ОБЗОР ПРЕССЫ Печать

ОБЗОР ПРЕССЫ

с 14 января по 18 января 2013 года

14/01/2013

Источник: РИА Новости

Депутаты от КПРФ хотят начать расследование из-за рейтинга вузов — СМИ 

По словам руководителя юридической службы КПРФ Вадима Соловьева, "непонятно, кем и как утверждались критерии оценки вузов", из-за которых, по его мнению, клеймо "неэффективности" получили многие ведущие вузы России.

Депутаты-коммунисты намерены инициировать парламентское расследование в отношении министра образования и науки РФ Дмитрия Ливанова из-за рейтинга эффективности вузов; в "Единой России" считают такую инициативу безосновательной, сообщает в понедельник газета "Известия".

Что такое неэффективные вузы >>

Парламентское расследование проводится по решению двух палат парламента, а поставить вопрос о возможности такого расследования могут не менее одной пятой от общего состава парламентариев. До сих пор парламентское расследование проводилось только один раз в связи с катастрофой на Саяно-Шушенской ГЭС, напомнили ранее в ЕР.

"Необходимые для начала процесса 90 подписей депутатов уже собраны", — сказал изданию руководитель юридической службы КПРФ Вадим Соловьев.

По его словам, "непонятно, кем и как утверждались критерии оценки вузов", из-за которых, по его мнению, клеймо "неэффективности" получили многие ведущие вузы России.

Депутаты КПРФ полагают, что власть спешила с принятием критериев оценки из-за коррупционных интересов некоторых чиновников. Поэтому одновременно с инициированием парламентского расследования они намерены направить запросы в Генпрокуратуру и Счетную палату, сообщает издание.

В Минобразования отказались комментировать намерения оппозиции. А в "Единой России" заявили, что расследование проводить не нужно.

"В межведомственную комиссию Минобра (Минобрнауки) входят, в том числе, и представители КПРФ. Они могут спросить у своих товарищей, те им все расскажут. Прежде чем какие-то заявления делать, они могли бы у себя внутри разобраться", — прокомментировал инициативу коммунистов зампред комитета по безопасности и противодействию коррупции Александр Хинштейн.

По мнению Хинштейна, который входит в состав межведомственной комиссии министерства образования по оценке эффективности вузов, повышенное внимание оппозиции к проблеме оценки вузов обусловлено только политическими мотивами.

Министерство образования и науки РФ опубликовало результаты мониторинга высших учебных заведений. Всего в нем приняли участие 541 государственный вуз и 994 филиала. Университеты внесли показатели своей деятельности по 50 параметрам в единую информационную систему, а Минобрнауки перепроверило полученные данные. На основе этих данных был составлен список неэффективных вузов.

По итогам заседания межведомственной комиссии, в которую входили представители различных ведомств и чиновники из регионов, было принято решение разделить список неэффективных вузов и филиалов на 3 группы. В первую группу попали учреждения с признаками неэффективности, связанными со спецификой их деятельности. Это в основном архитектурно-художественные, театральные, транспортные вузы и филиалы. Вторая — вузы и филиалы, для которых до конца года должны быть разработаны программ развития, согласованных с учредителем и регионом. Третья — неэффективные образовательные учреждения, которым предстоит реорганизация.


15/01/2013 

Источник: «Независимая газета» 

Автор: Елена Герасимова

"Морозко" и "Зеркало" – теперь в школе

Минкультуры произвело на свет список фильмов, обязательных для просмотра школьниками 

На сайте Министерства культуры опубликован список фильмов, «которые могут быть» рекомендованы к просмотру школьниками на факультативных занятиях. Вопреки прежним заявлениям вдохновителей идеи картин Милоша Формана и Виктора Флеминга в опубликованном списке фильмов пока нет. Перечень состоит исключительно из картин советского и досоветского периодов. Кроме того, после просмотра списка появляется вопрос: а для какого возраста предназначена столь пестрая кинолента, включающая фильмы «Морозко» и «Зеркало» одновременно? Ведь ранее речь шла о школьниках 6–7 классов.

