О работе Благовещенской, Свободненской, Тындинской городских, Магдагачинской, Свободненской, Шимановской районных профсоюзных организаций Печать
2013-04-30-1

О работе Благовещенской, Свободненской, Тындинской городских, Магдагачинской, Свободненской, Шимановской районных профсоюзных организаций по защите трудовых и социально – экономических прав работников учреждений образования в рамках социального партнёрства.

  

(Из выступления заместителя председателя областной организации профсоюза Чирко А.В. на пленарном заседании 26 апреля 2013 года)

 

Работая в новых социально-экономических условиях, в условиях рыночных отношений, профсоюзы продолжают сталкиваться с проблемами, которых не было раньше.

Профсоюзная работа имеет свои  особенности, традиции и правила, без знания которых невозможно эффективно организовать работу по защите социально-экономических и трудовых прав и интересов работников наемного труда, решать текущие задачи.

Все вы знаете, что в арсенале профсоюзов есть различные способы и методы работы и борьбы за права наемных работников членов профсоюза. Начиная от социального партнерства, конструктивного диалога и переговоров и заканчивая кардинальными методами воздействия в форме пикетов, митингов и забастовок.

Основным инструментом, с помощью которого мы ведем свою работу является социальное партнерство.

Это было отмечено и на, состоявшейся 4 марта 2013 года, рабочей встрече Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина с Председателем Федерации Независимых Профсоюзов России Михаилом Викторовичем Шмаковым. Главной темой обсуждения стали результаты работы Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В. В. Путин отметил активное участие ФНПР, ее членских организаций в работе трехсторонних комиссий на общефедеральном и региональном уровнях: «Эта работа непростая, очень сложная, это всегда поиск тяжёлых компромиссов. Но именно эта работа создаёт нам устойчивую ситуацию между работодателями, между работниками и между официальными государственными структурами. Это такая системная работа, которую мы наладили на протяжении уже нескольких последних лет, и я считаю, она чрезвычайно важная».

По словам М. В. Шмакова «это достаточно эффективная система, которая позволяет нам большинство вопросов решать в стиле переговоров…

На областном уровне у нас действует Амурская областная трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений, в состав которой входят на паритетной основе представители работодателей, профсоюзов и правительства области. Б.Х. Молчанов, председатель Амурской областной организации профсоюза работников народного образования и науки, входит в состав данной комиссии. На заседаниях комиссии рассматриваются наиболее важные вопросы, касающиеся социально-экономической и трудовой сферы. В частности, на каждое заседание выносится вопрос о задолженности по заработной плате. На рассмотрение этого вопроса с отчетом приглашаются главы муниципальных образований, работодатели допустившие задолженность по заработной плате.

Министерством образования и науки Амурской области и Амурской областной организацией профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации в 2012 году заключено Отраслевое соглашение между Амурской областной организацией профсоюза работников народного  образования и науки Российской Федерации и министерством образования и науки Амурской области по образовательным учреждениям на 2012 – 2014 годы, муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, заключили аналогичные соглашения с территориальными профсоюзными организациями.

В декабре 2012 года было заключено «Дополнительное соглашение к отраслевому соглашению между Амурской областной организацией профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации и министерством образования и науки Амурской области по образовательным учреждениям на 2012-2014 годы». В соответствии с этим дополнительным соглашением педагогические работники имеют возможность либо продлить действие квалификационной категории, либо при наличии соответствующих достижений в обучении и воспитании учащихся, воспитанников проходить аттестацию на соответствие первой или высшей квалификационной категории без проведения анализа результатов профессиональной деятельности.

Согласно сведениям, представленным муниципальными органами, осуществляющими управление в сфере образования, районными и городскими профсоюзными организациями по состоянию на 1 января 2012 года отсутствуют коллективные договоры в 21 образовательном учреждении двух муниципальных образований (Зейский район – 15, Ромненский район - 6).

В 25 муниципальных образованиях области заключены территориальные соглашения. Не заключены прекратившие свое действие соглашения в Ивановском районе. В Благовещенском, Селемджинском районах, как и в предыдущие отчетные периоды, работа по подготовке и заключению Соглашений не проведена.

