инициативе Ассоциации Председатель Правительства РФ  поддержал необходимость «мягкого» введения закона, в результате чего  продлены сроки введения его в действие – до 1 июля 2012 года, а также  предусмотрен переходный период.

 

И сегодня перед Советом Ассоциации и профсоюзами, входящими в Ассоциацию, стоят очень важные задачи, связанные с обеспечением доступности, качества и объемов оказания социальных услуг учреждениями здравоохранения, образования и культуры, обеспечением трудовых прав и социально-экономических интересов работающих в этих учреждениях в условиях реализации Федерального закона № 83-ФЗ.

Выполнение этих задач, в первую очередь, зависит от того, насколько успешно будет решаться задача обеспечения максимально полного финансирования всех государственных (муниципальных) услуг, оказываемых бюджетными учреждениями. Именно поэтому, на взгляд Совета Ассоциации, нам нужно добиваться от наших отраслевых министерств ускорения работы по формированию базовых (отраслевых) перечней государственных и муниципальных услуг, которые должны быть включены в единый реестр государственных и муниципальных услуг (работ) и должны будут использоваться всеми государственными и местными органами власти при формировании ведомственных перечней услуг в соответствующем виде деятельности.

 

Напомню, что по результатам проведенного мониторинга реализации Федерального закона № 83-ФЗ Минфин подготовил целый пакет предложений по внесению изменений в Бюджетный кодекс России, важнейшим из которых, на взгляд Минфина РФ, является принятие мер по унификации перечня государственных (муниципальных) услуг в бюджетной сфере и именно в целях обеспечения доступности, качества и объемов оказания социальных услуг населению.  В настоящее время эти изменения в Бюджетный кодекс России рассматриваются в Государственной Думе.

 

Вторая важнейшая задача наших профсоюзов сегодня  - добиться разработки или обновления нашими отраслевыми министерствами методики расчета подушевого норматива финансирования учреждений в сфере образования, здравоохранения, культуры, которая будет применяться в регионах. В условиях реализации федеральных государственных стандартов в наших сферах деятельности изменены  требования к перечню услуг, качеству и условиям их оказания.  Это диктует необходимость проведения дополнительной работы по установлению нормативов финансирования всех услуг, связанных с реализацией новых требований стандартов.

 

В начале своего выступления я не зря назвала прошедшие 5 лет периодом больших перемен в социальной сфере.

Ведь на фоне изменения правового положения учреждений каждая из наших  отраслей претерпевала серьезные изменения специфической правовой базы деятельности.

В здравоохранении  в подавляющем большинстве  регионов  функции по организации медицинской помощи были переданы с муниципального уровня на уровень субъектов РФ. Это потребовало активного участия региональных и местных организаций Профсоюза в реализации этого закона, в первую очередь, в части недопущения снижения уровня обеспеченности прав и интересов работников.

В сфере культуры этот процесс предстоит в ближайшее время.

В  предстоящий период будет происходить очень сложный процесс преобразований в сфере профессионального образования, связанный как с реструктуризацией вузов, формированием многоуровневых образовательных комплексов, совершенствованием управления и финансирования в этой сфере.

И возникающие проблемы в ходе этих преобразований, нарабатываемая   практика деятельности учреждений в этих условиях, конечно, обязательно должны анализироваться и обсуждаться именно в рамках Ассоциации с целью выработки адекватной позиции и действий наших профсоюзов.

 

Говоря о правовой базе деятельности наших отраслей, не могу не остановиться на участии каждого из профсоюзов в разработке основных законов, регламентирующих деятельность учреждений в новых финансово-экономических условиях, в том числе по оказанию соответствующих социальных услуг.

В здравоохранении – это законы об обязательном медицинском страховании  и  об охране здоровья граждан, принятые в 2010 – 2011 годах, принципиально меняющие организационные и финансовые механизмы оказания медицинской помощи. В образовании – это проект нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который разрабатывался несколько лет и дискуссии по которому в обществе не утихают и сегодня.

Общероссийский Профсоюз образования, как вы все знаете, продолжает активно настаивать, используя весь арсенал средств, предусмотренных законодательством, на включении в новый закон принципиально значимых гарантий, связанных с  финансовым обеспечением прав граждан на получение общедоступного и бесплатного образования, трудовых прав, социальных гарантий и мер социальной поддержки педагогических работников и обучающихся.

Среди них - и требование законодательно закрепить общие гарантии  финансового обеспечения оказания государственных услуг в сфере образования исходя из принципа установления заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов не ниже уровня средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъектов Российской Федерации. И требование сохранения права педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление им компенсаций расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.

Не нужно дополнительно никому объяснять, что сохранение этого права педагогов в Федеральном законе безусловно позволит обеспечить более надежный правовой «зонтик»  для решения всех проблем, связанных с реализацией мер социальной поддержки специалистов на селе  во всех трех сферах деятельности.

