Доклад Дудина на пленуме Печать

Уважаемые коллеги!

Последний раз проблемы высшей школы, системы профессионального образования, уровня защищенности педагогов и студентов, перспективные задачи первичных профсоюзных организаций в учреждениях профобразования столь широко и предметно обсуждались и рассматривались в 2000 году на заседании II пленума ЦК Профсоюза.

Прошло 12 нелегких лет и вот снова аналогичный вопрос в повестке дня нашего с вами пленума. Что же было актуальным тогда – двенадцать лет назад - и что является приоритетным сегодня в деятельности профсоюза и его региональных и первичных организаций? Все ли проблемы, поднимаемые тогда, нашли свое решение, или нам еще предстоит ими заниматься? Как изменилась сама система профессионального образования, и каким стал портрет преподавателя и студента за эти годы? Какими стали условия труда в вузах, сохранилась ли система социального партнерства? Можем ли мы говорить о том, что профсоюзу многое удалось за эти годы, или стоит задать себе вопрос – почему не смогли?

 

О состоянии профсоюзного членства

в учреждениях профессионального образования

Но, прежде чем характеризовать систему профобразования и анализировать ее проблемные точки, необходимо остановиться на том, что представляет собой сегодня Общероссийский Профсоюз образования.

И прежде всего в части осуществления деятельности в учреждениях профессионального образования.

Сравнивая с цифрами двенадцатилетней давности, можно сделать вывод о том, что профсоюз как минимум не утратил позиций среди работников и студентов учреждений профессионального образования, а с учетом значительного сокращения приема в вузы и неблагоприятного демографического тренда сумел добиться заметных успехов в сохранении и развитии организационного единства этого кластера профсоюза. Чтобы было понятно, о чем я говорю, приведу еще несколько цифр.

С 2004 года по настоящий момент контрольные цифры приема граждан в вузы снизились на 20%, в том числе, по таким направлениям подготовки специалистов как экономика, юриспруденция, образование и педагогика - на 40%.

Не могу не сказать о тревожных фактах. За последний год наибольшее снижение членов Профсоюза среди студентов произошло в 15 региональных организациях Профсоюза. В том числе, в Камчатской краевой организации,  в Мурманской областной, в Карачаево-Черкесской республиканской, в Калмыцкой республиканской организации Профсоюза. Более чем на 10,0% снижена численность членов Профсоюза среди студентов в Псковской, Якутской, Хабаровской, Московской областной, Амурской, Смоленской, Владимирской, Пензенской, Новгородской, Ставропольской и Ульяновской региональных организациях Профсоюза.

 

О структурных изменениях

в системе профессионального образования

В последние годы наряду с нашей традиционной тематикой чрезвычайно острыми становятся вопросы, связанные с ситуацией перманентного реформирования как всей образовательной системы и ее экономических механизмов, так и системы профессионального образования.

Прежде всего, меняется сама классическая система подготовки кадров.

Проект Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предполагает модернизировать систему подготовки рабочих кадров и специалистов среднего звена. В условиях развития производства и внедрения новых наукоемких технологий предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях и вводится образовательная программа среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих.

В соответствии с законопроектом, система уровней высшего профессионального образования выглядит следующим образом:

Видоизменяется структура образовательных учреждений, осуществляется их условная и явная дифференциация, кроме того начата серьезная работа по оптимизации сети учреждений профобразования.

Что касается последнего, то с одной стороны – это вопрос совершенствования структуры профессионального образования, в том числе, оптимизации сети учреждений, приведения структуры подготовки кадров в соответствие с новыми требованиями, непосредственное участие представителей работодателей и их объединений в наполнении новым содержанием учебных планов и программ, с другой – это желание учредителя избавиться от так называемых «неэффективных» вузов. Об этом же свидетельствует упоминаемая в проекте Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда при оказании государственных (муниципальных) услуг, подготовленной Минтрудом России и социальной защиты, система целевых и контрольных индикаторов, используемая для обоснования сокращения значительной доли неэффективных государственных учреждений высшего профессионального образования и расширение до 30% в этой сфере доли вузов негосударственного сектора.

Реструктуризация учреждений идет путем их интеграции, укрупнения по принципу создания многоуровневых комплексов для обеспечения интеграции науки, образования и производства, концентрацию кадровых, финансовых и материальных ресурсов, которые, как предусматривается, возьмут на себя немалую нагрузку в кадровом и научном обеспечении запросов высокотехнологичного сектора национальной экономики.

Мы должны хорошо себе представлять, что эффективное функционирование образовательных учреждений нового типа, их успешное, поступательное развитие возможно, только если у коллектива будет присутствовать понимание стратегии и перспектив развития вуза, если коллектив будет заинтересован в результатах этой деятельности, если его представители будут включены в органы управления образовательным учреждением в целях реализации государственно-общественной системы управления учреждением.

(Об оценке критериев отнесения к неэффективным вузам Московской городской организацией Профсоюза)

Безусловно, процессы реструктуризации будут только набирать обороты. И поэтому нам представляется чрезвычайно важным рекомендовать вам быть в курсе и того, какие модели реорганизации могли бы быть использованы нашими первичками, прежде всего, с целью максимального смягчения процесса ломки устоявшихся профсоюзных организаций и недопущения нарушения законодательства в этих непростых процессах.

Развивая мысль о путях совершенствовании Министерством сети учреждений, нельзя не отметить следующие шаги, реализованные в последние годы, а именно:

формирование пула ведущих вузов,

 

которые будут пользоваться режимом наибольшего благоприятствования в части финансирования за счет средств федерального бюджета. В период с 2006 по 2014 годы на их развитие государство предусматривает выделение 105 млрд. рублей.

315 вузов подверглось укрупнению.

На начало 2012 года ликвидировано 97 филиалов вузов из 1042, планируется к ликвидации еще 90. 706 ссузов переданы в ведение субъектов Российской Федерации, планово осуществляется формирование университетских комплексов с включением165 ссузов в структуру вузов, присвоен статус автономных учреждений – 20 вузам.

Продолжая говорить о сети образовательных учреждений, реализующих программы начального, среднего и высшего профессионального образования, необходимо отметить следующее: если в 2004 году, на момент принятия ГОСов второго поколения, система профессионального образования характеризовалась показателями, демонстрирующими значительное превышение количества учреждений НПО и СПО над учреждениями ВПО и, соответственно, контингента в них, то уже в конце 2011 года ситуация изменилась.

Произошло сокращение сети, в основном, за счет учреждений НПО и СПО на 16% и контингента в них на 14 %.

За 2010-2011 гг. были реорганизованы и закрыты около 60 вузов - более 10% от общего числа. Отмечу, что реорганизация проводится не только с вузами Минобрнауки, но и с высшими учебными заведениями, находящимися в ведении других федеральных министерств.

Далее.

В настоящее время Правительство Российской Федерации сосредоточено на деятельности по созданию комплекса взаимосвязанных мер по повышению эффективности всей системы государственного управления.

В связи с этим, в числе приоритетов деятельности Правительства РФ в этом направлении выделяются две взаимосвязанные задачи.

Решение первой задачи обеспечивает принятый Федеральный Закон №83-ФЗ. Вместе с тем, и это уже обеспечение решения второй задачи, этот же закон предполагает изменение механизмов финансового обеспечения оказания государственных услуг и перевод учреждений с традиционного сметного финансирования на субсидии на выполнение государственного задания по оказанию, соответственно, государственных (муниципальных) услуг.

Конечной целью этих преобразований должно стать создание условий и стимулов для сокращения внутренних издержек и повышения эффективности деятельности бюджетных учреждений. Практическая реализация этих решений позволит уйти от платы только за сам факт существования учреждения, вне зависимости от результатов его работы. Объём бюджетного финансирования будет напрямую связан с количественными показателями государственного задания и качеством оказываемых услуг.

Исходя из необходимости решения поставленных задач, Министерство образования и науки РФ формулирует проблемную среду, которая в ближайшем будущем и будет определять основные задачи Министерства, приоритеты его деятельности в части развития профессионального образования, в том числе, посредством реализации утвержденной 11 октября 2012 года Правительством Российской Федерации, Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Какие же проблемы в сфере профессионального образования, на взгляд чиновников, являются в настоящее время превалирующими?