Министерство совместно с президиумом обкома профсоюза контролирует заключение и реализацию территориальных соглашений и коллективных договоров. Территориальные организации профсоюза ежегодно предоставляют отчетность о выполнении коллективных договоров и соглашений (формы ТДК – 1, ТДК – 2) в областную организацию профсоюза.

 

В рамках социального партнерства по инициативе Федерации профсоюзов Амурской области, которая была  поддержана Правительством и Союзом промышленников и предпринимателей Амурской области, в январе 2012 года было подписано второе Соглашение о минимальной заработной плате. Первое было заключено в сентябре 2008 года и его главным недостатком было то, что распространялось оно только на внебюджетную сферу. Новое же Соглашение распространяется как на внебюджетную, так и бюджетную сферы.

 

(Таким образом, в Амурской области минимальный размер заработной платы для работников, осуществляющих трудовую деятельность в южных районах Дальнего Востока - 5535 рублей; а для работников, работающих в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера - 5995 рублей.)

В апреле 2013 года на заседание Амурской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, профсоюзной стороной, было внесено предложение о создании рабочей группы по разработке нового соглашения о минимальной заработной плате в сторону её увеличения.

К сожалению, остается нерешенным вопрос о составе заработной платы. До 2007 года в статье 129 Трудового кодекса РФ было закреплено, что в величину минимального размера оплаты труда не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты. Но данное положение было исключено из кодекса и теперь  работодатели в понятие «минимальный размер оплаты труда» включают и оклад, и компенсационные и стимулирующие выплаты. Зачастую это приводит к тому, что размеры заработных плат работников, осуществляющих свою трудовую деятельность в особых условиях труда, ничем не отличаются от заработных плат работников с нормальными условиями труда.

С целью устранения данных противоречий Президиум Федерации профсоюзов Амурской области принял обращение к органам государственной власти с просьбой инициировать внесение дополнений  в статью 129 Трудовой кодекса Российской Федерации в части определения состава минимального размера оплаты труда как вознаграждения за труд без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

Сегодня ведется работа по внесению изменений в соглашение о минимальной заработной плате в Амурской области. Направлено письмо губернатору области с предложением включить в данное соглашение формулировку о том, что под размером минимальной заработной платы подразумевается оклад или тарифная ставка, не включающая в себя компенсационных, стимулирующих и иных выплат, которые возникают в связи с условиями работы или территорией проживания.

 

Большое внимание профсоюзными организациями уделяется коллективным договорам, которые позволяют установить для работников более благоприятные условия труда по сравнению с действующим законодательством. Статус локального правового акта делает этот документ обязательным для всех.

При подготовке вопроса на пленум Чирко А.В., правовым инспектором труда обкома профсоюза было посещено 5 первичных профсоюзных организаций из 3 территорий (г. Благовещенск, Свободненский район, Бурейский район). В Шимановском районе посетить первичные организации не было возможности, так как отсутствовал транспорт, но была проведена встреча с руководителями образовательных учреждений, которые предоставили копии локальных актов по вопросам социального партнерства.

При подготовке данного вопроса была проведена экспертиза одного соглашения, девяти коллективных договоров, двадцати одного локального нормативного правового акта содержащего нормы трудового права (графики отпусков, протоколы собраний, приказы, положения о стимулирующих выплатах и другие).

В коллективных договорах образовательных учреждениях закладываются дополнительные гарантии, улучшающие социально-экономические и трудовые права работников. Например, в коллективном договоре МДОАУ ДС № 28 г. Благовещенск внесен пункт о денежных выплатах к Международному женскому дню 8 марта, Дню воспитателя, по итогам работы за год, к юбилейным дням рождения. Ежеквартальное поощрение, ответственных за охрану труда в размере 10 процентов к минимальному окладу и т.д. По вопросам занятости: преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников имеют, помимо лиц, указанных в статье 179 Трудового кодекса РФ, также следующие работники:

- лица предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии);

- лица, проработавшие ДС свыше 25 лет;

- бывшие воспитанники детских домов в возрасте до 30 лет и др.