И список вопросов этим не ограничивается…

Например, невозможно понять, кто будет вести факультативные занятия и будут ли разработаны какие-то методические пособия. Вообще довольно трудно себе представить современного 12-летнего малыша, вдруг сильно очарованного фильмом «История Аси Клячиной, которая любила, да так и не вышла замуж» (А.Кончаловский, 1967). Или картиной «Стенька Разин (Понизовая вольница)» (В.Ромашков, 1903). А то и «Маленькой Верой» (Пичул, 1987) Хотя как раз последний будет им ближе по восприятию, чем остальные. Если еще и пойдет без купюр. «Все вопросы практической реализации идеи факультативного урока кино, окончательная версия списка фильмов, кто, каким образом и по каким научно-методическим материалам будет вести занятия и т.д. – относятся к компетенции Минобрнауки России», – заявляет глава Министерства культуры Владимир Мединский. Тем не менее Минкультуры уже провело переговоры с теми, кому принадлежат авторские права на фильмы из списка.

Напомним, что предложение ввести в школах уроки кино озвучил Никита Михалков на круглом столе в Союзе кинематографистов осенью прошлого года. Руководство Минкультуры и Минобрнауки России приняло решение совместно проработать эту идею. «Почему потрясающая картина «Броненосец «Потемкин» стала бумом? – говорил Никита Михалков на упомянутом круглом столе. – Многие думают, потому, что это революционная картина, а на самом деле она стала бумом, потому что впервые – раз и навсегда – Эйзенштейн подарил нейтронную бомбу продюсерам, показав, что монтажом можно сделать все. Эта картина – гимн монтажу...»

И опять же напомним, что осенью 2012 года все желающие могли зайти на определенные сайты и предложить три отечественных и три иностранных фильма для списка. Получившийся в итоге список, как сообщает сайт Минкультуры сегодня, откорректировали специалисты НИИ киноискусства (ВГИК), Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, Российского института культурологии, Российского института истории искусств, Госфильмофонда России, Союза кинематографистов. Затем сотрудники Министерства занимались получением прав на показ отобранных фильмов. По этой причине, сообщает Минкультуры, список 100 иностранных фильмов будет опубликован позднее: права на показ зарубежного кино получать сложнее и дольше.

На месте Минкультуры я бы так не спешила отдавать столь «выстраданное» детище на откуп чужим министерствам, потому что Министерство образования и науки РФ, занимающееся огромным количеством дел одновременно, сбросит разработку этого курса в учительские массы. Как это бывало ранее. Учителя, получающие нищенскую зарплату при увеличивающихся нагрузках, едва ли способны увидеть рациональное зерно в этом предложении.

Судя по вялому обсуждению идеи Никиты Михалкова в учительских массах, можно предположить, что к предложению маститого режиссера они не относятся с тем же пиететом, кое испытывает сам вдохновитель процесса. Опять же напомним, что при озвучивании темы говорилось об обязательности обсуждения фильма – какая была при его создании историческая и политическая ситуация, почему тогда фильм выстрелил. «И таким образом дать понять молодым ребятам, что кино не ограничивается стрелялкой, страшилкой и 3D, а несет в себе определенную формирующую силу», – цитирует Михалкова агентство РИА Новости. Впрочем, если авторские гонорары за фильмы в случае их включения в школьную программу способны поддержать на плаву испытывающих трудности талантливых кинематографистов, то идея полезна во всех ее вариациях.

Правда, здесь еще надо взять во внимание, что расширить сетку школьного расписания только в течение последних пяти лет пытались не единожды. Даже в прошлом году много раз поднимали вопросы о введении уроков экономики, национальной политики и межнациональных отношений (лоббисты уроков и учебник написали), предмета «Россия в мире» и т.д. Все дело в том, что, не умея выстраивать отношения с обществом, чиновники и заявляющие о себе политики устремляются в школу, потому что сегодня она остается единственным институтом, где эти взаимоотношения общества и власти могут быть хоть каким-то образом формализованы и взаимоответны. Наверное, это трудно представить лицам, не имеющим отношения к школе, что талантливые учителя истории, разбирая со своими подопечными тот или иной исторический период, непременно рекомендуют своим школьникам не только художественные книги для прочтения, но и мировые шедевры для просмотра. А после уроков даже обсуждают их вместе с учениками. И вообще нормальные учителя имеют склонность обсуждать со своими подопечными фильмы и спектакли, их поразившие.

