Выступление Председателя Профсоюза Галины Меркуловой на заседании Генсовета ФНПР 11 декабря 2013 года (12.12.2013) Печать

Тезисы выступления

Председателя Общероссийского Профсоюза образования Г.И. Меркуловой

на заседании Генсовета ФНПР 11 декабря 2013 года

Как сопредседателю II рабочей группы, хотелось бы в своем вступлении остановиться на разделе проекта Генерального соглашения, касающегося заработной платы, доходов и уровня жизни населения, который можно отнести к наиболее проблемному сегменту соглашения.

К этому разделу относятся и вопросы, связанные с трудовыми отношениями, социальной политикой государства.

Это вопросы и проблемы, которые не теряют своей актуальности и требуют постоянной системной аналитической работы и поиска очень взвешенных решений и поэтому с некоторыми уточняющими формулировками они переносятся из текста одного Генсоглашения в другой.

Естественно, появились новые разделы, касающиеся реализации Указа Президента, и последовавшим за ним распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 г. № 2190 и «дорожными картами» в части определения порядка реализации заданных ориентиров повышения заработной платы различных категорий работников вплоть до 2018 года.

И понятно, избирается основной механизм отслеживания этого процесса – мониторинг.

И вот здесь сразу выявляются, на наш взгляд, разные подходы к его осуществлению.

В прошлом году проводить этот мониторинг ежеквартально было поручено Росстату. Да, он исполняет данное ему поручение. Но, как нам кажется, этого анализа недостаточно для того, чтобы иметь реальное представление о том, какие меры предпринимаются в субъектах РФ для изыскания источников финансирования реализации поставленной Президентом задачи: либо за счет роста бюджетных ассигнований и увеличения стоимости труда, либо, по-прежнему, за счет сокращения кадров и последующей за этим  дальнейшей интенсификацией труда.

Коль скоро мы включаем в Генеральное соглашение осуществление мониторинга,  необходимо в рамках РТК - вероятно Минтруду России, скоординировать взаимодействие отраслевых министерств и профсоюзов в его проведении.

Ведь процесс выполнения Указа идет непросто, уже сегодня ощущается обеспокоенность по поводу того, как будет складываться ситуация в предстоящем году.

В начале своего выступления я говорила о том, что есть в тексте Соглашения позиции, которые носят перманентный характер и поэтому они повторяются в каждом следующем Генсоглашении.

Но есть очень важные проблемы, решение которых непростительно затягивается. Это, прежде всего, касается установления базовых ставок и окладов Правительством РФ для работников бюджетной сферы.

Вот уже в третье Генсоглашение вносим обязательства сторон социального партнерства по решению этой застаревшей проблемы.  8  лет мы дискутируем на эту тему.

Видимо, благодаря тому, что Президент  обозначил в своем Указе необходимость разработки и утверждения базовых ставок и окладов, завтра, 13 декабря, на рабочей группе РТК, предусматривается рассмотрение подготовленного Минтрудом россии материала по вопросу «О формировании информационной базы для подготовки предложений по установлению базовых ставок и окладов по профессиональным квалификационным группам».

При первом ознакомлении с этими материалами возникло явное возражение против предлагаемых сроков разработки предложений, поскольку они вступают в противоречие со сроком, установленным в Программе поэтапного совершенствования оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства России.

Чем дальше мы оттягиваем время, тем более усложняем решение этого вопроса. В подтверждение тому приведу примеры.

Так, в ноябре мы провели профсоюзный мониторинг с целью определения фактически применяемых в субъектах РФ минимальных должностных окладов или ставок заработной платы по основным профессиональным квалификационным группам должностей работников  в сфере образования. Результаты проведенного мониторинга показали, что используемые в регионах минимальные  ставки или оклады, например, для учителей значительно различаются  по регионам и федеральным округам. В частности, в Центральном федеральном округе размеры минимальных ставок (окладов) учителей установлены в диапазоне  от 3696 руб. в Рязанской области до 11300 руб.  в Московской области; в Северо-Западном федеральном округе - от 3900 руб. (Архангельская область) до 18650 руб. (г. Санкт-Петербург); в Северо-Кавказском федеральном округе - от 5200 руб. (Республика Северная Осетия-Алания) до 8830 руб. (Кабардино-Балкарская Республика); в Приволжском федеральном округе - от 3978 руб. (Республика Мордовия) до 10000 руб. (Удмуртская Республика).

И последний вопрос также не менее важный – это позиция, по которой у нас сохраняются разногласия с нашими социальными партнерами. Это – внесение в Госдуму проекта федерального закона, предусматривающего, что размеры базовых ставок и окладов не могут быть ниже минимального размера оплаты труда.

Мы поддерживаем позицию профсоюзной стороны по этому вопросу.

На  наш взгляд, решение этого вопроса могло бы стать первым шагом к упорядочению в построении систем оплаты труда и обеспечению государственных гарантий по оплате труда, для того, чтобы уйти от беспрецедентной ситуации, которая сложилась к настоящему времени.