В МБОУ Саскалинская СОШ предоставляются дополнительные отпуска без сохранения заработной платы:

- при рождении ребенка в семье – до 5 дней;

- для сопровождения родителями детей младшего школьного возраста в школу – до 14 дней;

- для проводов детей в армию – до 2 дней и др.

Но несмотря на то, что коллективные договоры в Российской Федерации заключаются с 1992 года и работодатели, и работники образовательных учреждений допускают ошибки при составлении и принятии этого локального нормативного акта содержащего нормы трудового права. До сих пор на титульных листах в наименовании коллективного договора и в тексе фигурирует термин «администрация» (МДОАУ ДС № 28 г. Благовещенск, МБОУ Саскалинская СОШ, МОУ «Черниговская СОШ»). Делается ссылка на документы которые утратили свою юридическую силу. В частности Соглашения ФпАо, Профсоюза работников народного образования и науки РФ, Амурской областной организации профсоюза образования (год окончания 2011, коллективный договор заключен на 2012 – 2014 годы) (МДОАУ ДС № 28 г. Благовещенск).  В гимназии № 1 г. Благовещенск ссылаются на Закон  РФ «О коллективных договорах и соглашениях», который был упразднен в связи с вступлением в силу Трудового кодекса РФ. В этой же гимназии в коллективном договоре содержится пункт обязывающий педагогических работников замещать отсутствующего учителя, классного руководителя по производственной необходимости.

К сожалению, при разработке и заключении коллективных договоров не всегда соблюдается порядок этих мероприятий определенный  разделом II Трудового кодекса РФ «Социальное партнерство в сфере труда».

Например, при внеплановом посещении МОКУ Райчихинской СОШ по просьбе Нечаевой Татьяны Николаевны, председателя Бурейской районной профсоюзной организации, в связи с поступившей жалобе председателя первичной профсоюзной организации Алексеенко Ю.А. было выяснено, что коллективный договор образовательного учреждения, принятый на общем собрании трудового коллектива и подписанный сторонами направлен работодателем на уведомительную регистрацию в область, но при посещении учреждения ни у председателя первичной профсоюзной организации, ни у директора не было подписанных экземпляров коллективного договора со всеми надлежащими реквизитами. Экземпляр направленный на регистрацию не возвращается.

Наиболее полный пакет документов был предоставлен МБОУ «Селетканская ООШ» Шимановского района (протокол комиссии по подготовке проекта коллективного договора на 2013 – 2015 годы, протокол общего собрания трудового коллектива по принятию коллективного договора, протокол профсоюзного комитета о создании комиссии по подготовке проекта коллективного договора, дополнений и изменений в него, осуществлению контроля за выполнением коллективного договора, а также приказ директора школы о создании соответствующей комиссии). Аналогичные документы были оформлены МБОУ «Чагаянская СОШ» Шимановского района. В других учреждениях образования существуют только некоторые локальные нормативные акты и решения первичной профсоюзной организации. Хорошо поставлена работа по подготовке и заключению коллективных договоров в Райчихинской городской организации профсоюза. Эта работа систематическая и подтвержденная документально.

 

Анализ информации членских организаций по коллективно-договорной кампании показал, что основными причинами отсутствия коллективных договоров являются:

- объединение первичной профсоюзной организацией менее половины работников организации;

-  отсутствие первичной профсоюзной организации (подписывает коллективный договор так называемый «совет трудового коллектива», нигде не зарегистрированный, фактически незаконный орган;

- недооценка профсоюзным комитетом значения коллективно-договорного процесса регулирования трудовых отношений.

 

Реалии наших дней показывают, что большинство коллективных договоров не содержат приложений.

Это:

- планы мероприятий по охране труда;

- перечни должностей работников, занятых с вредными условиями труда, и имеющими право на дополнительные дни отдыха и сокращенный рабочий день;

- нормы бесплатной выдачи специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты работникам и т.п;

- графики отпусков;

- перечень работников с ненормированным рабочим днем и количества дней дополнительного отпуска этим работника.