Указанные цели потребуют решения следующих задач:

обновления содержания, как условие подготовки конкурентоспособных кадров;

оптимизации сети;

формирование профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров через совершенствование системы формирования целевых программ и государственного задания;

совершенствования государственной поддержки обучающихся;

создания внешней независимой системы оценки качества профессионального образования.

 

О Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы

Поэтому и цели Государственной программы сформулированы с учетом положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и изменений, происходящих в системе образования за последние годы.

В качестве основных задач разработчики заявили формирование гибкой, подотчетной обществу системы непрерывного профессионального образования, развивающей человеческий потенциал, обеспечивающей текущие и перспективные потребности социально-экономического развития Российской Федерации посредством:

изменения его структуры, обеспечивающей гражданам возможность непрерывного образования;

формирования сети ведущих вузов, стимулирующих модернизацию системы в целом;

развития эффективных финансово-экономических механизмов управления;

введения «эффективного контракта» с педагогическими и научно-педагогическими кадрами;

развития современной инфраструктуры профессионального образования;

создания современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия.

Выраженной тенденцией развития кадрового потенциала организаций и предприятий становится создание собственных центров и программ обучения персонала. 66% работодателей предпочитают доучивать и переучивать своих работников на базе собственных образовательных подразделений. В целом такое положение отвечает мировой тенденции повышения роли внутрифирменной подготовки сотрудников. Государственная программа, как ожидается, обеспечит повышение роли корпоративной подготовки, установление более тесной связи профессионального образования с субъектами спроса на рынке труда.

Предполагается, что в результате реализации Государственной программы сеть учреждений и организаций профессионального образования приобретет структуру, соответствующую реалиям экономики знаний.

Подготовка аспирантов будет сосредоточена, в основном, в исследовательских университетах. В большинстве вузов, наряду с образовательными программами бакалавриата и магистратуры, будут реализовываться программы прикладного бакалавриата. К 2020 году все студенты будут учиться по индивидуальным учебным планам, включающим значительную долю самостоятельной работы с использованием информационных технологий.

Наряду с этим в регионах будут развиваться два типа сетей организаций, реализующих образовательные программы СПО и получения прикладных квалификаций, а также гибкие модульные программы переподготовки и повышения квалификации. С одной стороны, будут создаваться территориально доступные многопрофильные колледжи с гибкими вариативными образовательными программами. С другой стороны, ведущие отраслевые компании будут также совместно с государством развивать сети организаций, реализующих образовательные программы прикладных квалификаций, и организации СПО в конкретных отраслях. Укрупнение вузов и организаций СПО приведет к сокращению их общего числа – это то, о чем мы с вами уже говорили.

Выполнение заявляемых шагов модернизации профессионального образования предполагается осуществлять путем реализации подпрограммы «Развитие профессионального образования».

Основные положения этой подпрограммы изложены на слайде.

Таким образом, принципиальные изменения в системе профессионального образования будут происходить в следующих направлениях:

обновление структуры, содержания и технологий реализации образовательных программ;

реструктуризация сети вузов, в том числе, в рамках развития региональных социально-экономических систем;

улучшение кадрового состава образовательных организаций и его продуктивности;

формирование сети ведущих вузов, в том числе, университетов – международных лидеров;

внедрение нормативного подушевого финансирования, использование потенциала негосударственных организаций для выполнения государственного задания.

Планируется поддержать вузы, проводящие международную аккредитацию и экспертизу образовательных программ, реализующих такие принципы Болонского процесса как гибкость, высокая доля самостоятельной работы.

Приоритетом является и решение проблемы массовой подготовки специалистов для рынка труда, в том числе, посредством реализации программ прикладного бакалавриата, обеспечивающего, наряду с фундаментальными знаниями в определенной предметной области, квалификацию для работы со сложными технологиями.

Другой приоритетной задачей, а для нашего профессионального сообщества – весьма болезненной и неоднозначной, является качественная, количественная и территориальная оптимизация сети вузов, в результате которой сформируются группы вузов, имеющие специфические миссии и задачи, достигающие высокого качества образования.

Среди них должны быть исследовательские вузы мирового класса, обеспечивающие лидерство России в фундаментальной и прикладной науке, включенные в систему коммерциализации знаний и технологий.

Другую важную группу вузов составят отраслевые лидеры, включенные в процессы технологической и кадровой модернизации различных отраслей российской экономики.

Важнейшая функция социально-культурной модернизации страны ляжет на группу вузов гуманитарной и социальной направленности, включая вузы, готовящие педагогов.

Еще одну группу вузов образуют университеты, ведущие массовую подготовку бакалавров (в том числе, прикладных бакалавров) и специалистов для массовых сегментов региональных рынков труда. Крупные центры заочного (дистанционного) образования с высоким современным качеством программ займут нишу открытого образования.

 

Об «эффективном контракте»

Модернизация профессионального образования не произойдет без качественного обновления преподавательского корпуса, что потребует, наряду с мерами по повышению квалификации преподавателей, привлечению талантливых молодых специалистов в сферу профессионального образования, перехода на «эффективный контракт» между преподавателями и организациями профессионального образования. Основой «эффективного контракта» должен стать конкурентоспособный уровень заработной платы преподавателей в профессиональном образовании. С этой целью предполагается обеспечить доведение к 2018 году средней заработной платы преподавателей и мастеров производственного обучения образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования до средней заработной платы в соответствующем регионе и повышение к 2018 году средней заработной платы преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования до 200% от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Введение «эффективного контракта» предполагает активное участие преподавателей в исследованиях и разработках, повышение ответственности за результаты работы. Эта задача связана с перестройкой системы повышения квалификации научно-педагогических кадров, повышением качества управления, переподготовкой руководителей системы профессионального образования.

Приоритетом обозначается и необходимость обеспечения доступности профессионального образования для всех граждан независимо от их социально-экономического положения и состояния здоровья. Для реализации этого подхода предполагается развивать систему образовательного кредитования, повысить размер социальных стипендий до уровня прожиточного минимума, обеспечить нуждающихся студентов местами в общежитиях, создать условия для дистанционного и инклюзивного образования для инвалидов и лиц, нуждающихся в особых условиях.

Считаю важным отметить, что Правительство РФ акцентирует наше внимание на том, что указанные приоритетные задачи не могут быть решены без серьезной перестройки механизмов финансирования, которые должны быть направлены на обеспечение прозрачности и конкуренции, на повышение инвестиционной привлекательности системы профессионального образования, как для работодателей, так и для студентов. Важнейшей частью обновления механизмов финансирования должен стать переход от распределения контрольных цифр приема к действительно конкурентным процедурам распределения государственного задания. Внедрение механизмов стимулирования конкуренции между организациями профессионального образования, в том числе, реализация нового подхода при распределении государственного задания на подготовку кадров (с учетом негосударственных вузов), будет способствовать усилению конкуренции в сфере профессионального образования и повышению качества, предоставляемых организациями, образовательных услуг.

Таким образом, в период реализации Государственной программы предполагается завершить процесс формирования системы профессионального образования, включающей в себя учреждения и организации с различными миссиями и задачами, тесно связанной с развитием экономики и общества, обеспечивающей опережающее развитие конкурентоспособного человеческого капитала в России.

*****

Уважаемые коллеги!

Заканчивая краткую характеристику системы профессионального образования и ожидающих ее в самом ближайшем времени изменений, хочу сказать о том, что, естественно, указанные вызовы и предстоящие изменения не оставят в стороне профессора, преподавателя, студента. Перестройка всей системы профессионального образования не может не отразиться на условиях труда, уровне и степени защищенности тех или иных категорий работников. Нам предстоят очень непростые времена как с точки зрения включенности в предстоящие модернизационные процессы, так и с позиции нашей с вами готовности адекватно и профессионально реагировать и защищать членов профсоюза в новых условиях.

Оценивая нашу готовность осуществлять работу в новых условиях, нельзя не отнестись к некоторым результатам своеобразной самоидентификации, небольшого самообследования, которые мы позволили себе, готовясь к сегодняшнему рассмотрению вопроса.

Учитывая, что мы подготовили для членов Пленума достаточно объемный материал об итогах проделанной работы, думается было бы целесообразным в моем выступлении остановиться, прежде всего, на основных выявленных достижениях наших организаций и проблемах, которые являются наиболее характерными и актуальными. И, естественно, на тех задачах, которые нам вместе предстоит решать.