А вот глядя на предложенный список, все равно испытываешь некоторое недоумение, ведь многие из перечисленных фильмов относятся к золотому фонду советского кинематографа, часто крутятся по телевизору и нынешним школьникам известны с самого раннего детства. Тот же фильм «Морозко» малыши смотрят уже с трех лет (зайдите на любую детскую площадку и спросите мам). Впрочем, возможно, предполагается, что будут изучаться художественные приемы или предыстория (или послеистория) шедевра – тогда я – пас, отступаю...

 

16/01/2013 

Источник: газета «Московский Комсомолец»

Автор: Марина Лемуткина 

«Совиные крыла» образования

Аккурат под Новый год Госдума приняла, Совет Федерации утвердил, а президент Путин подписал новый Закон «Об образовании». Между тем значительная часть депутатского корпуса убеждена: сей новогодний подарок россиянам пойдет не впрок. По оценке фракции КПРФ, закон настолько ухудшит образование и положение населения в целом, что по сути дела является неконституционным. Доказать это коммунисты берутся в Конституционном суде: соответствующий иск, по словам юристов фракции, уже готовится и будет подан к началу февраля.

По словам депутатов, население ощутит тяготы нового закона на всех имеющихся ступенях образования. В дошкольной «епархии» — в виде роста оплаты за детские сады, ввиду того, что из закона исчезло прежнее ограничение родительской платы двадцатью процентами дохода семьи. В школах — из-за отказа четко зафиксировать содержание образовательного стандарта и перечня дисциплин, бесплатных для учащихся. В вузах — из-за сокращения количества бюджетных мест и неурегулированности вопросов платы за студенческие общежития.

Не сладко, по словам депутатов, придется и отдельным категориям участников образовательного процесса. К примеру, отказ законодателей закрепить зарплаты профессоров на уровне 200% по экономике региона поставит крест на робких попытках поднять отечественное высшее образование. Ведь «пока российский профессор получает меньше эфиопского, никакой модернизации у нас не будет», — пытался обосновать свои поправки на втором чтении правительственного законопроекта «Об образовании» первый зампред думского Комитета по образованию Олег Смолин.

Тем не менее это и подавляющее большинство других предложений были отклонены. Думское большинство не усмотрело в них ничего, кроме «популизма» и «избыточности». Равно как и в отклоненном ранее альтернативном законопроекте «О народном образовании в России». От принятого его также отличала социальная направленность, причем не только в частностях, но и по большому счету. Образование, к примеру, там считалось не «услугой», а средством развития творческой личности, и на эту благую цель предлагалось выделить вдвое больше средств, чем сейчас, — 7% ВВП.

По сравнению с какой-нибудь Бразилией, где на ту же цель предполагается выделить 10% ВВП, сумма, конечно, не бог весть какая. Но наши государственные мужи решили, что и это — непозволительная роскошь. Хватит, дескать, и нынешних 4%, а там и 3,8%. Зачем нам, скажем, как в Германии, практически бесплатное высшее образование? (Напомним, что лишь в последние годы за него приходится платить, но суммы, скорее, символические — около 1 тыс. евро в год.) Или иметь более 80% населения с высшим образованием, как в Финляндии или Японии? К чему нам столько умников? Пусть лучше все идут в сантехники или в монтажники!

И не беда, что едва ли не все эти и подобные должности давным-давно заняты гастарбайтерами, работающими за копейки. Лучше на образовании сэкономить, а 21 трлн рублей потратить на перевооружение армии — на радость расхитителям в погонах. Да и вообще, еще царский обер-прокурор Святейшего синода Победоносцев (тот самый, что, по словам Блока, «над Россией простер совиные крыла») предупреждал: «Русскому народу образование не нужно, ибо оно научает логически мыслить».