Связано это с тем, что практически все локальные нормативные акты содержащие нормы трудового права принимаются и утверждаются руководителем образовательного учреждения с учетом мнения первичной профсоюзной организации и хранятся вместе с Уставом учреждения в отдельной папке.

 

В течение  2012 года областной организацией профсоюза и ее членскими организациями уделялось, как и прежде, большое внимание повышению эффективности  и качества коллективных договоров. В этих  целях оказывалось практическое и методическое содействие в заключении коллективных договоров первичным профсоюзным организациям, осуществлялась правовая экспертиза коллективных договоров, проводились обучающие семинары по проблемам коллективно-договорного регулирования.

В 2012 году проведена экспертиза  174 актов, содержащих нормы трудового права, в том числе: 87 коллективных договоров,  29 соглашений,   58 локальных нормативных актов.

В целях распространения положительного опыта работы первичных профсоюзных организаций в области социального партнерства Амурской областной организацией профсоюза образования, Федерацией профсоюзов Амурской области проводится ежегодный конкурс «Лучший коллективный договор».

Также большая работа по развитию социального партнерства проводится на уровне муниципалитетов. Соответствующими нормативными актами муниципальных органов власти работникам учреждений образования области предоставляются дополнительные социальные гарантии, льготы, компенсации.

Законом Амурской области от 17.03.2005 № 461-ОЗ «О единовременном социальном пособии педагогическим работникам государственных образовательных учреждений» предусматриваются выплаты единовременного социального пособия работникам учреждений интернатного типа (молодым специалистам и педагогам, вышедшим на пенсию, при их высвобождении).

Выплата аналогичного пособия работникам муниципальных образовательных учреждений находится в компетенции органов местного самоуправления.

Единовременные выплаты молодым специалистам из местных бюджетов предусмотрены в 22 из 29 муниципальных образований области: в городах Благовещенск, Райчихинск, Тында, Шимановск; Белогорском, Благовещенском, Бурейском, Завитинском, Зейском, Ивановском, Константиновском, Магдагачинском, Мазановском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском, Свободненском, Серышевском, Сковородинском, Тамбовском, Тындинском, Шимановском районах. В 2012 году впервые установлены единовременные выплаты молодым специалистам образовательных учреждений Белогорского, Благовещенского и Селемджинского районов. Наибольшие выплаты производятся в г.Шимановск (70 тыс. рублей), г.Тында (150 тыс. рублей), Селемджинском районе (200 тыс. рублей). Вместе с тем отменены такие выплаты в г.Белогорск и Сковородинском районе.

По решению органов местного самоуправления молодым специалистам городов Благовещенск, Белогорск, Зея, Свободный, Тында, Шимановск, Белогорского, Благовещенского, Бурейского, Завитинского, Константиновского, Мазановского, Октябрьского, Свободненского, Селемджинского, Тындинского, Шимановского районов (17 муниципальных образований) производится доплата к заработной плате в течение первых трёх лет работы.

 

Сегодня возможности по развитию социального партнерства еще не исчерпаны.

Пока слабо эта работа поставлена на уровне муниципальных образований. Федерация профсоюзов Амурской области, рассчитывая на помощь и поддержку членских организаций, Правительства Амурской области планирует в 2013 году обеспечить создание и функционирование Координационных советов во всех муниципальных образованиях области.

На данный момент Координационные советы организаций профсоюзов созданы в 12 муниципальных образованиях. Создание этих органов в первую очередь необходимо для укрепления единства и солидарности отраслевых профсоюзов, построения системы социального партнерства в муниципальных образованиях.

Некоторые Координационные советы возглавляют председатели наших городских и районных организаций - Октябрьский район – Кузнецова С.В., Серышевский район – Вивчар С. А., Михайловский район – Ксенофонтова Л.В., г. Райчихинск – Гаврилова И.И., Ивановский район – Медведев С.А..

Функции Координационного совета.

Во первых - это координация деятельности профсоюзных организаций района, города в решении ключевых социально-экономических проблем, осуществление  сотрудничества на различных уровнях.