Готовясь к освещению сегодняшнего вопроса, мы условно структурировали сферу своих интересов двумя крупными составляющими. С одной стороны, мы пытались анализировать актуальные внешние факторы и вызовы, определяющие характер основной деятельности Профсоюза в учреждениях профессионального образования в современных условиях, с другой – рассматривались проблемы внутренней самоорганизации и анализировались факторы, не позволяющие в должной степени эффективно реализовывать основные защитные и представительские функции.

Что нас интересовало в первую очередь?

Это, прежде всего, вопросы участия наших первичных и региональных организаций в повышении социального статуса педагогических работников, особенности функционирования первичных профсоюзных организаций в условиях введения многоуровневой системы образования, создание и развитие новых моделей профорганизаций в условиях реструктуризации сети учреждений профессионального образования, поиск и реализация нашими структурами эффективных форм и способов представительства и защиты интересов членов профсоюза.

Ничуть не в меньшей степени нас заботят проблемы повышения эффективности координации деятельности первичных профсоюзных организаций в учреждениях профобразования региональными организациями профсоюза, проблемы кадровой политики, значительная «текучесть» нашего контингента, вопросы самосохранения и самовоспроизводства организаций в условиях значительного увеличения численности и разнообразия общественных институтов в сфере профессионального образования.

 

Об основных тенденциях, связанных с состоянием профчленства в первичных профсоюзных организациях

Говоря о динамике профсоюзного членства в учреждениях профессионального образования, необходимо отметить, что, несмотря на незначительную отрицательную динамику, цифры, характеризующие эти показатели, последние несколько лет находятся, за некоторым исключением, в состоянии динамического равновесия, демонстрируя достаточно высокую степень устойчивости профсоюзного членства в вузовских первичках.

В целом, уровень профсоюзного членства остается стабильным, несмотря на значительное снижение численности работников в учреждениях профобразования, связанное, прежде всего, с оптимизационными процессами, значительным сокращением сети учреждений НПО и СПО, неблагоприятным демографическим трендом, непосредственным образом влияющим на количество студентов очной формы обучения в вузах, резким снижением контрольных цифр приема, а в ряде случаев и с недостаточной активностью в области мотивационной работы в ряде региональных и вузовских профсоюзных организациях (Санкт-Петербург, Новосибирск).

Сохранение стабильного уровня членства стало возможным благодаря усилиям региональных и первичных профсоюзных организаций, направленным на поиск новых форм мотивационной работы, активизацию работы по привлечению в состав региональных организаций профсоюзных организаций, действующих в учреждениях начального и среднего профессионального образования, и имевших ранее иную ведомственную принадлежность. Немаловажное значение имеет и значительная активизация студенческих первичных профсоюзных организаций по работе с контингентом студентов, обучающихся на условиях полного возмещения затрат.

Вместе с тем нельзя не отметить и факты, демонстрирующие явные упущения в мотивационной работе и обеспечении организационного единства в отдельных первичных профсоюзных организациях.

Причинами этого выступают: и ослабление уровня работы профкомов по основным направлениям деятельности; и идущая реорганизация в структурных подразделениях; выведение части функций подразделений в аутсорсинг; выход из Профсоюза высокооплачиваемых категорий работников, в том числе, руководителей административных структур), а также недоработки в работе профкомов; частая смена председателей; недостаточный уровень индивидуальной работы с вновь поступающими на работу.

В связи с ослаблением уровня работы профкома по основным направлениям деятельности, а также произошедшей сменой председателя организации, наибольшее снижение числа работающих членов Профсоюза произошло в Воронежском государственном архитектурно-строительном университете, тревожная ситуация складывается в профсоюзной организации Ставропольского государственного педагогического института.

Игнорируя требования краевой вышестоящей организации Профсоюза о передаче ей на профучет вузовской первички, разъяснения по этому вопросу экспертов аппарата Профсоюза, председатель Ставропольской городской организации Профсоюза Н.Ф. Сазыкина попросту пустила на самотек ситуацию в указанном вузе, что подтверждается уровнем профсоюзного членства в этой организации в 11%.

К сожалению, и в учреждениях высшего профессионального образования Пермского края в течение 3 последних лет численность работающих членов Профсоюза уменьшилась на 834 человека или на 16%.

Я полагаю справедливым отметить, что практически у всех первичных профсоюзных организаций есть резервы по увеличению численности членов Профсоюза и укреплению организаций. И ситуация напрямую зависит от сложившейся системы, того, как поставлена эта работа как самой первичной профсоюзной организацией, так и региональной организацией Профсоюза.

Другой характерной особенностью становится тенденция увеличения удельной численности членов профсоюза учреждений профессионального образования в общем количестве членов профсоюза, находящихся на профучете в ряде региональных организаций Профсоюза.

Напрашивается вывод о том, что достаточно высокий удельный вес членов профсоюза в учреждениях профессионального образования должен повлечь адекватное представительство указанных категорий членов профсоюза в коллегиальных руководящих органах региональных организаций. Однако на деле этого зачастую не происходит. Далеко не всегда председатели первичных профсоюзных организаций работников и студентов образовательных учреждений профессионального образования входят в состав областных, краевых, республиканских комитетов Профсоюза и зачастую крайне недостаточно представлены в составах президиумов региональных организаций. Вместе с тем, и мы должны понимать это, такое представительство позволяет своевременно выносить на рассмотрение руководящих органов региональных профсоюзных организаций проблемные вопросы и максимально полно учитывать интересы обучающихся и работников при принятии решений в региональных организациях Профсоюза.

Кроме того, и этот посыл также вытекает из указанной тенденции, считаю возможным предложить региональным и межрегиональным организациям Профсоюза рассмотреть вопрос о пересмотре устоявшихся подходов в отношении определения нормы представительства студенческих профсоюзных организаций в ходе проведения в Профсоюзе отчетно-выборных кампаний. Зачастую резкое, нерациональное, с позиции здравого смысла, ограничение норм представительства студенческих профорганизаций в ходе проведения отчетов и выборов в вышестоящих организациях, вызывает бурную эскалацию негативных настроений в отдельных организациях и приводит к неоправданно острым, быстро перерастающим в хронические, конфликтам.

 

О реализации региональными организациями Профсоюза и первичными профсоюзными организациями представительской функции

Далее. Развивая мысль о необходимости полноценной реализации представительской функции первичными организациями профсоюза, необходимо отметить, что сегодня эта функция приобретает особую значимость.

Во-первых, только активным участием в деятельности ректоратов, ученых советов, наблюдательных советов вузов, комиссий по урегулированию трудовых споров, иных коллегиальных органов управления учебными заведениями, можно реализовать декларируемый принцип общественно-государственного подхода в управлении учебными заведениями.

Во-вторых, полноценный партнерский диалог на уровне субъектов РФ, успех этого диалога, возможен только в случае включенности председателей первичных профсоюзных организаций вузов в деятельность региональных советов ректоров, региональных двух- и трехсторонних комиссий, молодежных правительств, координационных советов, иных совещательных и представительных органов.

И, в-третьих, внятное и ответственное представление интересов членов профсоюза, однозначная идентификация профкомов вузов, как в стенах учебного заведения, так и за его пределами, крайне важна на фоне все большего разнообразия различных общественных организаций и структур, осуществляющих в учебных заведениях аналогичный функционал или его часть.

Первичным профсоюзным организациям образовательных учреждений профессионального образования предстоит значительно активизировать работу по обеспечению и реализации представительской функции Профсоюза в управлении образовательными учреждениями, представительству и защите трудовых прав работников.

Профсоюзный комитет должен сделать все от него зависящее, чтобы Коллективный договор вуза предусматривал мероприятия по переподготовке, повышению квалификации, содействию занятости работников и соблюдению их прав при возможном увольнении в условиях реорганизации учреждений.

В связи с предполагаемыми изменениями, региональным организациям Профсоюза предстоит содействовать созданию и совершенствованию практики работы новых моделей первичных профсоюзных организаций, объединяющих членов профсоюза различных образовательных учреждений, в многоуровневый и многофункциональный образовательный (научно-образовательный) комплекс; проводить мониторинг эффективности деятельности новых профсоюзных организаций.

