ОБЗОР ПРЕССЫ Печать

с 22 января по 25 января 2013 года

22/01/2013

Источник: Интернет-издание «Просвещение»

Автор: Борис Старцев

«В регионах знают ответ на вопрос «Как?» 

Директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России Елена Низиенко о трендах школьного и дошкольного образования, объясняет, является ли обязательной внеурочная деятельность при введении новых стандартов в начальной школе и о формировании комплексов мер по модернизации образования на 2013–2017 годы.
О новых стандартах

– Елена Леонидовна, в 2012 году был утверждён новый стандарт старшей школы, т. е. теперь в наличии стандарты по всем трём ступеням. Как проходит внедрение стандартов?

– Внедрение стандартов в начальной школе идёт в штатном режиме. В основной школе с этого года началась апробация ФГОС в тех регионах и школах, где к этому готовы. По старшей школе задачи сложнее. Здесь необходима разработка примерной образовательной программы и содержания новых предметов.

На текущий момент есть вопросы, которые требуют дополнительного разъяснения по начальной школе. К примеру, внеурочная деятельность. Стандарты позволяют вводить до 10 часов внеурочной деятельности в неделю – окончательное решение о количестве часов принимает школа в зависимости от своих возможностей и потребностей детей и родителей.
Но кое-­где на местах эту норму восприняли буквально: если в школе предусмотрено, например, 3 часа на внеурочную деятельность, то на эти занятия заставляют ходить всех учеников. И неважно, что ребёнок занимается в музыкальной или спортивной школе. Это неверный подход, поскольку внеурочная деятельность может обеспечиваться не только силами школы, но и с привлечением учреждений дополнительного образования, культуры, физкультуры, спорта. Это собственно зафиксировано и в тексте стандарта. Если учащийся посещает дополнительные занятия в другом учреждении, родители могут сообщить об этом в школу – написать заявление директору школы или уведомить его в другой форме (по решению образовательного учреждения), предоставить справку, и от часов внеурочной деятельности по соответствующему направлению в школе он может быть освобождён.

– А может ли ребёнок не ходить на внеурочные занятия в школу, даже если нигде не занимается на стороне?

– Нет, внеурочная деятельность теперь является обязательной, поскольку включена в стандарт. Выбор заключается не в том, чтобы соглашаться на внеурочную деятельность или не соглашаться, а в том, чтобы найти занятия по интересам в школе или за её пределами. В качестве аналогии – выбор не в том, будешь ты завтракать или нет, а в том, что ты выберешь из предложенного тебе меню.

– В своих первых выступлениях после назначения министр Дмитрий Ливанов повторял, что недостатки новых стандартов – в размытости требований, и обещал решить проблему. Можно ли говорить о каких­-то новых подходах?– Заявления министра связаны в первую очередь с тем, что в новой структуре стандартов не определено, точнее, не зафиксировано содержание образования, что справедливо. Мы исходим из того, что оно фиксируется в примерной основной образовательной программе, на основании которой школа составляет свою программу. Но, как выяснилось, на сегодняшний день примерная основная образовательная программа – документ не вполне легитимный. Да, такие программы существуют, но нигде не прописано, что они должны пройти экспертизу и быть кем­-то утверждены.

Эта коллизия будет снята в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» – там будет записано, что примерные программы должны проходить экспертизу, на основании которой формируется их реестр. Если эксперты пришли к выводу, что примерная программа соответствует стандарту, позволяет вводить содержание образования, формируемое участниками образовательного процесса, то мы включаем её в реестр. Школа, формируя свою программу, может опираться на любую из включённых в реестр примерных программ, исходя из своей миссии. Если школа многопрофильная, многофункциональная, она может взять несколько примерных программ и на их основе сконструировать свою.
Так что мы внесли эту норму в законопроект. Приятно, что она нашла поддержку в профессиональном сообществе.

– Сколько должно быть примерных программ? Как в случае с учебниками – не важен размер бочки мёда, главное, чтобы туда не попала ложка дёгтя?
– Не думаю, что их будет много: написать примерную программу – очень большой труд. Но благодаря экспертизе ситуация должна стать такой же, как и с учебниками, ведь сегодня у нас практически нет жалоб на качество учебников, включённых в федеральные перечни, потому что они проходят серьёзную экспертизу.

– А как быть с конкретизацией условий реализации образовательной программы? Ведь в стандарте они заданы по максимуму, вплоть до автодрома в каждой средней школе.

– К решению этой проблемы мы пытаемся найти подходы в контексте проекта модернизации региональных систем образования (МРСО).

Почему я это связываю с МРСО? 1 сентября 2013 года завершается федеральная поддержка регионов, и Президент России на совещании 7 ноября сказал, обратившись к представителям регионов, что деньги, вложенные в рамках МРСО в оснащение школ оборудованием, должны эффективно работать. А эффективно работать они будут только тогда, когда мы будем удерживать уровень современности этого оборудования не на уровне 2010 года в 2015 году, а в соответствии с требованиями сегодняшнего и завтрашнего дня. Можно ли сделать такой перечень минимальных требований к оборудованию, который был бы современным сегодня, завтра, послезавтра? Есть ли смысл в такой конкретизации?

Однажды мы совместно с Минобороны готовили для школ требования к комплектованию кабинетов для уроков начальной военной подготовки в рамках предмета ОБЖ. Простой пример: если вчера тренажёр для обучения детей оказанию первой помощи представлял собой просто манекен, то теперь он оснащён датчиками, к нему прилагается монитор, а каким он будет через пять лет, неизвестно. Точно так же на основе требований к условиям, заданных в стандартах, был сформирован перечень требований к оборудованию, разосланный в организации, которые поставляют оборудование в школы. Но эти компании между собой договориться не могут: у них разное представление о современном оборудовании и о том, каким должен быть минимум этого оборудования в школах.Всё зависит от того, с какими производителями они работают.

О социальных эффектах МРСО

– Должна ли каждая школа почувствовать эффект от поставок оборудования в рамках МРСО или всё же часть школ может остаться за рамками проекта?

– Федеральные вложения в систему общего образования начались не с МРСО, а с национального проекта «Образование» в 2006 году, когда впервые регионы получили средства на развитие общего образования. В 2011–2013 годах вложения в рамках МРСО составляют 120 млрд рублей – огромная сумма. Вкладывая эти деньги, мы должны понимать, что почувствовать эффект должна не только каждая школа, но и каждый родитель, каждый ребёнок. Такая задача поставлена.
И хотя федеральное финансирование проекта МРСО завершается в сентябре 2013 года, оно, несомненно, становится катализатором развития школы, заполняет пробелы, возникшие в предыдущие годы, когда у нас не было денег на оборудование, книги и многое другое. А дальше – компетенция субъектов Федерации. Они так должны выстроить свои комплексы мер – а мы просим их сделать это на период до 2017 года, – чтобы зарплата учителей всегда соответствовала средней зарплате по экономике региона, чтобы условия в школах всегда были современными. И теперь регионы должны работать на поддержание того, что они достигли, – база для этого создана.

– Судя по высказываниям региональных министров, поддерживать достигнутый уровень будет сложно. Главная проблема – как удержать зарплату на уровне средней по экономике. А уж на оборудование деньги вряд ли останутся. И возникает вопрос, не планируется ли продолжение МРСО на федеральном уровне.