 

16/01/2013 

Источник: газета «Коммерсантъ»

Автор: Александр Черных

Неуспеваемость и спиваемость

Минобрнауки определило основания для исключения из школы

Минобрнауки РФ представило для общественного обсуждения проект документа, регламентирующего процедуру исключения из школы. Чиновники предлагают отчислять учеников старше 15 лет за совершение "грубого дисциплинарного проступка". В частности, например, за появление в школе в пьяном виде, а также за "аморальное поведение" и "оказание негативного влияния" на одноклассников. Правозащитники называют документ юридически безграмотным и опасаются, что он будет использоваться для отчисления политически активных школьников.

Проект порядка привлечения учащихся к дисциплинарной ответственности опубликован на сайте Минобрнауки как подзаконный акт в рамках нового ФЗ "Об образовании", который принят Госдумой в декабре 2012 года. Документ впервые устанавливает типы наказаний для учащихся: замечание, выговор и отчисление. Причем за каждый проступок может быть наложено только одно взыскание.

Разбором проступков должна заниматься школьная "комиссия по урегулированию споров между участниками образовательных отношений" (документ не уточняет, как она формируется и кто в нее входит). "Грубый дисциплинарный проступок" на усмотрение комиссии наказывается выговором или же отчислением (эта мера применяется, только если ученику исполнилось 15 лет). В документе перечислены семь видов таких проступков, среди которых появление в школе пьяным, неуспеваемость, а также нарушение уголовного и административного законодательства, совершенное на территории школы. Основанием для отчисления могут стать "аморальный проступок, совершенный по месту учебы", а также "оказание негативного влияния учащимся на других участников образовательного процесса при нарушении прав, свобод и законных интересов других учащихся и сотрудников". При этом в документе не говорится о возможности ученика продолжить школьное образование. Впрочем, обычно в 15 лет учащиеся заканчивают 9-й класс, а 10-й и 11-й не являются обязательными.

В пресс-службе Минобрнауки "Ъ" сообщили, что сейчас процедура отчисления школьников регламентируется внутренним уставом учебного заведения. Новый порядок станет обязательным для всех общеобразовательных учреждений. В ведомстве подчеркнули, что документ является лишь проектом, предложив всем недовольным присылать свои замечания.

Правозащитники уже раскритиковали проект. Больше всего их возмущает упоминание в официальном документе "аморальных проступков" и "негативного влияния". "Эти формулировки слишком неопределенны и расплывчаты, любой школьник сможет их опротестовать в суде",— уверен глава правозащитной ассоциации "Агора" Павел Чиков. По его словам, документ составлен юридически безграмотно. "Нормы морали могут и не пересекаться с нормами права, не каждый аморальный поступок несет за собой юридическую ответственность,— подчеркнул эксперт.— А "негативное влияние" — это вообще субъективно. Где-нибудь на Кавказе после этого могут отчислить ребенка за то, что он одевается как гот". Правозащитник опасается, что новый порядок принимается из политических соображений. "Я уверен, что в Минобрнауки работают грамотные юристы, они не могут не заметить подобных неудачных формулировок. Значит, они введены умышленно: чтобы в индивидуальных случаях отчислять неугодных — гражданских и политических активистов, от антифашистов до правых".

В образовательном сообществе документ одобряют. "Директорам школ он подходит,— заявила "Ъ" член комиссии по образованию Общественной палаты РФ Любовь Духанина.— Если ребенок не обладает мотивацией к учебе, то он создает колоссальные проблемы и для школы, и для остальных учащихся". При этом госпожа Духанина подчеркнула, что Минобрнауки должно продумать возможную судьбу отчисленных школьников — предложить им другое учебное заведение или помочь с трудоустройством.