Безусловно, перед региональными и первичными профсоюзными организациями будет стоять важная задача повышения авторитета и статуса профсоюзной организации в условиях увеличивающейся самостоятельности образовательных учреждений профессионального образования, когда решения многих вопросов будут зависеть от сплоченности коллективов работников и студентов в деле защиты своих интересов, а также от профессионализма и активной позиции их представительных органов.

Полагаем, что Профсоюзу, его региональным и первичным организациям целесообразно начать работу по разработке модели социального аудита по вопросам, прежде всего, сохранения и возможных путей развития социальной инфраструктуры и условий проживания в общежитиях, организации питания, занятий спортом, оздоровления студентов, условий их обучения, а также условий труда и повышения квалификации преподавательского состава, возможностей оздоровления работников и другим, значимым положениям Коллективных договоров и Соглашений.

Территории, которые мы посетили, демонстрируют достаточно характерную картину эффективной реализации представительской функции Профсоюза в диалоге с региональными властями, в том числе, в вопросах, непосредственным образом связанным с проблемами региональных систем профессионального образования. Справочные материалы и расширенная версия доклада содержат перечень конкретных примеров реализации региональными организациями Профсоюза этого важного направления работы.

 

О социальном партнерстве

В целом, на сегодняшний день, можно говорить о сформировавшейся, достаточно стройной и работоспособной системе социального партнерства в системе профессионального образования.

В соответствии с трудовым законодательством, для решения проблемы повышения социального статуса педагогических работников, реализации социально-трудовых прав и гарантий работающих и обучающихся в сфере профессионального образования, используется метод договорного регулирования, который базируется на принципах социального партнерства. Здесь он активно реализуется, в основном, на двух уровнях социального партнерства: на отраслевом уровне и, непосредственно, на уровне организаций высшего профессионального образования.

На отраслевом уровне установление основ регулирования социально-трудовых отношений, отраслевых льгот и гарантий осуществляется посредством регулярного заключения Отраслевого соглашения. Действующее в настоящее время Соглашение по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации, заключено на 2012-2014 годы.

Особенностями реализации Отраслевого Соглашения на 2009-2011 годы являлось то, что договоренности выполнялись в условиях дальнейшей модернизации сферы образования и реорганизации образовательных учреждений, перехода на уровневую систему подготовки кадров, смены типа образовательных учреждений, принятия мер антикризисного характера, реализации инновационных образовательных программ, движения по пути дальнейшей дифференциации системы высшего профессионального образования, формирования устойчивой группы вузов-лидеров, способных реально повлиять на процесс инновационного развития российской образовательной системы в целом, обеспечения ее конкурентоспособности на мировом рынке образовательных услуг, конструктивного социального диалога сторон, направленного на дальнейшее развитие социального партнерства.

Нашей основной задачей в тот непростой период являлась работа по контролю за соблюдением социальных гарантий работников и обучающихся, состоянием системы повышения квалификации преподавателей, а также работа, связанная с участием в реализации Федерального Закона №83-ФЗ. С конца 2008 года шла нелегкая работа подведомственных учреждений и организаций по переходу на новую систему оплаты труда. Последовательно решались вопросы повышения результативности труда, в том числе, за счет оптимизации штатных расписаний и мобилизации внутренних ресурсов. Планы перехода на новые системы оплаты труда предусматривали участие Профсоюза на ключевых этапах согласования основных документов по переходу на новую систему оплаты труда, что позволило избежать достаточно большого количества проблем.

Была реализована на федеральном уровне система взаимного диалога с Координационными советами председателей профсоюзных организаций работников и студентов вузов, которая позволяла достаточно эффективно обсуждать возникающие проблемы, вовремя их решать, сохраняя хороший морально-психологический и корпоративный уровень социально-трудовых отношений, ориентированных на обеспечение стабильной, бесконфликтной работы в отрасли.

В рамках реализации Отраслевого соглашения был впервые организован и проведен Всероссийский конкурс «Лучший коллективный договор». В нем приняли участие более 100 вузов. В соответствии с целями конкурса осуществлялся отбор лучших коллективных договоров, непосредственно характеризующих эффективность их применения для совершенствования социально-трудовых отношений, обеспечения стабильной, бесконфликтной работы вуза, повышение качества предоставляемых вузом образовательных услуг, роста благосостояния и социальной защищенности работников.

К сожалению, на региональном уровне слабо реализуется возможность установления мер дополнительной социальной поддержки работников и обучающихся за счет использования трехсторонних Соглашений, заключаемых между региональными федерациями профсоюзов, региональными объединениями работодателей и администрациями соответствующих регионов; отраслевых региональных соглашений, заключаемых региональными организациями Профсоюза с госорганами исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих управление в сфере образования. Из анализа анкет, поступивших из 40 регионов, следует, что такая возможность реализована только в 13 регионах и, в основном, это - льготный проезд в городском транспорте для аспирантов и студентов (Белгород, Санкт-Петербург, республика Марий-Эл), выделение льготных путевок на лечение и отдых работникам учреждений СПО и НПО (Брянск, Ростов-на-Дону, Тула).

Следует отметить, что ряд областных комитетов Профсоюза, в рамках реализации социального партнёрства с администрацией области или города, добились принятия региональных Законов, обеспечивающих социальную поддержку работников, студентов.

Эти примеры демонстрируют, что, несмотря на жесткие правила игры, определяемые Федеральным Законом №122-ФЗ и предусматривающие жесткое разграничение полномочий между уровнями власти, можно находить подходы и оказывать социальную поддержку работникам вузов федерального подчинения. Именно для этого, по инициативе ЦС Профсоюза, в Отраслевое соглашение на 2012-2014 годы введено обязательство сторон, предусматривающее, что Соглашения Минобрнауки России с государственными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по федеральным учреждениям, подведомственным Минобрнауки России, а также региональные и территориальные Соглашения могут предусматривать дополнительное выделение средств из региональных и местных бюджетов, направляемых на улучшение условий труда и быта, организацию отдыха работников, их семей, мероприятия по охране здоровья и другие социальные нужды работников федеральных учреждений.

В условиях модернизации высшего образования, приобретения вузами все большей автономии, важным направлением деятельности региональных организаций Профсоюза, Координационных советов председателей, ассоциаций профсоюзных организаций вузов становится задача выстраивания, в рамках социального партнерства, взаимоотношений с региональными Советами ректоров. Как следует из анализа анкет, такая работа проводится, но не везде.

 

О координационном совете председателей первичных профсоюзных организаций вузов (КСП Профсоюза)

Важное значение в работе ЦС Профсоюза с первичными профсоюзными организациями работников вузов имеет координация и организация деятельности через КСП - Координационный совет председателей первичных профсоюзных организаций работников вузов.

Одним из главных направлений в деятельности КСП является  участие членов Президиума КСП в работе Отраслевой комиссии, встречах Профсоюза образования с Российском советом ректоров, с представителями Министерства образования и науки РФ.

Еще в 2006 году членами КСП был подготовлен проект целевой ведомственной программы «Социальная поддержка работников вузов». Это достаточно важный этап в деятельности КСП. Все председатели вузов постоянно возвращаются к этой теме: необходимости создание программы, позволяющей реализовывать социальную поддержку работников вузов, по аналогии с социальной поддержкой студентов, за счет средств государственного бюджета.

Инициативная группа членов КСП активно участвовала в процессе переговоров с депутатами Государственной Думы РФ по вопросу об увеличении доплат кандидатам и докторам наук за ученые степени до 3000 и 7000 рублей соответственно.

Членами КСП велась работа и в процессе разработки новой системы оплаты труда, были внесены предложения и поправки в документы, которые разрабатывались Рособразованием  для введения этой системы в 2008 году.

Члены президиума КСП участвуют в работе окружных семинаров для председателей профсоюзных организаций работников вузов. Через эту форму происходит обмен опытом работы председателей из разных федеральных округов России. Члены Президиума участвуют совместно с работниками аппарата Профсоюза в работе выездных комиссий в регионы по изучению опыта работы региональных КСП Профсоюза, профсоюзных организаций вузов.

Члены КСП провели большую работу по сбору предложений в Отраслевое соглашение на 2012-2014 годы, принимали активное участие в работе Отраслевой комиссии.

Создан сайт КСП Общероссийского Профсоюза образования и группа КСП в социальной сети Facebook, где регулярно ведется обсуждение  основных проблем, касающихся модернизации и реструктуризации сети вузов, обмен опытом работы первичных профсоюзных организаций, проведение оперативного мониторинга по вопросам оплаты труда, охраны труда, социальным программам и другим вопросам, затрагивающим интересы работников вузов.