– Ещё раз подчеркну – модернизация региональных систем образования как проект не завершается. Принята Государственная программа «Развитие образования». Один из механизмов её реализации – субсидии субъектам Российской Федерации на конкурсной основе. Поэтому федеральная поддержка развития не закончится. Вместе с тем важно при формировании региональных бюджетов точно определять приоритеты.

К примеру, несмотря на то что Закон «Об образовании» предусматривает бесплатное обеспечение учебниками, делать это активно субъекты (даже при наличии федеральных средств, которые разрешено использовать на эти цели) стали только после волны обращений родителей в суд. Хотя обеспечить 100% школьников учебниками нужно было гораздо раньше.

Очевидно, проблема заключается в расстановке приоритетов при формировании региональных бюджетов – какие суммы на что тратить. В рамках МРСО огромное количество школ уже отремонтировано, оснащено оборудованием, обеспечено учебниками, учителя прошли повышение квалификации. Если рассуждать так, что денег хватит только на поддержание уровня зарплаты, получается, что без федеральных денег и квалификацию не нужно повышать? Регионы сейчас получают деньги на замещение расходов – то, что раньше в их бюджетах было предусмотрено на оборудование, направляется на зарплату. Эти деньги всё равно в бюджетах были – нельзя же сказать, что на два года дали денег на функционирование системы общего образования, а потом вдруг отобрали.

– Одно дело, когда учителям платили чисто символическую зарплату – есть регионы, где в начале 2011 года она и до 10 тысяч не дотягивала, а теперь выросла более чем в 2 раза и будет расти ещё.

– Но ведь оборудование, которое регионы получили в рамках МРСО, никто не отбирает. Бытовая аналогия: если вы купили холодильник, он вам прослужит лет десять. Все эти годы вам не нужно покупать новые холодильники, понадобятся только сравнительно небольшие деньги на электроэнергию, моющие средства и, если он вдруг сломается, ремонт. Так и со школьным оборудованием: не нужно каждый год его менять. Нужно поддерживать его в современном состоянии, в том числе обновляя программное обеспечение, например, для мультимедийных средств обучения: компьютеров, интерактивных досок. А затем в среднесрочной перспективе предусмотреть средства и на постепенную его замену в связи с моральным и физическим устареванием. Проблема – в умении планировать и прогнозировать. И она чётко проявилась в частных обращениях в наш адрес от регионов о внесении изменений в комплексы мер, в том числе и по причине того, что не предусмотрели что­-то или неправильно просчитали. Единицы регионов не вносили коррективов.

– Дмитрий Ливанов на заседании правительства, посвящённом госпрограмме, сказал, что есть риски «недостижения целевых ориентиров в части повышения заработной платы педагогических работников дошкольного, общего и дополнительного образования детей».

– Естественно, риски есть, но в большей степени в дошкольном образовании – в соответствии с указом Президента зарплата должна быть доведена до средней по общему образованию. Эти средства не закладывались в региональные бюджеты. Есть поручение от Председателя Правительства РФ о проработке вопроса о выделении из федерального бюджета в течение трёх лет порядка 300 млрд рублей на развитие дошкольного и дополнительного образования. Предполагается, что эти деньги пойдут на строительство, реконструкцию зданий и создание 500 тысяч новых мест. Регионы, в свою очередь, должны будут поддерживать зарплату на заданном уровне за счёт средств, которые они в своих программах заложили на строительство. В данный момент этот вопрос прорабатывается с Минфином.

– Есть ли на сегодняшний день замечания в части расходования денег МРСО? Успевают ли регионы освоить средства?

– Регионы научились тратить деньги, тем более что в этом году они получили их вовремя (в прошлом году, поскольку решение о начале МРСО было принято только в апреле, средства поступили позже, и нужно было тратить их быстро). У меня нет сомнений, что возврата средств в бюджет практически не будет. Гораздо более серьёзный вопрос о том, научились ли регионы эффективно расходовать средства, получая определённые результаты. Представители регионов обычно говорят, что вот мы отремонтировали столько-­то школ, закупили столько-­то оборудования, автобусов, столько­-то учителей повысили квалификацию, но забывают сказать о том, стало ли от этого лучше детям. Например, сам факт покупки школьного автобуса ни о чём не говорит: на нём можно просто собирать детей внутри села и привозить в школу (что само по себе неплохо, но на качество образования не сильно влияет), а можно привозить в базовую школу, где дети получают образование более высокого качества.

Мы объясняем представителям регионов, что они должны понять эти социальные эффекты, которые в дальнейшем станут для них ориентиром. Повысилась ли в регионе удовлетворённость сферой образования? Если не повысилась или, наоборот, понизилась, значит, вы работаете неэффективно или же люди не понимают, не видят то, что вы делаете. Вряд ли родитель, придя в школу и увидев, что её отремонтировали, что его ребёнок учится на современном оборудовании, скажет, что ситуация в системе образования ухудшилась. Ещё пять лет назад, когда начинались комплексные проекты модернизации образования, родители возражали против перевода их детей из малокомплектных школ в базовые, но, чтобы убедить их в обратном, их сажали на автобус и везли показывать базовую школу. После этого проблем уже не возникало.

Так что задача сегодняшнего дня – не думать о том, как быстрее освоить деньги и что на них купить, а просчитывать эффекты и на них ориентироваться. В декабре–январе представители регионов будут согласовывать с нами свои комплексы мер, и первый вопрос, на который нужно будет дать ответ, – какие получены эффекты, как жители региона почувствовали, что в образовании и в конкретной школе стало лучше.

– Когда региональные министры защищали перед федеральной комиссией свои комплексы мер на 2012 год, Вы довольно часто ставили их в тупик своими вопросами. Можете дать рецепт: что нужно говорить, чтобы члены приёмочной комиссии остались довольны?

– Нужно показать, что благодаря МРСО детям в регионе стало лучше. Что именно изменилось и изменится в ближайшие годы, мы и хотели узнать из выступлений региональных руководителей. Важно показать, что в регионе понимают, как удерживать ситуацию на достигнутом уровне, как она будет развиваться и какие меры для этого будут предприняты.

– Наверняка, некоторые представители регионов будут жаловаться, что денег не хватит, или же комплексы меры будут в значительной степени утопическими.
– Утопичность будет видна, если докладчик отвечает на вопрос «что?», но не отвечает на вопрос «как?» или, наоборот, говорит, как достичь целей, но не знает, что это за цели. Если же он отвечает на оба вопроса, значит, комплекс мер сбалансирован и можно ожидать достижения поставленных целей.

Что касается жалоб, то, согласитесь, жаловаться всегда легче. Любой человек от природы ленив и ищет более лёгкие, менее затратные пути достижения целей. Поэтому первый шаг, который хочется сделать, – сказать, что поставлена невыполнимая задача, второй шаг – найти объяснения, почему её невозможно выполнить. Некоторые представители регионов идут именно таким путём и даже делают третий шаг – просят помощи, потому что в силу таких­-то причин задачу выполнить невозможно. И когда мы им отвечаем, что назад дороги нет, они начинают искать ответ на вопрос «как?».
У меня сложилось впечатление, что в большинстве регионов уже сегодня знают ответ на этот вопрос.