Во вторых, и это очень важный момент - организация от имени всех профсоюзных структур района, города заключения Соглашения о социальном партнёрстве с соответствующей администрацией, работодателями района или города. И, конечно же, оказание помощи и поддержки обкомам отраслевых профсоюзов в создании первичных профсоюзных организаций.

К сожалению, ни одного объединения работодателей в муниципальных образованиях пока не создано, хотя мы знаем, что работа в данном направлении ведется.

Тем не менее, отсутствие официальных представителей работодателей, не означает, что две стороны социального партнерства должны ждать когда эти представители появятся. Координационный  совет вправе заключать двухсторонние соглашения и создавать комиссии из представителей администрации и профсоюзов, а сторона работодателей, по мере своего создания войдет  в состав комиссии и присоединится к соглашению.

Решение о создании таких комиссий было принято  на заседании Совета глав муниципальных образований Амурской области при губернаторе области, которое состоялось 30 мая 2012г.

Так же 19 сентября 2012 года, от имени Амурской областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений направлено обращение к главам муниципальных образований и городских округов области о создании территориальных трехсторонних комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Федерацией профсоюзов области разработано положение о координационном совете, где более полно отражены те задачи и функции, которыми необходимо руководствоваться в работе. Так же разработан и проект 3-х стороннего соглашения на уровне муниципалитета.

Учитывая возросшую роль муниципальных органов власти по решению вопросов, затрагивающих социально-экономические права и интересы трудящихся, Федерация профсоюзов, её членские организации усиливают  внимание к Координационным советам в муниципальных образованиях.

Сделан упор на организацию учебы в городах и районных центрах области. В прошлом году в городах  Свободном и Райчихинске, в Бурейском и Октябрьском районах,  состоялись выездные семинары с профсоюзным активом. В начале этого года такие семинары были проведены в Благовещенском и Октябрьском районах.

В декабре 2012 года ФпАо провела обучающий семинар с председателями уже созданных координационных советов, и планирует и дальше встречаться  и делиться опытом работы не реже двух раз в год.

Обращаем внимание профсоюзного актива на обращение губернатора Амурской области и Председателя Федерации профсоюзов области, к главам городских округов и муниципальных районов, руководителям предприятий и профсоюзных организаций о взаимодействии всех участников трудовых отношений на основе социального партнерства, системы коллективных договоров, и соглашений и о создании профсоюзных организаций.

Данное обращение было подписано 8 октября 2012 года, на встрече губернатора с профсоюзным активом области в рамках всероссийской акции «За достойный труд». И мы надеемся и уверены, что руководители органов власти муниципалитетов, работодатели и профсоюзные организации примут это обращение, как руководство к действию.

Обращение было доведено до всех членских профсоюзных организаций.

Оно размещено газете «Профсоюзы Приамурья», кроме этого выдавалось  Вам на бумажном носителе.

Уважаемые коллеги!

Подводя итог, хочу отметить, что несмотря на сложные процессы, происходящие в экономике и социальной сфере, нам удается выполнять свою главную уставную задачу - защиту трудовых прав и законных интересов членов профсоюза.

Простой перечень проблем, стоящих сегодня перед страной и профсоюзами, показывает: их преодоление невозможно без реальной консолидации и укрепления профсоюзных структур, становления социально ответственных предприятий не на словах, а на деле, реальному социальному партнерству на уровне страны, региона, отрасли, непосредственно предприятия.

Поэтому нашим членским организациям нельзя останавливаться на достигнутом. Необходимо консолидировать свои усилия по мотивации профсоюзного членства, созданию новых первичных профсоюзных организаций и укреплению позиций профсоюзов на предприятиях и в организациях области. И всему этому должно способствовать развитие социального партнерства на всех уровнях.

Социальное партнерство наш принципиальный выбор. Но мы понимаем социальное партнерство не как процесс бесконечных и безрезультатных для работников переговоров. Социальное партнерство должно приносить осязаемый результат. Именно по нему профсоюзы оценивают эффективность своих действий.