Слова признательности нужно сказать членам президиума КСП и за их работу по подготовке настоящего пленума ЦС Профсоюза, потому что именно на их плечи легла задача по анализу ответов, поступивших из 40 региональных и межрегиональных организаций Профсоюза.

 

Студенческие профсоюзные организации. СКС Профсоюза

Наличие в структуре нашего Профсоюза студентов диктует необходимость поиска особых специфических подходов в осуществлении партнерских функций этой категорией членов Профсоюза. В выстраивании диалога, как на уровне образовательного учреждения, так и на федеральном уровне. Основной особенностью, препятствующей осуществлению этой функции, является отсутствие у этой категории членов профсоюза правовых оснований для полноценного осуществления социального партнерства.

Поскольку студенты не являются субъектами трудового права, и на них, фактически, не распространяются позиции Трудового кодекса, предусматривающие регулирование правоотношений в сфере социального партнерства, нам пришлось искать подходы, исключающие подобную дискриминацию в отношении студентов-членов Профсоюза.

Студенческие организации заключают Соглашения о взаимодействии с администрациями учебных заведений в качестве либо самостоятельных нормативных актов, либо оформляют эти Соглашения приложениями к Коллективным договорам соответствующих образовательных учреждений.

Совершенно иные подходы используются студенческими организациями с целью выстраивания эффективных взаимоотношений с социальными партнерами на федеральном уровне, и здесь основная нагрузка приходится на Студенческий координационный совет Профсоюза.

Студенческие профсоюзные организации, являясь одной из форм студенческого самоуправления, тесно вплетены в учебную, научно-исследовательскую, социальную и воспитательную работу в образовательных учреждениях. В этой связи, в центре внимания СКС постоянно находится целый ряд вопросов.

Осуществляя регулярный рабочий диалог с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции учредителя в отношении подведомственных учреждений профессионального образования, СКС Профсоюза достаточно успешно сумел добиться целого ряда договоренностей, направленных на реализацию дополнительных возможностей в вопросах защиты и представления интересов студентов. Более полно с деятельностью СКС вы можете ознакомиться в развернутой версии отчета.

Скажу лишь, что нужно признать - на протяжении последних 2-3 лет взаимодействие СКС Профсоюза и Министерства образования и науки РФ пошло на спад. Можно рассматривать здесь в качестве причины и нашу низкую активность, и частую сменяемость руководителей: сначала Федерального агентства по образованию, потом Министерства образования и науки Российской Федерации. Мы сталкивались с ситуацией, когда договоренности, достигнутые на определенном этапе с руководителями агентства и Минобрнауки, игнорировались нашими социальными партнерами, пришедшими им на смену.

 

12 ноября этого года Министр образования Д.В. Ливанов провел рабочую встречу с Президиумом СКС Профсоюза. В ходе встречи были достигнуты договоренности о подписании Соглашения между Профсоюзом и Минобрнауки России, в котором дополнительно закрепляются права обучающихся, не охваченные Отраслевым соглашением. Также в ходе этой встречи были рассмотрены основные аспекты развития студенческого самоуправления, вопросы эффективного распределения стипендиального фонда, вопросы, связанные с периодически появляющимися случаями нарушения прав обучающихся и необходимостью мониторинга этих процессов.

Не могли мы не затронуть животрепещущую тему, касающуюся реструктуризации подведомственных учреждений высшего профессионального образования. Министр выразил согласие с предложенными СКС Профсоюза подходами по сохранению гарантий прав обучающихся в ходе осуществления реструктуризации вузов и их филиалов. По этому вопросу Министром дано поручение сформировать Регламент по регулированию вопросов реорганизации образовательных учреждений в части обеспечения прав обучающихся.

23 апреля 2009 года по инициативе СКС Профсоюза принято решение об утверждении Экспертного Совета по вопросам студенчества при Комитете по образованию Государственной Думы.

Большая работа членами Экспертного совета по вопросам студенчества проведена по подготовке замечаний и предложений к проекту Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации».

Вместе с тем, сегодня нельзя говорить о том, что все задачи решены. У председателей профсоюзных организаций студентов вузов последнее время возникают трудности во взаимопонимании с вновь пришедшими на работу ректорами, которые, к сожалению, не владеют вопросами обеспечения социального партнерства, знанием законодательства в этой области, и часто воспринимают профсоюзную организацию как обособленную и стороннюю организацию.

Острыми остаются вопросы недостаточного внимания к проблемам охраны здоровья студентов, в частности, ликвидация студенческих межвузовских поликлиник. Недостаточно проработана система организации временной занятости студентов и содействия трудоустройству выпускников учреждений профессионального образования. Есть необходимость в уточнении форм и методов работы, роли и участия профсоюзных студенческих организаций вузов в проведении внутривузовского аудита, при аккредитации вузов, оценке качества преподавания и т.п.

Чрезвычайно остро стоят вопросы, связанные с новыми подходами к стипендиальному обеспечению студентов, с вопросами самоидентификации студенческих профсоюзных организаций на фоне серьезного роста количества иных общественных организаций со схожим функционалом и именуемых органами студенческого самоуправления.

Решение указанных задач невозможно без хорошо подготовленного, профессионального актива. Сегодня, к сожалению, специфика деятельности студенческих профорганизаций, большая текучесть кадров в этом кластере Профсоюза, накладывает определенный отпечаток на уровень реализации профессиональных компетенций целого ряда наших студенческих председателей. Ситуация усугубляется тем, что многие председатели не являются освобожденными работниками и, соответственно, слабо осознают личную ответственность за успешную реализацию организацией ее основных функций.

 

Анализ финансовой деятельности

Анализ финансовой деятельности, в том числе, финансовой дисциплины наших организаций, эффективности планирования расходных обязательств, исполнительской дисциплины, безусловно, является важнейшей иллюстрацией профессиональной состоятельности наших первичных профсоюзных организаций и их экономической устойчивости.

Анализ финансовых отчетов по перечислению профсоюзных взносов первичных профсоюзных организаций высшего, среднего и начального профессионального образования в региональные (межрегиональные) организации Профсоюза показал, что, в среднем, процент отчисления первичными профсоюзными организациями работников учреждений профессионального образования составил 26,0%.

Минимальный процент отчислений в региональных организациях Профсоюза отражен на слайде.

Профсоюзными организациями студентов, в среднем, перечисляется 14,2%.

Не отчисляются профсоюзные взносы первичными профсоюзными организациями студентов в 6 региональных организациях Профсоюза: Дагестанской, Кабардино-Балкарской, Московской областной, Орловской, Тамбовской, Ростовской.

В нарушение Устава Профсоюза, между Теркомом межрегиональной организации Профсоюза г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области и территориальной организацией профсоюзных организаций ВУЗов Санкт-Петербурга (ТОПОВУЗом), являющейся объединением в составе Теркома Профсоюза, заключено Соглашение от 02 октября 1998 года о перечислении членских профсоюзных взносов из вузовских организаций в ТОПОВУЗ. Средства в размере 3,5% (из 13,5%) остаются на счете ТОПОВУЗа, а оставшиеся 10% переводятся на счет Теркома межрегиональной организации Профсоюза. Таким образом, на деятельность Теркома межрегиональной организации Профсоюза остается (после выполнения обязательства перед ЛФП и ЦС Профсоюза) лишь 6% от средств, направляемых из профсоюзных организаций ВУЗов, входящих в ТОПОВУЗ.

Полагаю необходимым обратить ваше внимание на то, что профсоюзные взносы являются собственностью Профсоюза, и любые решения любых профсоюзных организаций, отличные от решений вышестоящих профсоюзных организаций, в том числе, касающиеся порядка и процента отчисления взносов в вышестоящие организации, являются нарушающими Устав Профсоюза. А у нас, к сожалению, в целом ряде первичных организаций, в том числе, в учреждениях профессионального образования, зачастую или грубо нарушаются решения пленумов региональных организаций Профсоюза о проценте членских профсоюзных взносов, перечисляемых наверх, вплоть до отказа исполнять свои уставные обязательства, либо этот процент устанавливается, исходя из собственного понимания председателей таких первичек или их выборных органов о том, сколько «не жалко» перечислить в вышестоящую организацию.