 

16/01/2013 

Источник: журнал «Сноб»

«Плохой» министр Ливанов

Почему всем так хочется уволить министра образования и почему этого лучше не делать

Газета «Известия» со ссылками на анонимные источники в администрации президента выставила оценки действующим министрам правительства Медведева. Семь министров работают отлично (среди них — только что назначенный министр обороны Шойгу), девять хорошо, пять плохо. И, хотя мы не знаем наверняка, кто, с точки зрения АП, самый первый отличник, мы можем назвать самого безнадежного двоечника: текст статьи на сайте «Известий» венчает крупное фото озадаченного Дмитрия Ливанова.

Премьер-министр Медведев устами своего пресс-секретаря Тимаковой немедленно выступил в том духе, что на анонимные наветы он реагировать не намерен, а оценку деятельности министров должен проводить исключительно президент Путин. Президент Путин молчит, но и так ясно, что с его точки зрения никто не может быть менее эффективен, чем министр образования.

Во-первых, Ливанов впервые в истории министерства приступил к жизненно необходимому, но малоприятному для большого количества влиятельных людей процессу мониторинга качества высших учебных заведений. На первых этапах мониторинг порождает скорее анекдотические ситуации, вроде студенческой забастовки имени Сергея Бабурина в РГТЭУ, но чем дальше, тем более интересные вещи начнут выясняться. Например, пока мы только качаем головой, узнав, что российские вузы в очередной раз остановились на расстоянии пушечного выстрела от первой сотни мировых. Еще пару лет «мониторинга» в широком смысле этого слова — и станет ясно, почему это происходит, и ответственность ляжет на конкретных ректоров и деканов. Кому это надо?

Во-вторых, министр Ливанов неожиданно быстро и решительно приступил к расследованию обстоятельств, в которых создавались и защищались диссертации некоторых видных общественных деятелей. Очень вероятно, что примерно через месяц специально созданная комиссия объявит о «наличии признаков плагиата» (или как это называется на бюрократическом языке?), и Ливанову придется принимать принципиальное решение. Министр образования и науки не сможет совсем не обратить внимания на доказанный факт воровства кандидатской диссертации, иначе придется увольняться сразу. Значит как минимум Андрею Андриянову и Владимиру Тору светит лишение степени, а диссертационному совету — закрытие. Как максимум — возбуждение уголовного дела. Но и это не все: опасный прецедент может существенно попортить кровь другим обладателям сомнительных степеней, например, депутату Бурматову и другим депутатам и сенаторам. А то и президенту Путину. Кто знает, что еще удумает министр Ливанов. Лучше не проверять.

В-третьих, в свободное от непосредственного исполнения прямых обязанностей время министр Ливанов выступает против «антисиротского закона», явно без каких-либо на это санкций. Закон все равно протащили — министры тут не указ, даже если их полкабинета, — но осадок, очевидно, остался.

В-четвертых, ладно бы он просто выступал против закона — всего год назад он был доверенным лицом кандидата в президенты Путина В. В. А такой разворот — это уже совсем не по понятиям.

Все сходится. Да и снимать Ливанова будет легко: такое решение Путина одобрит и Нижний Тагил, и охранители из числа образовательной элиты вроде ректора МГУ Виктора Садовничего, и Болотная площадь, значительная часть которой презирает Дмитрия Ливанова куда сильнее, чем какого-нибудь Анатолия Сердюкова, и регулярно устраивает митинги в защиту образования от министра образования.

В общем, политическая ситуация располагает к тому, чтобы избавиться от Дмитрия Ливанова, и побыстрее. И даже никто не вспомнит, что меньше года назад Путин своими руками назначил его министром и подписал несколько амбициозных научно-образовательных указов с прицелом на довольно далекую перспективу.

Беда лишь в том, что весь этот анализ верен прежде всего с точки зрения Владимира Путина. Обществу давно известно, что отставка реформатора практически всегда предшествует назначению консерватора. А консервировать что угодно — в том числе образование, науку и их места в международных рейтингах — имеет смысл только тогда, когда оно стоит того.

 

17/01/2013 

Источник: «Российская газета»

Автор: Владимир Кузьмин

 Педагогический минимум

Дмитрий Медведев спросит с губернаторов за зарплаты учителям

Премьер-министр Дмитрий Медведев намерен выяснить, почему более чем в двух десятках регионов страны до сих пор не выполнены задачи по повышению зарплат учителям.