 

Как вы знаете, 7 декабря Общероссийский Профсоюз образования провел Всероссийскую акцию в виде пикета в поддержку требований Профсоюза по этому законопроекту в преддверии его рассмотрения во втором чтении – 11 декабря. В этой акции приняли участие представители многих регионов России, приняли участие в ней и представители Совета Ассоциации.

Как мы понимаем, специфика этих законов очевидна. Но при этом принципиальные требования отраслевых профсоюза в части защиты трудовых прав, профессиональных и социально-экономических интересов работников «укладываются»  в общие требования, которые мы сообща определяем в рамках Ассоциации.

 

Коллеги!

Современное законодательство во многом по-новому определило роль профсоюзов и их место среди институтов гражданского общества.

А социально-экономические условия диктуют необходимость  особого внимания организаций Профсоюза к работе по формированию содержания  соответствующих отраслевых Соглашений и ведению трехсторонних переговоров  в части анализа и согласования позиций  по вопросам  усиления социальной составляющей региональных  бюджетов.

Я уже останавливалась на отдельных вопросах, когда в результате пусть очень сложных, но достаточно эффективных переговоров, нам удалось отстоять позиции по защите интересов работников.

Примером реализации единых подходов в рамках Ассоциации является работа по выполнению Генерального соглашения на 2011-2013 годы. Не будет преувеличением сказать, что нам удалось «заложить» в действующее Генеральное соглашение обязательства по рассмотрению основных, принципиальных требований Совета Ассоциации по вопросам, ждущим неотложного решения на государственном уровне.

 

Важным шагом в укреплении единых подходов к решению актуальных вопросов социальной политики в бюджетной сфере также может стать наше активное участие в разработке концепции Генерального соглашения уже на следующий период – 2014-2016 годы.

Еще больше примеров можно привести из вашей практики на местах, когда удалось сохранить  многие социальные гарантии для работников, а некоторые, утраченные на федеральном уровне, благодаря значительным усилиям наших территориальных организаций, удалось  восстановить на региональном.

 

В рамках Ассоциации определились мы и с едиными принципиальными подходами к развитию социального партнерства. Необходимо отметить, что практика заключения отраслевых соглашений в прошедший период активно расширялась, что позволяет трем отраслевым профсоюзам обеспечить их направленность на  конкретизацию и повышение уровня дополнительных гарантий и льгот работникам по сравнению с действующим законодательством

 

Предметом договорного регулирования все больше становятся вопросы защиты социальных интересов работников наших отраслей.

А здесь у нас также немало проблем.

Яркий тому пример - предоставление льгот по оплате жилья и коммунальных услуг специалистам наших отраслей  в сельской местности. Проблема, о которой я уже упоминал, говоря об обсуждаемом в настоящее время в Государственной Думе федерального закона об образовании.

Здесь  законодательство разделило  наши сферы деятельности.

На федеральном уровне только педагогическим работникам образовательных учреждений законодательно пока сохранено право  на компенсацию расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг  в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа).

В здравоохранении  и культуре такое право федеральным законодательством не предусмотрено.

В результате неоднократных обращений не только в органы законодательной и исполнительной власти, но и в надзорные органы нам удалось добиться принятия постановления Правительства РФ по федеральным учреждениям здравоохранения с конкретными размерами компенсаций. К сожалению, на уровне субъектов РФ  решение этого вопроса зависит во многом от уровня наполняемости бюджетов.

И здесь мы в рамках Ассоциации видим серьезную задачу на предстоящий период по  усилению работы с руководителями субъектов РФ, полномочными представителями Президента страны, ФНПР в Федеральных округах.

 

Предметом пристального  рассмотрения Ассоциацией стали вопросы Стратегии реформирования пенсионной системы.

Обстоятельный анализ всех предлагаемых вариантов Стратегии, категорическое несогласие Совета Ассоциации с отдельными ее принципиальными позициями, объединение усилий в рамках ФНПР  в значительной степени способствовали тому, что  срок принятия стратегии перенесен Президентом страны на год.

Но очевидно, что в  наступающий период нам всем предстоит огромная работа в этой части. Ибо пласт проблем для бюджетной сферы здесь велик.

Это, в первую очередь, сохранение права на досрочные и льготные трудовые пенсии; государственное финансовое обеспечение в случае принятия механизма корпоративных пенсий; уровень сохранения утраченного заработка при начислении пенсий; определение размера страхового взноса работодателем и т.д.

Динамичность нашей государственной политической жизни постоянно ставит перед нами новые проблемы.

 

В последние месяцы Совету Ассоциации пришлось активно подключиться к рассмотрению материалов общероссийского объединения работодателей «Российский союз промышленников и предпринимателей» (РСПП) «О концепции обновления трудового законодательства».