Часто финансовая работа в первичных профсоюзных организациях вузов сводится к тому, что средства, полученные от членов Профсоюза в виде взноса, максимально (от 50% до 70%) возвращаются самим же членам Профсоюза в виде материальной помощи. Тем самым решается финансовая проблема отдельных членов профсоюза, а не всех членов профсоюза. Такая практика «подкормки» профсоюзного актива формирует «нужные настроения» и абсолютную лояльность профактива к руководителям профорганизации.

Другой крайностью являются решения отдельных региональных организаций о минимальном отчислении (2% - 4%) или об освобождении от перечисления в вышестоящие профорганизации членских профсоюзных взносов, собираемых в студенческих первичных профсоюзных организациях, что также является нарушением основополагающих принципов, на которых строится финансовая дисциплина в профсоюзе.

Описанная мною практика является многолетним и трудноизлечимым «заболеванием» нашей системы перераспределения членских профсоюзных взносов. Предлагаю, с целью исправления ситуации, тщательно проработать, подготовить и вынести на рассмотрение коллегиальных руководящих органов Профсоюза вопроса о единых подходах к установлению минимальной нормы отчисления членских профсоюзных взносов первичными и иными профсоюзными организациями, регулируемой решениями Центрального Совета Профсоюза. При этом, не лишая региональные организации Профсоюза права устанавливать предельные значения отчислений, исходя из необходимости решения текущих и перспективных задач.

Кроме того, мы не должны забывать, что, если первичные профсоюзные организации работников собирают в качестве членских профсоюзных взносов, как правило, 1% от заработной платы, то для студенческих первичных профорганизаций эта норма колеблется от 1 до 5% от стипендии и здесь, естественно, возникает вопрос об эффективности расходования этих средств.

Анализ распределения средств бюджета первичных профорганизаций в учреждениях профессионального образования показывает, что значительная часть средств по-прежнему направляется на выдачу материальной помощи и проведение культурно-массовых мероприятий. В то же время низким остается процент расходования средств на такие важные направления как информационная работа, обучение кадров и профактива, инновационные формы работы в Профсоюзе.

Вызывает серьезную обеспокоенность и факт, когда первичные профсоюзные организации вузов большую часть собираемых взносов тратят на содержание аппарата.

Указанные примеры не являются чем-то исключительным, список можно было бы продолжать достаточно долго, они скорее наиболее рельефно подчеркивают те приоритеты, которые присутствуют в осуществлении профорганизациями своих полномочий.

В огромном количестве организаций не исполняется Постановление Президиума ЦК Профсоюза, предусматривающее выделение на обучение профактива 6-10% средств профбюджета, и направление 3-5% расходов на информационную работу.

Такое расходование средств профсоюзного бюджета не оставляет возможности для развития инновационных форм дополнительной социальной поддержки членов Профсоюза, на информационную работу и обучение профактива.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что значительным числом первичных профорганизаций учреждений профессионального образования не ставится задача формирования резерва средств профсоюзного бюджета для решения задач перспективного развития организаций Профсоюза в целях повышения уровня социальной защищенности членов профсоюза, удовлетворения их актуальных потребностей.

 

О кадровой политике и обучении профактива

Уважаемые коллеги! Безусловно, мы понимаем с вами, что эффективность работы первичных профсоюзных организаций непосредственным образом связана с вопросами профессионализма профсоюзных кадров, актива, с уровнем и состоянием кадровой работы в наших организациях.

В целом, по результатам нашего анализа можно сделать вывод о том, что прослеживается определённая система в работе с кадрами. Вопросы работы с кадрами и активом рассматриваются на заседаниях коллегиальных органов региональных и межрегиональных организаций Профсоюза. Предпринимаются меры по повышению профессионального уровня актива, осуществляется обучение кадров и актива. Принимаются меры по созданию системы работы с резервом профсоюзных кадров.

Обучение студенческого профактива проводится, практически, во всех проанализированных регионах, а вот профактив работников вузов в регионах, где вузов мало, проходит обучение в рамках общих мероприятий со всеми территориальными организациями.

Тематика семинаров, как правило, связана с проблемами модернизации образования, реорганизации сети вузов, вносимыми изменениями в законодательство. Регионы проводят обучение регулярно, не реже 1 раза в год.

Так, например, работа Ставропольской краевой организации Профсоюза по обучению профсоюзного актива строится на многоуровневой системе, предполагающей поэтапное освоение профессиональных знаний и навыков. В стадии разработки краевая Программа повышения квалификации профсоюзного актива.

Инновацией в обучении профактива является Программа «Инновационные технологии в обучении профсоюзного актива на этапе модернизации Российского образования», которая в 2011 году разработана и успешно внедрена на базе института интегрированных программ высшего и послевузовского образования ПГЛУ (один из разработчиков Программы – председатель первичной профсоюзной организации работников ПГЛУ, член КСП – Котракова Э.В.)

Как правило, обучение организуется силами региональных организаций, реже – силами самих первичных организаций. К сожалению, степень участия в обучающих мероприятиях КСП и СКС Профсоюза оставляет желать лучшего. Примерно в половине регионов КСП и СКС Профсоюза не работают, как конструктивные советы по объединению интересов вузов в регионе, либо нет их конструктивного взаимодействия с региональными организациями Профсоюза, в том числе, в вопросах организации регулярного обучения профактива, отсутствует реальный статус данных вузовских советов.

Только 3 региона отметили, что проводят отдельные семинары (обучение) для вновь избранных председателей профорганизаций вузов, в одном регионе (Тамбов) обучение проводят и для представителей администрации вузов.

К сожалению, несмотря на некоторые усилия со стороны региональных организаций Профсоюза по налаживанию полноценной кадровой работы, в том числе, в первичных профсоюзных организациях вузов, системы работы с резервом не складывается, понятие «кадрового резерва» продолжает оставаться скорее формальным, а профессиональный рост председатели первичных профсоюзных организаций, чаще всего, могут реализовать в структуре управления вузом, либо в структуре региональной власти, других общественных организаций. В структуре региональных организаций Профсоюза возможности для профессионального роста председателей первичных организаций, за редким исключением, практически нет.

Виделось бы целесообразным, на фоне особенно заметного в последние годы повышения среднего возраста профсоюзных кадров, предложить в этой связи продумать, подготовить и принять на уровне Профсоюза Программу по работе с кадрами на всех уровнях структуры. Предусмотреть в ней, в том числе, работающие механизмы формирования резерва на должность председателей и заместителей председателей профсоюзных организаций на всех уровнях структуры региональных и межрегиональных организаций Профсоюза. Предусмотреть, также, создание и поддержание в актуальном состоянии единой базы данных о резерве руководителей профсоюзных организаций и их заместителей. Разработку, единых во всем Профсоюзе, подходов к гибкому обучению резерва профсоюзных кадров, в зависимости от уровня их компетенции и профессионализма. Привлечение претендентов на избрание на должность руководителя и заместителя профорганизации к выполнению поручений, участию в подготовке и проведении профсоюзных мероприятий, изучению опыта работы соответствующих профорганов. Обеспечение избрания в составы коллегиальных профсоюзных органов первичных и региональных организаций значительного числа молодёжи в возрасте до 35 лет.

Полноценное обучение наших кадров и актива особенно актуально, учитывая, что и результаты выездов в территории, и анализ присланных материалов, демонстрируют недостаточную профессиональную готовность значительного числа председателей первичных профсоюзных организаций вузов к рассмотрению и решению вопросов, связанных с модернизационными процессами в сфере профессионального образования, к определению и реализации новых приоритетов в деятельности Профсоюза.

 

Об организационно-уставной деятельности

Да и не смогут, на наш взгляд, первичные профсоюзные организации адекватно реагировать на многочисленные внешние вызовы пока мы будем наблюдать их явные упущения даже в осуществлении основополагающей организационно-уставной деятельности. До сих пор не все организации привели свои первичные правоустанавливающие документы в соответствие с требованиями новой редакции Устава Профсоюза и Общих положений об организациях Профсоюза, утвержденных ЦС Профсоюза. Этот процесс чрезвычайно затянулся. Отдельные первичные профсоюзные организации в вузах работают по положениям, принятым еще в девяностые годы.