О профессиональном стандарте педагогической деятельности

– Одна из тем, которая в последние месяцы активно обсуждается в медийном пространстве, – профессиональный стандарт педагогической деятельности, подготовку которого поручил Владимир Путин. Зачем нужен этот документ?

– Проект стандарта профессиональной деятельности учителя, который опубликовал Федеральный институт развития образования, вызвал критику Общественного совета при Минобрнауки России: возник даже вопрос, откуда вообще взялся этот проект. Справедливости ради заметим, что ФИРО работает над национальной рамкой квалификаций и профессиональными стандартами по крайней мере последние восемь лет, просто сейчас очередь дошла до стандарта педагогической деятельности. Другой вопрос, готово ли принять этот документ профессиональное сообщество.

Дискуссия о стандарте на заседании Общественного совета при Минобрнауки России мне понравилась. Член совета Сергей Волков, как обычно, изложил свои сомнения, задал вопросы, ему ответил Евгений Ямбург, хотя не знал заранее, о чём тот будет спрашивать. Он сказал, что для него профессиональный стандарт – это некий идеал, ориентир, каким должен быть учитель, к чему нужно стремиться. Это ни в коем случае не основа для аттестации. И Евгений Александрович по поручению министра сейчас занимается разработкой стандарта.

Сергей Волков совершенно справедливо заметил, что стандарт должен быть продуктом цехового сообщества. А где у нас цех, т. е. саморегулируемая организация учителей? Никак не получается создать условия для её появления. Каким должен быть учитель, какой учитель нужен обществу, должны решить сами учителя.

– Точно так же как Ассоциация рестораторов и отельеров ещё несколько лет назад решила, какими должны быть, например, повара… Но ведь есть же профессиональные ассоциации учителей-предметников, проводящие свои съезды.

– Да, но саморегулируемые организации из них пока не получились, потому что нет предмета регулирования. Аналогичная ситуация с органами государственно-общественного управления образованием: они практически во всех школах созданы, но у них пока нет реального функционала, за который они несут ответственность.

Стандарт профессиональной деятельности учителя может быть принят обществом только в одном случае: он должен родиться в недрах профессионального сообщества.

– Родится?

– Я на это очень надеюсь. Во всяком случае, выступление Евгения Александровича Ямбруга меня порадовало. Он ведь предлагает свои наработки; по-моему, ему это интересно, и важно, чтобы он был не один, чтобы вокруг него собралось профессиональное сообщество, которое примет решение и будет за него нести ответственность. И если в итоге профессиональное сообщество сформулирует консолидированную позицию, можно будет говорить, что у нас есть стандарт педагогической деятельности, который самими педагогами сформирован. И сами педагоги пусть принимают решения, например, по поводу добровольной аттестации на предмет соответствия этому стандарту. Подчёркиваю: добровольной, когда учитель сам хочет, чтобы профессиональное сообщество оценило его на предмет соответствия этому стандарту.

О сокращении отчётности

– Ещё одна тема, которая весь прошедший год обсуждался в профессиональном сообществе, – сокращение обязательной отчётности школ. Что федеральное министерство сделало для решения проблемы?
– Мы можем сделать то, что в наших силах, – прежде всего, свести в один множество федеральных мониторингов, данные для которых должны заполнять образовательные учреждения, – по «Нашей новой школе», по МРСО, по дошкольному образованию и пр. Нужно создать единую, динамично меняющуюся информационную систему, из которой органы власти могли бы в нужный момент брать необходимую информацию. И тогда не придётся каждый раз обращаться за данными в школы. От школы потребуется только одно: своевременно и регулярно вносить информацию в систему. А дальше эта информация будет автоматически обрабатываться и использоваться по мере необходимости. Прототип такой системы уже создан.

Наша задача заключается и в том, чтобы научить пользоваться этим мониторингом образовательных чиновников всех уровней, представителей федеральных органов власти. Тогда они будут обращаться с запросами не к нам, не к школам и даже не к регионам, а в первую очередь к единой информационной системе. Прототип такой системы уже создан.

Если же требуется более подробная информация о школе, то её нужно искать на школьных сайтах. И они должны стать более качественными. Сегодня у большинства школ сайты есть – мы давали по этому поводу рекомендации, но уровень сайтов очень разный. И наша задача – довести их до такого уровня, чтобы с ними реально можно было работать. Например, если органам управления нужна информация о том, сколько воспитательных мероприятий провела школа и что обсуждалось на уроке парламентаризма, они могли бы взять эту информацию с сайта, а не требовать с директора очередной отчёт.

И только в тех случаях, если нужной информации нет ни в единой информационной системе, ни на сайте, можно обращаться непосредственно через учредителя в школу. Думаю, если информационная система заработает в полной мере, а качество школьных сайтов улучшится, бюрократическая нагрузка на школу реально снизится.

– Но ведь проблема не только в том, что от школы требуют отчётность управленцы сферы образования для своих нужд или для передачи вверх по вертикали власти. Есть примеры, когда это делают сторонние организации.
– Когда мы проводили анализ ситуации с отчётностью, оказалось, что огромное количество информации собирают муниципальные методические службы. И вот здесь наша позиция однозначна: методическая служба не предназначена для того, чтобы собирать информацию со школ, у неё другие цели. Надо просто прекратить эту практику.

Что ещё мы можем сделать? Можем освободить учителя от подготовки огромного количества бумаг для аттестации. Не должен учитель сам собирать на себя досье и писать отчёты. Он должен просто написать заявление: «Прошу аттестовать меня на высшую (первую) квалификационную категорию». А дальше начинает работать методическая служба школы. У неё должна быть вся информация об учителе: в каких конкурсах участвует, как работает с детьми, вплоть до того, как заполняет классный журнал. Эта информация передаётся оператору аттестации (как правило, это институт повышения квалификации) с просьбой написать экспертное заключение. Но обычно бывает наоборот – методическая служба школы требует, чтобы учитель сам писал отчёт о своей работе, а потом только проверяет такой отчёт.

Вся процедура аттестации для учителя должна заключаться в том, чтобы ознакомиться с экспертным заключением и при желании принять участие в заседании аттестационной комиссии, после которого получить на руки решение. Вот и всё.

– Может быть, в некоторых случаях школы страдают не столько от необходимости предоставлять статистическую информацию, сколько от того, что их неожиданно заставляют проводить всевозможные мероприятия – месячники по благоустройству, недели патриотического воспитания и пр., а потом за них отчитываться?

– Опосредованно это может иметь отношение к теме отчётности. Но если школа проводит мероприятие, то она может отчитаться о нём, разместив информацию на сайте в той форме, в какой считает необходимым.

– А отказаться от проведения мероприятия можно?

– Конечно. Школа вообще самостоятельна в планировании своей работы. Другой вопрос, что хорошая школа всегда запланирует, например, апрельский месячник по благо­устройству или празднование Дня Победы.

О дошкольном образовании

– И в заключение несколько слов о дошкольном образовании. Какие основные задачи в этой сфере решались в 2012 году?