Первое в новом году заседание кабинет министров открыл рассмотрением того, как реализуется проект модернизации региональных систем общего образования. Программа, нацеленная на совершенствование отечественных школ, стартовала еще в 2011 году и сейчас фактически вступает в завершающую стадию. За два года федеральный бюджет потратит на модернизацию школ 120 млрд руб., в текущем году 40 млрд.

"За два года сделано немало. Хорошо, что во многих школах проведен ремонт, закуплено современное оборудование, приведены в порядок спортзалы, библиотеки, столовые", - заявил вчера премьер-министр Дмитрий Медведев, подводя промежуточные итоги работы. Осовременены многие школы, но не все. Глава правительства до сих пор вспоминает, как несколько лет назад, посещая одну из школ на селе, он смог увидеть отремонтированные классы, новые компьютеры, а на улице родители шепнули ему, что в учреждении нет обычного туалета. "Вот таких вещей быть не должно", - подчеркнул глава правительства.

- Деньги выделяются и весьма приличные, - напомнил Медведев. - Поэтому задача руководителей территорий, муниципальных образований - их эффективно потратить.

Поэтому в 2013 году глава кабинета министров ожидает от регионов завершения всех запланированных мероприятий, благодаря которым образовательный процесс должен выйти на новый, современный уровень. Касается это и повышения зарплат учителей. К новому году в каждом регионе должны были вывести их на уровень средней зарплаты по экономике субъекта. Треть регионов этот показатель даже превысила. Самые лучшие показатели там, где своевременно перешли на систему нормативно-подушевого финансирования школ и новую систему оплаты труда педагогов.

"С сентября 2011 года средняя зарплата учителей выросла с 13 800 рублей до 25 200 рублей в ноябре 2012 года, - сообщил министр Ливанов. - Таким образом рост составил более 70 процентов. Это очень серьезно".

За два года федеральный бюджет потратит на модернизацию школ 120 миллиардов рублей, в текущем году 40 миллиардов

Наибольшую динамику зарплат продемонстрировали Татарстан, Чукотка, Архангельская и Тульская области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Лидерами же по превышению зарплатной нормы являются Москва (142 %), Ямало-Ненецкий автономный округ (122), Пермский край (117), Ленинградская область (117).

Остаются регионы, все еще не выполнившие соответствующие президентские указы. По словам министра образования и науки, в 34 субъектах соотношение находится в интервале 90-100 процентов и в ближайшее время должно быть компенсировано. В 21 субъекте страны разрыв превышает 10 процентов. Глава минобрнауки выделил из них Ингушетию, Калмыкию, Дагестан и Тыву.

- У нас есть несколько десятков регионов, в которых пока не все склеивается с зарплатой, - обратился премьер-министр к Ливанову. - Я хочу с ними провести селектор и выяснить, по каким причинам это происходит.

Задача по повышению зарплат учителям не снимается, а во многом играет одну из ключевых ролей в модернизации общего образования. "Именно зарплата должна мотивировать учителей к высокому качеству работу, к

эффективному и творческому труду", - заметил глава правительства. На дополнительные вознаграждения педагогам регионы в текущем году получат субсидии из федерального бюджета. Почти 11,5 миллиарда рублей передадут регионам для выплат денежного вознаграждения учителям за классное руководство. "Доплаты получат около 800 педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений", - уточнил Дмитрий Медведев. Размер вознаграждения составит 1 тысячу рублей за работу в полнокомплектном классе. В зависимости от наполненности класса сумма может корректироваться. Кроме того, 200 миллионов рублей направят на денежное поощрение лучших учителей - тысяча педагогов получат по 200 тысяч рублей.