Многообразная организаторская деятельность выборных профсоюзных органов целого ряда первичных профсоюзных организаций учреждений профессионального образования, разнообразие форм массовых мероприятий, к сожалению, не приводят к организационно-финансовому укреплению организаций, и не оказывают ощутимого позитивного влияния на качественные показатели внутрисоюзной деятельности.

К числу наиболее тревожащих тенденций относится низкая эффективность организационно-уставной и всей внутрисоюзной работы, которая отражается, прежде всего, в численности профсоюзных организаций, охвате профсоюзным членством, уровне функциональной грамотности профсоюзных кадров и актива, эффективности профсоюзной структуры и дееспособности выборных коллегиальных и индивидуальных профсоюзных органов.

Практика работы отдельных коллегиальных профсоюзных органов показывает, что у ряда профсоюзных работников и активистов слабо развито чувство ответственности за результаты коллективной деятельности, в результате чего не находят эффективного решения принципиальные вопросы развития организационно-уставной, кадровой и других направлений деятельности.

Считаю необходимым предложить в решение пленума включить предложение КСП Профсоюза об организации и проведении ежегодного обучающего семинара для всех председателей первичных профсоюзных организаций работников не менее одного раза в год. Смысл предложения в том, что это мероприятие должно стать важным и необходимым элементом централизованного обучения, в соответствии с принятыми в Профсоюзе соответствующими стандартами обучения.

 

Об информационной работе

В числе основных факторов, влияющих на эффективность реализации основных представительских и защитных функций первичными профсоюзными организациями учреждений профессионального образования, нами рассматривались и вопросы эффективности информационной работы и PR-деятельности профсоюзных организаций.

Мы должны воспринимать информационную работу в Профсоюзе как одно из приоритетных направлений и, прежде всего, как источник обратной связи с членами Профсоюза, и как один из основных факторов, определяющих в значительной мере успех работы по мотивации профсоюзного членства.

Студенческие профсоюзные организации в этом отношении наиболее гибки и активны.

К сожалению, значительно меньшую активность профорганизации проявляют в отношении PR-деятельности. Хотя и состояние авторитета наших организаций, и положение дел с профсоюзным членством настоятельно подсказывают, что заниматься этой работой необходимо постоянно и качественно. По нашим подсчетам средний процент затрат на финансовое обеспечение PR-деятельности первичных профорганизаций учреждений высшего профессионального образования составляет от 0% до 2%.

Конечно, этого мало. Конечно, этого недостаточно. Не уделяя этому направлению работы должного внимания, мы рискуем в самое ближайшее время столкнуться с ростом отчужденности и непонимания миссии Профсоюза на современном этапе, как среди членов Профсоюза, так и среди его возможных потенциальных членов, утратой адекватности восприятия современной, быстро меняющейся социальной и образовательной политики, непонимания приоритетов в профсоюзной деятельности и актуальных проблем в профсоюзном движении страны.

В этом отношении представляется важным коротко остановиться на проблеме узнаваемости наших структур в разных регионах и учреждениях.

Такой пестрой картинки, какая наблюдается у нас с корпоративными цветами, элементами символики и прочими атрибутами визуального определения принадлежности к одному единому Профсоюзу, еще нужно поискать. И если на уровне региональных организаций Профсоюза еще не все так печально (за исключением ярких желто-зеленых корпоративных цветов Московской городской организации Профсоюза), то вузовские первичные профсоюзные организации подходят к этому вопросу креативно и даже где-то творчески. Считаю необходимым предложить рассмотреть вопрос о единых подходах к визуализации нашей корпоративной принадлежности и принять взвешенное решение, предполагающее наличие единых стилистических решений, узнаваемых черт и цветов в оформлении.

Во всем мире признаки единой корпоративной культуры служат, прежде всего, инструментом дисциплины в реализации многообразия подходов в создании стиля и поводом для определенной гордости от осознания принадлежности к авторитетной узнаваемой организации.

Уважаемые коллеги!

На наш взгляд, уже в ближайшем будущем, нам предстоит провести большую работу по замещению превалирующего сегодня потребительского типа мотивации пониманием того, что к основным мотивационным аспектам должны быть отнесены успехи организации в решении вопросов, связанных с охраной труда и реализацией ею правозащитной функции.

Нам необходимо планомерно продолжать осуществлять стратегическую линию по организационно-кадровому укреплению и содержательному наполнению системы правовой работы на всех уровнях профсоюзной структуры, прежде всего, на уровне территориальных организаций Профсоюза в субъектах РФ.

Но необходимо понимать и то, что акцент на правозащитную и экспертную деятельность должен становиться приоритетом и в деятельности вузовских первичек, тем более на фоне глобальных структурных преобразований в сфере профессионального образования. Пока достижения первичек в этой области достаточно скромны, но мы уверены: должна присутствовать потребность в совершенствовании и повышении экономической и правовой компетентности профсоюзных кадров и актива всех уровней. И результаты этой работы должны приносить свои плоды.

 

О реорганизации первичных профсоюзных организаций учреждений профессионального образования

Мы стоим на пороге принятия учредителем – Министерством образования и науки Российской Федерации важнейших управленческих решений, касающихся дальнейшей судьбы десятков вузов. А вузы – это, прежде всего, тысячи людей! Преподавателей, студентов, всех тех, кто и определяет, и наполняет смыслом понятие «высшая школа».

Параметры реструктуризации в общих чертах нам известны и это, пожалуй, своего рода первый и абсолютно беспрецедентный эксперимент, последствия которого для высшей школы и ее субъектов просчитать крайне сложно. По мнению некоторых экспертов, это могут быть абсолютно полярные результаты – от стремительного рывка в области обеспечения качества образования до полного развала, сформированного долгими годами, образовательного пространства.

Особенно болезненно процессы реструктуризации воспринимаются представителями педагогических вузов. На основе базовых педагогических университетов в федеральных округах предлагается сформировать комплексы непрерывного педагогического образования с включением в них педагогических академий, институтов, педколледжей и учреждений повышения квалификации и переподготовки кадров образования.

Главное, чтобы любые структурные изменения, интеграционные процессы делались не ради реорганизации, а решения принимались очень взвешенно, чтобы система педагогического образования обеспечивала необходимый уровень подготовки учителей новой школы.

Говоря об оптимизации сети образовательных учреждений, учредитель имеет в виду, прежде всего, их количественное сокращение.

Следует отметить, что на сегодняшний день основанием для реорганизации первичной профсоюзной организации выступает, как правило, юридический факт реорганизации образовательного учреждения, в котором действует эта профсоюзная организация. Форма реорганизации первичных профсоюзных организаций обусловлена формой реорганизации учебных заведений, в которых действуют эти профсоюзные организации. Однако, возможна реорганизация в форме слияния первичных профсоюзных организаций, действующих в одном образовательном учреждении, - создание первичной профсоюзной организации, объединяющей и работников, и обучающихся на основе первичной профсоюзной организации работников и первичной профсоюзной организации обучающихся.

Не вызывает сомнений необходимость строгого соблюдения в процессе реорганизации гражданского, административного и налогового законодательства, локальных актов Профсоюза.

Решение о реорганизации принимается, а организационные действия осуществляются в соответствии с законодательством и на основании уставных норм с учётом многих объективных и субъективных факторов. В связи с этим мы должны понимать, что практически невозможно предложить универсальные рецепты решений и действий профсоюзных организаций, столкнувшихся с необходимостью реорганизации, и очень многое будет зависеть от профессионализма руководителей как самих первичных организаций, так и региональных организаций Профсоюза, их выборных коллегиальных органов.

Целый ряд нововведений, ставящих своей целью закрепление и дальнейшее развитие важнейших институциональных изменений структурного и содержательного характера, повлиявших в последние годы на облик всей системы профессионального образования, требует от нас высокого профессионализма и определенной самоотдачи.

Первичным профсоюзным организациям образовательных учреждений профессионального образования предстоит значительно активизировать работу по обеспечению и реализации представительской функции Профсоюза в управлении образовательными учреждениями, а также по соблюдению трудовых прав работников.

Профсоюзный комитет должен сделать все от него зависящее, чтобы Коллективный договор вуза предусматривал мероприятия по переподготовке, повышению квалификации, содействию занятости высвобождаемых работников и соблюдению их прав при возможном увольнении в условиях реорганизации учреждений.