– Сейчас дошкольному образованию уделяется очень большое внимание, ликвидация очерёдности – сама главная задача. Но при этом не остаётся в стороне вопрос качества дошкольного образования, что очень радует. В этом году я лично для себя узнала очень много интересного, общаясь с экспертами в области дошкольного образования.

Недавно было проведено исследование, посвящённое ожиданиям родителей, воспитателей и учителей начальных классов от детей дошкольного возраста. С родителями, воспитателями, учителями были проведены фокус-­группы, оценивались их ожидания для детей разного возраста – от 3 до 10 лет в разные периоды.

Один из самых интересных выводов заключается в том, что от детей младшего дошкольного возраста родители и воспитатели ждут примерно одного и того же: чтобы они были коммуникабельны, умели сами одеваться, могли себя обслуживать и найти себе занятие. А в старшем дошкольном возрасте пожелания родителей начинают совпадать с пожеланиями учителей начальных классов: дети должны уметь правильно сидеть за партой, держать ручку, не перебивать взрослых. При том что специалисты в области дошкольного детства повторяют, что дети в этом возрасте ещё должны играть, что эти игры должны быть направлены на их социализацию, на развитие адаптивности к разным ситуациям, на установление контакта с родителями, на развитие подвижности, на формирование умения высказывать собственное мнение.

Таким образом, родители, когда их ребёнку исполняется 5 лет, начинают подстраиваться под требования школы, и счастливое дошкольное детство заканчивается. Это обидно и неправильно. Ребёнок, который не наигрался в дошкольном возрасте, вряд ли способен в дальнейшем стать успешным.

– Какой же выход из сложившейся ситуации? Ведь такое отношение к детям не вчера сформировалось.

– Экспертное сообщество попыталось ответить на этот вопрос. Нужно сделать так, чтобы ожидания у людей, которые преподают в школе и работают в дошкольном образовательном учреждении, совпадали. Они должны иметь одинаковые представления о психологии и физиологии ребёнка, осознавать важность дошкольного детства, понимать, что ребёнка из дошкольной жизни в школьную нужно перевести плавно. Для достижения этой цели есть средства.

– Комплексы, где под одной крышей объединены детский сад и школа?
– Я не имею в виду именно комплексы, но о создании единого пространства детства в рамках муниципалитета вполне можно подумать. В этом пространстве педагоги начальных классов работают и с дошкольниками, а воспитатели, специалисты из детских садов работают и с младшими школьниками, более того, в эту работу включено дополнительное образование. Сейчас оно задействовано стихийно – после детского сада родители водят детей в кружки, если остаётся время после предшкольной подготовки. Но если всё это включить в общее пространство детства, ребёнок почувствует себя ребёнком.

– Есть ли примеры такой «мягкой интеграции» в регионах?
– Да, существует сетевое взаимодействие образовательных учреждений на договорных началах, благодаря которому дети не чувствуют разницы между детским садом и школой. В моём родном городе ещё в 1990¬е годы, когда из-за демографического кризиса освобождались помещения в детских садах, там открывали начальные классы, в основном первые. Дети адаптировались к школе очень легко, оставаясь в привычном пространстве.
Очевидно, образовательные программы для детских садов и начальной школы должны быть сквозными, универсальными – для каждого ребёнка должна быть составлена программа развития от 3 до 10 лет. Необходима не только интеграция сети, инфраструктуры и программ, но и интегрированная подготовка педагогов. Нормативный шаг в этом направлении уже сделан – в новом законе «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится частью общего. И нужно двигаться дальше.

– Есть ли уже конкретные посылы регионам с федерального уровня?
– Пока оформились только идеи, их нужно воплощать в жизнь. Сейчас почему-то все боятся стандарта дошкольного образования, а то, о чём я говорю, – это предпосылки к формированию стандарта, т. е. требований к результатам образования.

– А как же одно из замечаний Общественной палаты РФ ко второму чтению закона «Об образовании в Российской Федерации» – ввести законодательный запрет на любые формы аттестации дошкольников?

– Это верное замечание. Я говорю о другом результате: не о том, который можно проверить на ЕГЭ или за который просто можно поставить оценку (умеешь прыгать через скакалку – получи 5, не умеешь – 2), а о том, который будет понятен родителям: чего ожидать от ребёнка в таком­-то возрасте. Воспитатель, наблюдая за ребёнком, определяет, какими навыками он овладел в игре, что он умеет, и на этом основании делает вывод, оправдываются ожидания или нет. Если не оправдываются, нужно найти причину: может быть, это педагогические недоработки, или же проблема с родителями, или же у ребёнка ухудшилось здоровье и нужно принимать меры.

В последние годы мы упустили момент, когда нужно было вносить изменения в содержание дошкольного образования, и теперь навёрстываем упущенное: над содержанием и технологиями дошкольного образования предстоит работать очень много.

 

22/01/2013 

Источник: «Новая газета»

Автор: Александр Абрамов Член-корреспондент РАО

Правительство борется с образованием

«Дебильный коэффициент», возведенный в ранг образовательной политики

Опубликовано распоряжение правительства: в России запланировано поэтапное, с указанием точных чисел, сокращение числа вузов, студентов и преподавателей...

Опубликовано распоряжение правительства: в России запланировано поэтапное, с указанием точных чисел, сокращение числа вузов, студентов и преподавателей.

После длинных новогодних каникул профессиональное учительское сообщество познакомилось со своеобразным новогодним поздравлением российскому народу: за подписью Дмитрия Медведева на сайте правительства опубликовано распоряжение от 30 декабря прошлого года за № 2620-р с таким названием: План мероприятий ("дорожная карта") "Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки". Одно из ключевых слов документа - "услуги". Общая форма для названий разделов такова: "Изменения в дошкольном (общем, профессиональном, дополнительном образовании), направленные на повышение эффективности и качества услуг в сфере образования, соотнесенные с этапами перехода к эффективному контракту".

Эта "дорожная карта", расписывающая грядущие изменения в 2013 - 2018 годах, - замечательный пример, на котором можно объяснить смысл крылатых слов "медвежья услуга".

Принятые недавно Госпрограмма развития образования на 2013 - 2020 гг. и закон «Об образовании» вызвали резкую критику, но массовых протестов не было. Объяснение простое: охотников проштудировать 400 страниц специфического текста немного. В отличие от упомянутых документов, "дорожная карта" короче, а ее квинтэссенция – «показатели эффективности предлагаемых изменений» - всего несколько страниц. Но это намного-намного сильнее "Фауста" Гете. Это надо читать. Анонимные создатели дорожной карты продемонстрировали фантастические таланты.

В документе не предложено ни одной идеи о светлом будущем - ни о содержании образования, ни о подготовке кадров, ни о современных средствах обучения. В свете "Плана Путина" о создании 25 млн. высокотехнологичных мест к 2020-ому году это странное проявление законченного диссидентства. Брошен и иной вызов публично заявленным государственным планам: в Дорожной карте запланировано присутствие одного российского университета в числе сотни лучших вузов мира. Лишь в 2018-ом году планируется присутствие в сотне - двух наших университетов. Но президент-то заявил, что должно быть 5!