Учитывая, что в представленных РСПП в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений материалах, содержатся предложения по существенному расширению прав работодателей и ущемлению прав работников, минимизации гарантий государства,   противоречащие Конституции РФ и направленные фактически на демонтаж сложившейся в Российской Федерации системы социального партнерства, мы однозначно  выразили свое категорическое несогласие в отношении ее дальнейшего рассмотрения. Наша позиция, изложенная в виде обращения в РТК, распространена среди участников совместного заседания четырех групп РТК 28 ноября текущего года.

 

Должна отметить, что в ходе рассмотрения материалов РСПП членами  четырех рабочих групп РТК 28 ноября т.г., профсоюзная сторона не поддержала предложение РСПП вынести материалы «О концепции обновления трудового законодательства» для рассмотрения на заседании РТК, а также предложение РСПП создать рабочую группу в рамках РТК по рассмотрению положений, представленных РСПП в материалах «О концепции обновления трудового законодательства» с целью выработки согласованных подходов сторон РТК к вопросам изменения трудового законодательства и предложений по внесению соответствующих изменений.

 

Но очевидно и другое. В предстоящий период эти вопросы, конечно, вновь будут ставиться в той или иной степени  и стороной работодателей, да и Правительством РФ. И Ассоциация должна быть готова аргументированно и профессионально, в тесном взаимодействии с ФНПР, противостоять  проявленной и в позиции РСПП глобальной тенденции развития наступления на права работников и вытеснения профсоюзов и государства из сферы регулирования социально-трудовых отношений.  Думаю, это будет одной из важнейших наших задач в предстоящем периоде.

Разумеется, важную роль играет консолидация  усилий всех профсоюзов в рамках ФНПР, интересы трех отраслевых профсоюзов  в  которой, по наиболее проблемным, общим вопросам представляет Ассоциация.

Так, в Резолюции «Достойный труд - достойная зарплата», принятой на VII съезде ФНПР, нашли отражение практически все предложения, внесенные Ассоциацией.

 

Должна сказать, что требования Ассоциации получают полную  поддержку  не только ФНПР, но и  отраслевых профсоюзов внебюджетного сектора экономики. Так, Исполком  Центрального Совета Горно-металлургического профсоюза России принял постановление, где прямо говорится: «Территориальным органам профсоюза и профкомам первичных организаций оказать солидарную поддержку в ходе третьего этапа коллективных действий, проводимых Ассоциацией профсоюзов работников непроизводственной сферы РФ, намеченных на 10 ноября 2010 года».

Сложность и глубина задач, стоящих перед нашими профсоюзами и Ассоциацией, продиктовали необходимость выйти за традиционные рамки социального партнерства и  обрести новый опыт развития и расширения социального диалога не только с  государственными, но и  общественными институтами.

И прошедший период подтвердил правомерность этого.

 

Для подготовки профессиональных заключений по тем или иным вопросам и отстаивания позиций в органах государственной власти  укреплялись деловые контакты с профессиональными общественными организациями, работающими в наших сферах: Национальной медицинской палатой, создание которой Профсоюз поддержал именно в отчетный период; Российской медицинской ассоциацией и Ассоциацией медицинских сестер, Пироговским съездом врачей, Российским Союзом ректоров ВУЗов, Ассоциацией директоров учреждений среднего профессионального образования, Союзом театральных деятелей, Российской библиотечной ассоциацией, Союзом музеев России, Российской ассоциацией учебных заведений сферы культуры. Этот перечень можно еще продолжать. С рядом из этих организаций у профсоюзов заключены договоры о сотрудничестве.

Наработано много и очевидно, что Ассоциации необходимо анализировать этот опыт, который важен именно сейчас – в период реальной модернизации и реформирования отраслей бюджетной сферы, распространяя его среди региональных отделений.

Уважаемые делегаты и гости съезда!

Анализ проблем, которые предстоит решать в   ближайшее время профсоюзам бюджетной сферы, дает нам ответ на вопрос -  нужна ли Ассоциация?

Отстаивая интересы работников учреждений отдельных видов деятельности в бюджетной сфере, мы не должны позволить разобщить нас при определении принципиальных позиций, которые остаются общими!

Не подменяя отраслевые Профсоюзы в решении  специфических для каждого вида деятельности проблем, главная задача нашей Ассоциации - определить общие подходы для решения этих проблем и скоординировать деятельность профсоюзов в отстаивании наших общих требований перед органами власти всех уровней.

 

Вся предыдущая практика однозначно показала - для того, чтобы с нами считались, видели в нас полноправных партнеров, Ассоциация должна  оставаться мощной и организационно сильной.

Не снята с повестки дня и вероятность проведения акций протеста. А опыт проведения их Ассоциацией свидетельствует об их эффективности и результативности.

Напомню всем известный тезис: «Вместе - мы сила, вместе – мы можем решить стоящие перед нами вопросы».

Разрешите еще раз подчеркнуть,  эффективность  действий  Ассоциации по отстаиванию интересов трудящихся определяется авторитетом и влиянием Профсоюзов в обществе.

В этом залог успеха каждого из наших Профсоюзов! И залог нашего общего успеха!

 

Спасибо за внимание!