Профсоюз уже не раз доказывал свою состоятельность в качестве активного и востребованного участника различных общественных институтов в системе государственно-общественного управления образованием, при обсуждении и реализации инновационных образовательных проектов и программ; и новая задача, стоящая перед ним, должна стать серьезным мобилизационным аспектом для всех структур Профсоюза – и для вузовских первичек, и для региональных организаций Профсоюза, и для Профсоюза в целом.

Решения этой же задачи требует от нас и, готовящийся к принятию, Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации».

 

Об охране труда и здоровья

Учитывая всё возрастающие требования к охране труда в условиях модернизации российского образования, ещё 5 лет назад, в мае 2008 года, по инициативе ЦК Профсоюза и прежнего Рособразования было проведено «Всероссийское совещание руководителей учреждений профессионального образования и председателей профсоюзных комитетов по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и учебы в подведомственных Рособразованию учреждениях высшего и среднего профессионального образования», на котором были определены основные стратегические цели и задачи на предстоящий период.

Наряду с реформированием нормативно-правовой базы по охране труда в сфере образования, Профсоюз и его техническая инспекция труда, осуществляя функции по защите прав членов Профсоюза на здоровые и безопасные условия труда, участвуют в решении актуальных проблем, таких как: аттестация рабочих мест (АРМ) по условиям труда; проведение медицинских осмотров, а также проблем, связанных с соблюдением трудового законодательства по вопросам предоставления гарантий и компенсаций работникам образовательных организаций, в том числе, высшего профессионального образования, занятым на работах с вредными и опасными условиями труда.

Во время подготовки к пленуму в г. Пятигорске Ставропольского края прошла Межрегиональная конференция «Качество жизни субъектов педагогического сообщества высшей школы на этапе модернизации российского образования», инициированная Ставропольской краевой организацией Профсоюза.

При подготовке к конференции в большинстве вузов Северо-Кавказского федерального округа был проведен мониторинг, который показал, что качество жизни преподавателя напрямую зависит от состояния здоровья, коммуникации в социуме, социального статуса, свободы деятельности и выбора, от чрезмерной озабоченности и стрессов, досуга, доступа к социальному, психологическому и профессиональному самоутверждению, адекватности коммуникации и взаимоотношений.

Краткие итоги мониторинга вы можете увидеть на следующих слайдах.

Ученые Института человековедения Пятигорского государственного лингвистического университета, на основе проведенного мониторинга, сделали несколько важных выводов: присутствует низкая удовлетворенность профессиональным и социальным статусом, нарастает несоответствие между затратами сил на выполняемую работу и ее оплатой, увеличивается психоэмоциональная нагрузка, социальная незащищенность.

Все это приводит к целому ряду профессиональных заболеваний.

И эти вопросы, наряду с другими, должны стать сферой изучения, анализа первичных профсоюзных и региональных организаций профсоюза совместно с администрацией вузов.

 

Проблемы повышения социального статуса педагогических работников, уровня социальных гарантий работающих и обучающихся

Проблемы повышения социального статуса педагогических работников, уровня социальных гарантий работающих и обучающихся в условиях серьезной дифференциации образовательных учреждений в сфере профессионального образования – еще одно важное, если не главное, направление работы.

Конечно, введение новых систем оплаты труда, как на федеральном, так и региональном и местном уровнях, позволили в определенной степени повысить заработную плату работникам образования. Вместе с тем, поскольку введение новых систем оплаты труда проводилось в условиях ограниченных финансовых ресурсов, выделяемых на решение этой задачи, и необходимости одновременно решать широкомасштабную задачу повышения минимального размера оплаты труда, рост реальной заработной платы работников образования был намного меньше ожидаемого ими.

Первичные профсоюзные организации работников вузов включены в работу, касающуюся вопросов совершенствования системы оплаты труда, утверждения положений по оплате труда, порядка формирования фонда оплаты труда для установления стимулирующих выплат.

Повышение оплаты труда в последние годы в бюджетной сфере, в том числе, в образовании, тем не менее, не смогло существенно повлиять на сближение уровней оплаты труда работников бюджетной сферы с оплатой труда во внебюджетном секторе, и, конечно, способствовать повышению привлекательности профессии педагогического работника, привлечению молодых кадров в образовательные учреждения, учитывая крайне низкий уровень заработной платы.

В соответствии с поручением Председателя Правительства России, в сентябре-декабре 2012 года среднемесячная заработная плата профессорско-преподавательского  состава должна достичь уровня средней заработной платы в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Минобрнауки России рекомендовало, для более эффективной реализации данного поручения, заключать дополнительные соглашения с руководителями подведомственных образовательных учреждений, в которых фиксировать персональную ответственность руководителей вузов за повышение зарплат профессорско-преподавательского состава. Соответствующие допсоглашения были заключены со всеми ректорами, подведомственных Минобрнауки России, вузов.

Инструментом реального повышения заработной платы педагогов в профессиональном образовании многие рассматривают так называемые «социальные указы» Президента России, подписанные им в мае текущего года и предусматривающие, в частности, рост заработной платы педагогов в вузах до уровня 200% от средней заработной платы в экономике соответствующего региона.

Нас в этой связи крайне беспокоят подходы, предусматривающие значительное сокращение количества бюджетополучателей, т.е. тех самых федеральных государственных учреждений профессионального образования с признаками неэффективности, и направление высвобождаемых средств на увеличение уровня оплаты труда.

Эти подходы зафиксированы в документе, призванном стать инструментом реализации Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики". Речь идет о разработанной Минтрудом России и утвержденной 30 ноября Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы.

К основным целям Программы относятся, в том числе: сохранение кадрового потенциала, повышение престижности и привлекательности работы в учреждениях, обеспечение соответствия оплаты труда работников качеству оказания ими государственных (муниципальных) услуг (выполнения работ).

Программа – это именно тот документ, который вводит понятие «эффективного контракта», который позиционируется как трудовой договор с работником, в котором конкретизированы его должностные обязанности, условия оплаты труда, а также показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат, в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных (муниципальных) услуг меры социальной поддержки работника.

Совет Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы Российской Федерации уже не раз направлял свои замечания к проекту Программы.

Нас продолжают тревожить отнесенные только к 2015 году сроки введения базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы, отсутствие в проекте Программы задач по снижению межрегиональной дифференциации в оплате труда работников учреждений.

У разработчиков, к сожалению, отсутствует понимание необходимости унификации систем оплаты труда по видам деятельности, особенно, с целью изменения применяемой в отдельных субъектах РФ системы оплаты труда, не предусматривающей фиксированных размеров ставок заработной платы.

К числу наших требований также относятся: необходимость разработки порядка, условий и размеров компенсационных выплат в зависимости от конкретных условий труда; конкретизация понятия минимального размера оплаты труда и его структуры.

В связи с вышеизложенным, представляется важным признать приоритетной задачей Профсоюза, его региональных организаций, профсоюзных организаций учреждений профессионального образования борьбу за сохранение и кардинальное повышение социального статуса педагогических (научно-педагогических) и других работников образования, включая работу по существенному повышению заработной платы педагогических и других работников образовательных учреждений, финансируемых из средств федерального бюджета, реально обеспечивающему повышение уровня их материального благосостояния и привлекательности педагогической профессии, а также недопущение снижения уровня социальной и правовой защищенности работников, в связи с планируемым введением института «эффективного контракта».

В соответствии с провозглашенным руководством страны курсом на ускоренное развитие инновационной экономики, объединения работодателей намерены усилить влияние на определение объема подготовки специалистов в вузах, а также на формирование требований к качеству подготовки специалистов для экономики.

Все это ведет к необходимости пересмотра и расширения нами спектра основных направлений деятельности Профсоюза, к необходимости включаться в процессы взаимодействия с работодателями и их представителями по этим вопросам.

Важно наладить в рамках трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений всех уровней постоянную работу по обсуждению и решению вопросов подготовки и переподготовки кадров для региональной экономики, особенно в условиях введения уровневой системы высшего профессионального образования. И задача нашего Профсоюза - содействовать повышению эффективности социального диалога в этих комиссиях.

От результатов этой работы зависит сохранение нынешних и создание новых рабочих мест в вузах и других учреждениях профессионального образования.

Настает время поиска эффективных форм и способов защиты прав и интересов работников высшей школы и студентов, а это, в свою очередь, должно стать катализатором глубинной перестройки работы всего Профсоюза в новых обстоятельствах.