Еще в Госпрограмму был заложен полностью бессмысленный параметр: децильный коэффициент. Комментаторы в Интернете среагировали моментально, назвав этот показатель эффективности "дебильным коэффициентом". При наличии в документе явной дури следовало бы его отозвать. Этого не произошло. Хуже того: разработчики "дорожной карты" сохранили децильный коэффициент: это "отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с лучшими результатами к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10 процентах школ с худшими результатами единого государственного экзамена». Здесь замечательны и стилистика, и неоднозначность алгоритма расчета, и полная бессмысленность коэффициента. Зато каков масштаб! Впервые в мировой истории с точностью до 0,01 отслеживается состояние школьного образования на одной восьмой части суши. Дорожная карта предписывает и вектор, и темпы прогресса - динамика дебильного коэффициента такова: 2013г. - 1,82; 2014г.-1,74; 2015г. - 1,7; 2016г. - 1.66; 2017г. - 1,62; 2018г. - 1, 58.

Идея "дорожников" несомненно претендует на абсолютную победу - главный приз Шнобелевской премии в номинации "Самая опасная дурь". Ну, а в том, что "вертикаль власти" заставит всех бороться за плановые показатели, сомневаться не приходится.

Большое внимание уделено и международным рейтингам в рамках исследований PERLS, TIMSS, PISA. Здесь также установлен ежегодный рост плановых показателей. Неясно, правда, как можно этого добиться в условиях ускоряющейся деградации системы образования. Разумно было хотя бы для приличия озаботиться тем, чтобы в результатах содержалось требование уметь читать и регулярно читать книги. А еще - иметь навыки вычислений и умения решать арифметические задачи. Без них о математике в школе придется забыть.

Но предусмотрены иные - радикальные структурные и кадровые решения. Поэтапно, с указанием точных дат будет заметно сокращаться число вузов, студентов и преподавателей. Нормы эксплуатации учителей и преподавателей резко возрастут. Существенно повышаются плотность числа школьников на душу учителя и числа студентов на душу преподавателя. Это при медленном повышении зарплат работников высшей школы и стабилизации зарплат учителей на уровне 100% от средней по региону.

Очевидно, что ввиду отсутствия стратегии и тактики экономического развития страны вся предложенная цифирь - результат чисто бухгалтерского подхода, исходящего лишь из стремления к сокращению расходов. О том, что в эпоху экономики знаний главное - инвестиции в прогресс (а это точечные профессионально продуманные проекты) никто не думал. Не думали "дорожные карточники" и о том, что при волевом сокращении появится множество "лишних людей" (не самых добродушных), для которых нужно создавать рабочие места.

На первый план усиленно выдвигают проблему "отцов и детей": задан поэтапный рост числа молодых учителей и преподавателей. Нас ждет бессмысленное и беспощадное "избиение старцев", на смену которым придут выпускники вузов "с наличием признаков неэффективности".

Анонимные "дорожные карточники", подготовившие документ, оказали медвежью услугу и президенту Путину, и премьеру Медведеву. Дорожная карта убедительно доказывает, что имеющаяся система принятия решений на высшем уровне глубоко порочна. Под крайне сомнительными государственными документами, содержащими явную чушь, стоят визы многих структур, они одобрены правительством. Тот факт, что эти документы утверждены, означает, что в России система защиты от дурака и непрофессионала рухнула. (Уровень коррупции показывает, что рухнула и система защиты от жулика.)

Все нововведения модернизации образования (ЕГЭ, стандарты, подушевое финансирование и т.д.) справедливо вызывали резкую критику. Оставалась, однако, надежда: а вдруг "реформаторы" обладают каким-то сокровенным знанием? С появлением "дорожной карты" стало очевидно: система образования двигалась и будет двигаться на полной скорости в тупик. Модернизация образования, ориентированная на производство услуг, - это медвежья услуга всему российскому народу, причем в особо крупных размерах.

Что делать?

Ясно, что имеющаяся система принятия решений, касающихся образования (и не только его!), должна быть оперативно изменена, и самым решительным образом. Ясно также, что при существующей крайне высокомерной и самоуверенной власти, при власти, безответственной и не признающей ошибок в принципе, это не произойдет само собой. Следовательно, неотложная задача - организация массового протеста против проводимой образовательной политики. К этому есть мощные стимулы. "Хотите ли, не хотите ли, но прежде всего мы родители" – родители, ответственные за судьбы собственных детей и внуков. Существует и такое важное понятие, как профессиональный долг - долг учителя, преподавателя, ученого, журналиста. Сегодня ответ на вопрос "Существует ли в России гражданское общество?" во многом зависит от того, способно ли это общество остановить разрушение системы образования.

Первый шаг понятен: необходимо создать прецедент – добиться отзыва так называемой Госпрограммы и "дорожной карты" развития образования. Мотивировка на поверхности: "ввиду наличия явных признаков очевидной дури".

Распоряжение от 30 декабря 2012 г. №2620-р 

Справка к распоряжению №2620-р от 30 декабря 2012 года

Распоряжение разработано во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 5 июля 2012 года по реализации основных положений бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2013–2015 годах и поручения, предусмотренного в перечне поручений Президента Российской Федерации от 22 декабря 2012 года №Пр-3411.

Распоряжение учитывает положения программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012–2018 годы, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 года №2190-р.

План мероприятий «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (далее – дорожная карта) отражает изменения на всех уровнях сферы образования, а также в сфере науки и технологий. Подготовка дорожной карты осуществлялась с учётом направлений, определённых утверждёнными государственными программами Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы и «Развитие науки и технологий».

Определённые дорожными картами изменения нацелены:

в сфере дошкольного образования – на реализацию мероприятий, направленных на ликвидацию очерёдности на зачисление детей в дошкольные образовательные учреждения и обеспечение высокого качества услуг дошкольного образования;

в сфере общего образования – на обеспечение достижения российскими школьниками новых образовательных результатов и равного доступа к качественному образованию;

в сфере дополнительного образования детей – на расширение потенциала системы дополнительного образования детей и создание условий для развития молодых талантов и детей с высокой мотивацией к обучению;

в сфере профессиональной подготовки и среднего профессионального образования – на укрепление и повышение инвестиционной привлекательности и качества подготовки выпускников соответствующих образовательных программ;

в сфере высшего профессионального образования – на оптимизацию и повышение эффективности сети государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, обновление структуры образовательных программ, повышение качества высшего профессионального образования и развитие кадрового потенциала высшего профессионального образования;

в сфере науки и технологий – на создание опережающего научно-технического задела в Российской Федерации по приоритетным направлениям развития науки и технологий через развитие фундаментальных и прикладных научных исследований, реализацию проектов по созданию крупных научных установок «мега-сайенс» на территории Российской Федерации и развитие кадрового потенциала науки и мобильности научных кадров.

Для эффективной реализации государственной политики в сферах образования и науки распоряжение рекомендует органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и утвердить региональные дорожные карты.

Дорожная карта предусматривает чёткую последовательность действий, сроки, ответственных исполнителей, что должно обеспечить осуществление необходимых изменений в образовании и науке, увязанных с этапами перехода к эффективному контракту.

* * *

Распоряжение от 30 декабря 2012 г. №2620-р

1. Утвердить прилагаемый план мероприятий («дорожную карту») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (далее - план).

2. Минобрнауки России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации обеспечить до 1 октября 2013 г. организацию мониторинга реализации плана.

3. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления обеспечить реализацию плана.

4. Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации совместно с Минобрнауки России разработать и утвердить до 1 мая 2013 г. региональные планы мероприятий («дорожные карты») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки».

Председатель Правительства

Российской Федерации Д.Медведев

 

23/01/2013

Источник: газета «МК»

Автор: Евгений Балабас

К двум «Татьянам» присоединится «Ломоносов»

Накануне Татьянина дня ректор главного вуза страны рассказал о технических достижениях МГУ, об уникальных научных исследованиях, о перспективах и планах развития, о важных явлениях в жизни студентов и преподавателей и многом другом.

Как рассказал Виктор Садовничий, к «флотилии» орбитальных спутников, созданных студентами, в ближайшее время добавится еще один, под названием «Ломоносов» (сейчас вокруг планеты летают и передают научную информацию три студенческих спутника – «Татьяна-1», Татьяна-2» и «ЮтСат»)

Более трехсот сотрудников МГУ в течение прошлого года работали на адронном коллайдере в швейцарском ЦЕРНе в рамках работ по поискам бозона Хиггса. Для студентов-медиков был куплен робот-хирург «Да Винчи» для обучения высокотехнологичной хирургии (это медицинский аппарат для хирургических операций, которые сложно сделать руками человека – в нем хирург работает руками как бы «виртуально», а все его движения с определенными корректировками управляют механическими руками робота).

- Также университет развивает производства на основе собственных разработок, - сказал Виктор Антонович. - К примеру, в Туле построен завод по производству уникального медицинского устройства для диагностики – по типу УЗИ, но на принципе тактильного ощупывания больного и его внутренних органов. В процессе постройки находится завод по производству товаров из углеродных материалов с выдающимися характеристиками – например, тормозных колодок для автомобилей и фильтров воды и воздуха.

О законе об образовании:

- За МГУ закреплен особый статус, по которому мы работаем по собственным стандартам, и я считаю, что это справедливо.

Касательно же всех остальных образовательных учреждений страны – закон, конечно, неидеален, но уже хорошо, что все же вышел некий единый объединенный проект и документ. Плюс, он вполне может быть доработан с учетом различных факторов, которые выяснятся в процессе его работы.

Я отметил много удачного и правильного в альтернативном варианте, который предлагала партия КПРФ. Правильно было бы объединить все лучшее из обоих проектов – это уже в компетенции Думы.

О списывании курсовых из Интернета:

- Говорят о том, что все ВУЗы обяжут размещать на своих сайтах курсовые, докторские, рефераты диссертации и т.д., чтобы предотвратить плагиат в работах студентов. С одной стороны, это хорошо – к примеру, моя дипломная работа, когда я был студентом, потерялась, поскольку была в единственном бумажном экземпляре, хотя позже я встречал даже ссылки на неё среди известных ученых.

Но я считаю, что в первую очередь плагиату препятствует правильная атмосфера на кафедре. Я, к примеру, просто не могу представить, чтобы у нас, скажем, на мехмате, докладывали чужую курсовую или дипломную работу! Это значит, что создана такая атмосфера, при которой студенты понимают, что списанная или купленная работа – это абсурд, если ты учишься всерьез и для себя.

О новых корпусах:

- Помимо знаменитого уже нового корпуса «Ломоносовский» стоит сказать о торжественном открытии 25 января нового корпуса для экономического факультета на 50.000 кв. метров. Через две недели после этого в феврале мы открываем новый корпус для юристов и аудиторов на 60 тыс. кв. метров.

Вообще за последние 5 лет мы построили 1 млн. кв. метров новых учебных и исследовательских площадей. И еще миллион «квадратов» планируем строить за библиотекой вплоть до улицы Коштоянца – общежития и учебные корпуса, школа для одаренных детей и т.д.

О международном сотрудничестве:

- Сегодня у нас обучается 7000 иностранных студентов. У нас есть аспирантуры в Китае и США, и мы планируем и далее создавать «точки влияния» в зарубежных странах – все это важное конкурентное поле и мы планируем развивать его.

Однако едва ли не более серьезная с моей точки зрения часть международной деятельности – это работа наших пяти филиалов у наших ближайших соседей – в странах бывшего СССР: Украине, Казахстане, Узбекистане, Таджикистане, Азербайждане. Сейчас в этих филиалах обучаются около 3,5 тысяч студентов.

О позициях МГУ в мире:

- По опросу зарубежных институтов газетой «Таймс» 100% их ВУЗов и НИИ с радостью готовы взять выпускника МГУ в свои лаборатории – этим, как мне кажется, все сказано!


23/01/2013 

Источник: «Независимая газета» 

Автор: Александр Абрамов

Об ограничениях на безответственность

Куда уводит "дорожная карта" ключевых изменений в сфере образования и науки на 2013–2018 годы

30 декабря, то есть в канун Нового года, правительство утвердило государственный документ – «дорожную карту», описывающую систему ключевых изменений в сфере образования и науки на 2013–2018 годы. В связи с этим хочу сослаться на свою статью, опубликованную в «НГ» 12.10.12 – «Школу заставят равняться на децильный коэффициент». Речь в ней шла о бессмысленности одного из критериев эффективности утвержденной правительством Госпрограммы развития образования до 2020 года. Я полагал, что ввиду наличия признаков явной дури этот децильный коэффициент, – а в Интернете острословы, сами понимаете, как его назвали, – будет по-тихому удален из текста госпрограммы. Не тут-то было!

В новой «дорожной карте» пресловутый коэффициент не только не исчез, но и получил бурную поддержку правительства. Приходится привести две цитаты из этого госдока.

Один из главных показателей эффективности движения «вдоль по Питерской», то бишь по «дорожной карте», – «отношение среднего балла единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с лучшими результатами единого государственного экзамена к среднему баллу единого государственного экзамена (в расчете на 1 предмет) в 10% школ с худшими результатами единого государственного экзамена». А впереди нас ждут совершенно замечательные новости, то есть крайне позитивная динамика ключевого показателя эффективности российской школы: «2013 г. – 1,82; 2014 г. – 1,74; 2015 г. – 1,7; 2016 г. – 1,66; 2017 г. – 1,62; 2018 г. – 1,58».

Все страны мира, не имеющие такого показателя и такой динамики, обзавидуются! Кстати, не выдвинуть ли коллектив авторов на крупную международную премию – например, Шнобелевскую? Относиться сколь-либо серьезно к децильному коэффициенту нельзя по очень многим причинам. Главные из них таковы.

Даже самые убежденные и самые влиятельные сторонники ЕГЭ признают крайнее несовершенство контрольных материалов и процедур. Недостоверность измерителей и измерений неизбежно влечет существенно большую недостоверность интегральных оценок.

Априори ясно, что оценить состояние национальной системы образования в целом, а тем более одним параметром с точностью до одной сотой (0,01), невозможно в силу крайней сложности системы. В начальной школе учат, что сапоги с розами складывать нельзя. Аналогично совершенно бессмысленно выделять в качестве лучших или худших школы в зависимости от полученных средних баллов ЕГЭ по всем предметам. Принципиально важно и то, что других критериев оценки госпрограмма не предусматривает.