При модернизации объектов общего образования важно учитывать наметившиеся демографические тенденции. На это обратила внимание вице-премьер Ольга Голодец, заметив разницу в поколениях, которые пришли учиться в школы в 2000 году и которые придут через 5-6 лет. Если в 1990 году в стране родилось 1,2 миллиона человек, то в 2012-м - 1,804 миллиона. "Эти 604 тысячи - очень большая нагрузка на школы", - заявила Голодец, сославшись на учителей, которые уже сейчас говорят, что в отдельных школах всего два старших класса, но при этом встречается по шесть и более младших. Местами существующая школьная инфраструктура уже не отвечает потребностям. Дмитрий Медведев согласился с тем, что образовательные и медицинские учреждения нужно готовить с учетом демографического роста. ""Надо готовить нашу инфраструктуру к тому, что мы все-таки сумеем стабилизировать численность населения в стране и у нас будет дополнительное количество рождений", - подчеркнул премьер.

Вчера же правительство рассмотрело меры по повышению готовности к реагированию на крупномасштабные чрезвычайные ситуации и пожары с применением современных технологий. Программа реализуется с 2010 года и направлена на переоснащение парка техники МЧС. В текущем году финансирование программы продолжится. "Планируется закупить еще 127 единиц техники на сумму более 1,5 миллиарда рублей и другие технические средства", - заявил Дмитрий Медведев.

Кстати

Дмитрий Медведев считает вступление в Организацию экономического сотрудничества и развития приоритетом экономической политики России. "Мы очень заинтересованы в том, чтобы этот процесс шел как можно быстрее, - заявил он на встрече с главой ОЭСР Анхелем Гурриа. - Мы видим и технические сложности, видим и позицию отдельных государств. Тем не менее рассчитываем на то, что этот процесс будет завершен".

Вчера же Сергей Вахруков, до апреля 2012 года занимавший пост губернатора Ярославской области, назначен заместителем министра регионального развития. Соответствующее распоряжение опубликовано на сайте правительства.

  

18/01/2013 

Источник: «Российская газета»

Автор: Валерий Кичин

Пятерка по кино

Министры культуры и образования рассказали о школьном курсе "Сто фильмов"

Идея ввести в школах курс кино и список из ста фильмов, подготовленный Министерством культуры, вызвали шквал откликов.

Большинство сводилось к предположению, что школьников опять хотят перегрузить, что нас ждет "обязаловка", способная только отвратить от кино. Задавались вопросами, где взять столько преподавателей, и почему нет методических пособий, и почему в списке нет современных картин.

Чтобы ответить на все эти вопросы, была созвана пресс-конференция с участием Владимира Мединского, министра культуры, и его коллеги из Министерства образования Дмитрия Ливанова. Эксперты, составившие список, были представлены ректором ВГИКа Владимиром Малышевым, заместителем председателя Союза кинематографистов России Сергеем Лазаруком и режиссером, известным мастером детского и юношеского кино Владимиром Грамматиковым.

Вопрос про "обязаловку" отпал сразу: курс факультативен. Это снимает и вопрос о перегрузке: утомился учиться - никто не навязывает. Как сказал Дмитрий Ливанов, главное - чтобы было интересно. Он уверен: такой курс поможет обогатить самые разные школьные дисциплины. Фильмы "Иван Грозный" или "Адмирал Нахимов" могли бы дать новый ракурс урокам истории, "Война и мир" - помочь глубже понять роман Толстого... Министр образования подчеркнул, что нужда в таком курсе назрела: заметно увеличился разрыв между поколениями и их культурным багажом; молодые не знают, на чем росли старшие, старшим незнакома культура, на которой растут дети. Кроме того, сегодня в одном классе учатся дети, воспитанные в разных культурах, - это вызовы, с которыми сталкиваются многие страны мира, приходя к необходимости все большей стандартизации образования. Совместный просмотр и обсуждение фильмов поможет сближению вкусов и взглядов.