Предложенная динамика коэффициента показывает стремление ликвидировать разрыв между «хорошими» и «плохими» школами. Между тем никаких оснований утверждать, что значение 1,5 близко к идеалу, нет.

Установление плановых заданий по предельно формализованным и примитивным критериям провоцирует и школы, и систему управления на их достижение. Это резко смещает цели школьного образования, провоцирует на достижение показателей любой ценой.

Наконец, прежде чем проводить очередной эксперимент в особо крупных размерах, следовало бы для приличия провести профессиональное обсуждение (в том числе с участием международных экспертов), несколько лет понаблюдать за событиями.

Но фундаментальная проблема с возрождением децильного коэффициента много серьезнее: как такое стало возможно? До 30 декабря 2012 года рекордом мистификации и наукообразия считалась знаменитая статья Ороса ди Бартини «Некоторые соотношения между физическими константами», опубликованная по представлению академика Б.М.Понтекорво в журнале «Доклады АН СССР» (1965). Но то была яркая шутка двух итальянцев в России. Рассматриваемая нами ситуация далека от шуточной: это дурь, возведенная в ранг государственной политики.

Тот факт, что у нас «Кафка стал былью», означает: свершились три события. Во-первых, нашлась Светлая Голова, придумавшая «дебильный» коэффициент; быстро нашлись поклонники идеи и влиятельные лоббисты. Во-вторых, в десятках структур с громкими названиями, участвующих в госпрограмме – среди них Российская академия наук и Российская академия образования, – не нашлось ни одного руководителя, который, узнав о существовании коэффициента, сказал бы: «Вы что? С ума сошли? Я это подписывать не буду». И, в-третьих, упомянутые госдоки беспрепятственно прошли все ступени вертикали власти.

Похоже, что в государстве Российском фильтры, защищающие от явных глупостей и безответственности, засорились напрочь.

Как будут дальше развиваться события? Естественный сценарий таков. Президент Путин признает недействительными госпрограмму и «дорожную карту». Проводит служебное расследование и принимает решение о дисциплинарных взысканиях по отношению к соучастникам процесса разработки и утверждения этих госдоков. Принимается и решение о переходе к новой образовательной политике, коль скоро старая привела к полному абсурду.

Есть и неестественный сценарий: все остается как есть. В этом случае создается опаснейший прецедент: все дозволено-с! И далеко не только в образовании и науке. Это будет означать, что все системы защиты отключены полностью, а угрозы национальной безопасности страны резко возрастают.

 

23/01/2013 

Источник: «Газета.ru»

Автор: Наталья Зиганшина 

 

«Ради тупой экономии происходит разрушение образования»

Учителя рассказали о проблемах, которые выявились в московских школах после их слияния в образовательные комплексы

Учителя рассказали об основных проблемах, которые выявились в школах после процесса их объединения в образовательные комплексы: нагрузки на учителей больше, знаний у учеников меньше, зато сплошная экономия.

В среду на «круглом столе» под вывеской «Политика слияний в бюджетной сфере Москвы: угроза нашим детям?» учителя и представители профсоюзов рассказали об основных проблемах, которые стали очевидны в работе школ с того момента, как начался процесс слияния.

Второй год подряд московские власти проводят активную политику укрупнения школ для оптимизации управления, а так же для распространения положительного опыта сильных учебных заведений на отстающие. Как сообщается на сайте департамента, в 2012 году к ним обратились 2078 образовательных учреждений с предложениями о создании 613 образовательных комплексов. В настоящее время создано 298 образовательных комплексов на базе 842 школ и детских садов и рассматривается вопрос о создании еще 221 объединения.

Представители столичных школ на «круглом столе» в резкой форме критиковали инициативы властей.

«Ради тупой экономической целесообразности происходит разрушение образования, при этом особенно сильно страдают лицеи и гимназии, происходит отрицательная селекция среди кадров»,

— говорит участник «круглого стола», учитель математики школы № 179 Григорий Колюцкий .

«Сама идея создания учебных образовательных комплексов по типу бройлерной фабрики или свинофермы порочна с точки зрения не только дидактики, но и воспитания, педагогики. Эффективность носит лишь экономический характер, а о педагогической составляющей речи не идет вообще», — убежден член межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Леонид Перлов.

По мнению участников «круглого стола», один из самых негативных моментов во всей истории со слияниями образовательных учреждений — это увеличение нагрузки на учителей-предметников, а так же сокращение кадров в целях оптимизации.

«Заставляют сокращать всех учителей с небольшой нагрузкой — пенсионеры, полставочники. В итоге высвобождаются определенные средства, которые идут на повышение зарплаты оставшихся педагогов, но и нагрузка увеличивается, и, соответственно, снижается качество образования», — поясняет замдиректора по науке лицея «Вторая школа», участник Союза школ Александр Ковальджи.

Представители школьной общественности уверены, что учителя и директоры школ не решаются выступать против подобной стратегии, поскольку запуганы вышестоящим руководством.

«В школе 523 уволили всех несогласных учителей, а директоры молчат, потому что их увольняют одной подписью — без предупреждения», — рассказал Григорий Колюцкий.

«Директора запросто могут снять с формулировкой «без объяснения причин». К тому же школы поставлены в такие экономические условия, когда они не способны сопротивляться: за счет нормативно-подушевого финансирования у некоторых, если они не пойдут на этот шаг, просто не будет возможности нормально существовать. В итоге директор начинает «выкручивать руки» управляющему совету и родителям, объясняя, что из двух зол надо выбирать меньшее, и все соглашаются на слияние», — поведал «Газете.Ru» Ковальджи.

Пока что в московском департаменте образования не удалось получить официальных комментариев по поводу недовольства представителей школ, но ранее в своих выступлениях представители департамента не раз заявляли, что протесты — это нормально и без них не обойтись при переходе на новый режим работы, а на самом деле от слияний сплошная польза. Более того, не каждая желающая школа получает разрешение. Согласно официальной статистике, с начала 2012 года были отклонены предложения 335 образовательных учреждений на создание 103 образовательных комплексов. Главными критериями для отказа являются несогласие родителей учеников или педагогического коллектива, а также территориальная отдаленность учреждений друг от друга.

К тому же в прошлом году выявилась тревожная тенденция, которая подстегнула многие школы к слиянию. По итогам прошлогоднего набора 82 московские школы не смогли набрать ни одного первого класса, в то время как в 30 наблюдался перебор с желающими.

Эксперты в области школьного образования считают, что слияние школ в отдельных случаях возможно, но в целом для всей системы это не выход. «Ряд действительно хороших директоров (Сергей Менеделевич — школа № 57, Ефим Рачевский — центр образования «Царицино» № 548) способны ассимилировать и вкачать внутрь себя несколько разных школьных коллективов и консолидировать финансовые потоки. Но данная консолидация не является и не может быть целью развития образования. Не может быть она и общей внедряемой моделью», — прокомментировал «Газете.Ru» ситуацию вокруг слияний директор НИИ инновационных стратегий развития общего образования Юрий Громыко.

По мнению Громыко, в настоящее время в Москве уничтожается та система инновационного образования, которая создавалась в предыдущие годы, и руководство школ не в состоянии противостоять этому. Директоры школ в основном против слияний, но они бояться потерять своё место в результате подобных объединений.