Владимир Мединский рассказал о том, как формировался список. На первом этапе на сайте министерства шло открытое голосование, в результате которого было собрано 40 тысяч мнений специалистов и зрителей. Из полученного огромного перечня отобрали примерно три сотни особенно часто повторявшихся названий, и этот "шорт-лист" поступил на суд экспертов из Союза кинематографистов, ведущих культурологических институтов страны. Они и сформировали "Сто фильмов" - список, который, признали оба министра, всего только рекомендательный и будет совершенствоваться. Теперь, уже в Министерстве образования, каждый фильм пройдет дополнительную экспертизу, прежде чем будет рекомендован для того или другого возраста. "Мы только в самом начале этого очень большого пути, - подчеркнул Дмитрий Ливанов, отвечая на вопрос о том, где взять педагогов. - Разумеется, будут подготовлены методические пособия для учителей, которым было бы интересно вести такой факультатив, для них будут созданы специальные курсы. Нам придется обеспечить школы нужным техническим оборудованием и доступом к качественным копиям. Предстоит много работы, и я надеюсь, к следующему учебному году мы сможем предложить вам нечто более конкретное".

Журналисты интересовались, почему в списке нет картин XXI века, в частности, фильмов Балабанова. Владимир Мединский переадресовал вопрос экспертам и тем 40 тысячам зрителей, что вносили свои предложения на сайте Минкультуры. Он подчеркнул, что это не список шедевров, не "русский Оскар" - это срез кино как важнейшей части современной культуры. Важно, чтобы школьник понял, как кино развивалось, почему тот или иной фильм был "Аватаром" своего времени, почему он владел умами, - это помогло бы ребятам понять ушедшие эпохи. Кино интересно в сопряжении с историей страны - именно этот ракурс важен для современной школы.

Владимир Мединский подчеркнул, что это не список шедевров, не "русский Оскар" - это срез кино как важнейшей части современной культуры

Вопрос о Балабанове перевел разговор в идеологическую плоскость: не смущает ли министров тот факт, что многие фильмы прошлых лет несут идеи большевизма? Владимир Мединский резонно ответил: "Было бы странно, если бы советские фильмы не были связаны с идеологией, но для нас они важны как срез своей эпохи и то, какую роль они сыграли в нашем и мировом киноискусстве".

Добавлю от себя: эта проблема идеологического наполнения фильмов, по-видимому, еще долго будет заботить оппонентов. Они сотворили из "советской идеологии" универсальную пугалку, хотя там, как известно, были и вполне общегуманистические идеи, по которым живет и снимает кино цивилизованный мир. И, конечно, экспертам Минобразования еще предстоит решить, что опаснее и что полезнее для школьников - эти идеи или ксенофобский, даже мизантропический посыл иных новейших картин.

Выясняя предпочтения министров, журналисты попросили назвать фильмы, повлиявшие на них в юности. Дмитрий Ливанов ответил, что в его школе был как раз такой факультатив, где смотрели не попавшие в широкий прокат картины. Сильное впечатление произвели "Андрей Рублев" и "Зеркало" Тарковского, итальянские неореалисты, фильмы Иштвана Сабо и венгерской "новой волны": "Мне повезло, что школа создала условия для таких просмотров. Я до сих пор благодарен моему педагогу". Владимир Мединский сказал, что любит кино и даже собирал исторические фильмы. Он сослался на опыт Франции, где такие уроки проходят повсеместно, и даже в законе об авторских правах для школьных просмотров предусмотрены льготы. В том, что французское кино сегодня заняло заметное место в мире успешно конкурирует с Голливудом, министр видит заслугу и такого массового кинообразования.

Режиссер Владимир Грамматиков, участвовавший в разработке "100 фильмов", сказал, что этот список не надо рассматривать как курс киноистории: его задача - интеграция поколений. Ясно, что список - не канон, он будет меняться, но он имеет в виду не пропаганду кино, а задачу более разностороннего образования школьников.

Снова и снова спрашивали о "возрастном цензе", установленном для фильмов и способном стать преградой для показа иных рекомендованных картин. Дмитрий Ливанов убежден, что достаточно продвинутые школы смогут и сами разобраться с тем, что в каком возрасте доступно, но пообещал, что и в этом министерство готово, если понадобится, оказать помощь.

В заключение министры еще раз заверили, что предложенный курс - факультатив, никаких зачетов и экзаменов по нему не будет.



 

Пресс-служба Профсоюза