«Часть родителей сначала восприняли подобные укрупнения и слияния как борьбу с элитарностью и «раскулачиванием» элитарных школ, возможность повысить качество образования своих детей. Но сейчас до многих начинает доходить, что если к талантливому учителю, который на высшем уровне мастерства работает с 15 учащимися, добавить ещё 25, то уровень образования в целом снизится. Будущее за небольшими учебными группами и компактными детско-взрослыми общностями, а не огромными социальными цехами школ-бантустанов, которые стали насаждаться в Москве», — уверен Громыко.

 

 

 

 

24/01/2013 

Источник: РИА Новости

Ливанов поддержал идею создания студсовета по качеству образования

По его мнению, совет должен появиться в структуре совета по делам молодежи.
Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов поддержал идею президента Всероссийского студенческого союза Юрия Наконечного о создании студенческого совета по качеству образования.

"В Сибирском, Казанском, Балтийском федеральных университетах уже созданы студенческие советы по качеству образования", — сказал в четверг президент студсоюза в ходе заседания совета Минобрнауки РФ по делам молодежи.

По его мнению, совет должен появиться в структуре совета по делам молодежи.

"Многим студентам важно качество образования, но они не знают, куда им нужно пойти с этим вопросом, приходят в профком, в студсоветы, но им там не могут помочь. Поэтому важно, чтобы ребята, для которых эти вопросы важны, получали на него ответ", — отметил Наконечный.

В свою очередь Ливанов отметил, что эта инициатива заслуживает поддержки.

"Тема очень важная, но у нас нет плана сокращения количества вузов ни на 20%, ни на 30%, ни 10%. Другое дело, что качество образования во многих из них крайне низкое, студенты становятся жертвой обмана, приходят в вуз, чтобы получить качественное образование, но получают совсем другое. Этого точно не должно быть. В псевдовузах элементарно нарушается фундаментальное право студентов", — подчеркнул глава Минобрнауки РФ Дмитрий Ливанов.




 

25/01/2013 

Источник: «Учительская газета»

Автор: Татьяна Морозова

День российского студенчества отмечают весело и спортивно

Сегодня верующие отмечают Татьянин день, а студенты и преподаватели вузов — День российского студенчества. Именно 25 января 1755 года императрица Елизавета Петровна подписала указ об учреждении Московского университета. С тех пор это один из самых веселых и любимых праздников страны. Сегодня ожидаются катания с горок в компании с ректором, хороводы на вылет и много других интересных обытий, которыми около 7 миллионов российских студентов отметят свой День. «Учительская газета» поздравляет учащуюся молодежь и желает любви к знаниям, удачи и никаких «хвостов»!

Начнутся торжества в МГУ имени М.В. Ломоносова. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит богослужение в домовом храме при МГУ святой мученицы Татианы, покровительницы высшей школы России. Сегодня же состоится открытие нового учебного корпуса экономического факультета вуза и торжественное заседание. Также в этот день пройдет Международный спортивный танцевальный праздник —финал первого чемпионата России среди студентов по танцевальному спорту,а также международные соревнования среди студентов по танцевальному спорту по латиноамериканской программе.

На субботу запланирован традиционный студенческий огонек, где ректор МГУ Виктор Садовничий передаст в виде грантов пяти студентам свою премию правительства РФ в области образования, присужденную ему в 2012 году. Также состоится традиционная церемония разлива праздничной медовухи, гала-концерт участников Международного фестиваля студенческого творчества «Татьянин день»и церемония открытия Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2013».

В вузах Ростова-на-Дону и Белгорода решили вспомнить XVIII век, устроив театрализованное представление с участием императрицы Елизаветы Петровны,обер-камергера графа Ивана Шувалова, выбравшего 25 января днем подписания указа в честь своей матушки Татьяны Петровны, и, конечно, первого российского академика Михаила Ломоносова. Представление пройдет в Донском государственном техническом университете. Все роли в спектакле исполнят студенты вуза. Завершится праздник торжественным чаепитием у ректора, куда приглашены студенты,которыми особенно гордится университет.

В Белгороде же еще накануне праздника, 24 января, организовали бал-маскарад по всем канонам XVIII века.

А вот ижевские же студенты отодвинули бал на 27 января, где станцуют фигурный вальс, гавот, полонез, контрданс, мазурку и венский вальс.

Более современные танцы выбрали в Петербурге и Краснодаре. Но если во время краснодарского краевого фестиваля «Татьянин день» молодежь будет «отрываться» под ритмы треков знаменитого французского диджея и продюсера Дэвида Вендетта, то в Петербурге во Дворце труда пройдет Покровский зимний студенческий бал под названием «В гостях у сказки».

Учащиеся Чеховского района Московской области для празднования выбрали старинные русские игры, такие как «стенка на стенку», «бой всадников», «хоровод на вылет» и многие другие.

А в Костроме рано утром возле областного Театра кукол, по дороге к учебным корпусам Костромского государственного университета (КГУ) имени Некрасова, самые озорные студенты и преподаватели уже спустились с гор на разноцветных санках-ледянках. Эту традицию в течение многих лет поддерживает ректор КГУ Николай Рассадин, который тоже скатится с горы под всеобщие аплодисменты. А вечером во время студенческого бала ректор со сцены объявит имена счастливчиков, которым будут прощены «хвосты».

В Ярославской области придумали «Большие межвузовские гонки». Команды из всех десяти вузов области в День студента пробегутся в набитых воздушными шариками шароварах, с завязанными глазами построят пирамиду из коробок и будут ловить сачком мячи.

«Большие студенческие гонки-2» ожидаются и в Кирове, где несколько команд от разных факультетов Вятского государственного университета провезут своего декана на тюбинге-ватрушке по заданной трассе. Самые быстрые получат кубок из рук ректора вуза и совершат почетный съезд.

Но, пожалуй, самое необычное мероприятие затеяли в Калининграде. В рамках «студенческой пятницы» в Калининградском музее янтаря состоится акция «Хочу в тюрьму». Ее участники узнают любопытные факты из истории исправительных учреждений, например, как можно попасть в тюрьму за игру в снежки, кто из узников скрывался под железной маской, как сократить срок, зачитываясь книгами,и как содержатся преступники в тюрьме-баобабе. Гостей ждет традиционный подъем на башню Дона, в здании которой располагается музей, и студенческая лотерея с розыгрышем призов.

В Ульяновске же решили поздравить всех Татьян, которые сегодня празднуют свои именины. В Музее народного творчества пройдут посиделки для беременных. В программе значится поздравление именинниц и просмотр видеосюжета о святой Татьяне. Кроме того, будущие мамы послушают колыбельные песни и научатся делать куклы-обереги.

А в Татарстане вручат так называемый студенческий «Оскар» —премию «Студент года-2012». Ожидается, что на церемонию приедут магистр игры "Что? Где? Когда?" Максим Поташов и резиденты Comedy Club.

Это мероприятие республиканской Лиги студентов уже стало традиционным — в этом году оно пройдет в восьмой раз,но впервые именно в Татьянин день. В конкурсе представлено 17номинаций, в частности, «Интеллект года», «Творческая личность года», «Лучший студенческий социальный проект года», и, конечно же, «Студентка года» и «Вуз года».

Пресс-служба Профсоюза