04.04.2014: Об итогах коллективно-договорной кампании в Профсоюзе за 2013 год Печать

photo4_4_2014_kolDogЗаслушав и обсудив информацию об итогах коллективно-договорной кампании в Профсоюзе за 2013 год, рассмотрев сводный отчет по форме КДК-2, Исполнительный комитет Профсоюза отмечает, что в целом коллективно-договорная кампания 2013 года прошла с соблюдением установленных порядка и сроков.

На федеральном уровне социальное партнерство в рассматриваемый период осуществлялось на основе Отраслевого соглашения по организациям, находящимся в ведении Министерства образования и науки РФ на 2012-2014 годы, а также соглашений о взаимодействии с Министерством образования и науки РФ, Федеральной службой по надзору в сфере образования, Федеральной службой по труду и занятости, соглашения о сотрудничестве и взаимодействии с Комитетом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по образованию.

Согласно отчетам региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза региональные отраслевые соглашения по состоянию на 31 декабря 2013 года действуют во всех субъектах РФ.

На территориальном уровне в 84,9% муниципальных образований (муниципальных районов и городских округов) действуют отраслевые территориальные соглашения, что на 3,2% (55 соглашений) меньше, чем в 2012 году (88,1%). Охват местных организаций Профсоюза отраслевыми территориальными соглашениями составил 88,6 % (в 2012 году данный показатель составлял 87,5%).

Выше среднего показателя по Российской Федерации (84,9%) охват муниципальных образований заключенными территориальными отраслевыми соглашениями в Центральном (87,6%), Северо-Кавказском (93,1%), Приволжском (93,3%), Южном (95,4%) федеральных округах и соответственно ниже – в Уральском (77,0%), Северо-Западном (76,5%), Сибирском (76,1%) и Дальневосточном (71,2%) федеральных округах.

С 34 в 2012 году до 38 в 2013 году увеличилось количество субъектов РФ, в которых удалось добиться полного охвата территориальными отраслевыми соглашениями всех муниципальных образований: в Белгородской, Ивановской, Калужской, Курской, Орловской, Новгородской, Астраханской, Оренбургской, Пензенской, Самарской, Саратовской, Курганской, Брянской, Владимирской, Воронежской, Смоленской, Тульской, Мурманской, Ростовской, Нижегородской, Челябинской, Новосибирской Ленинградской областях республиках Марий Эл, Кабардино-Балкарской, Татарстан, Дагестан, Северная Осетия-Алания, Чеченской, Калмыкия, Башкортостан, Мордовия, Чувашской, Хакассия, г. Москве, Краснодарском, Ставропольском, Хабаровском краях.

Ниже 60,0% охват муниципальных образований заключенными территориальными отраслевыми соглашениями зафиксирован в 9 субъектах РФ, в том числе: в Тамбовской (53,3%), Московской (58,0%), Ярославской (50%), Иркутской (50%), Магаданской (11,1%), Сахалинской (26,3%) областях, Республике Коми (45,0%), Алтайском крае (58,0%), Еврейской автономной области (16,7%).

В Калининградской области, Республике Ингушетия и Камчатском крае отраслевые соглашения на территориальном уровне отсутствуют.

В 2013 году территориальные отраслевые соглашения не были заключены в 384 муниципальных образованиях (16 % от общего количества), из них: в 17% муниципальных образований - по причине отсутствия в них местных организаций Профсоюза (на территории 33 субъектов РФ местные организации Профсоюза созданы не во всех муниципальных образованиях, в 4 субъектах РФ местные организации Профсоюза созданы менее, чем в 60% муниципальных образований, в частности, в Калининградской области – в 12 из 22, в Республике Ингушетия – в 4 из 8, в Камчатском крае – в 3 из 14, в Магаданской области – в 1 из 9 муниципальных образований); в 11% муниципальных образований - по причине нарушения сроков проведения коллективно-договорной кампании; в 16% муниципальных образований – по причинам малочисленности местных профсоюзных организаций, недостаточной настойчивости и неопытности профактива, смены руководителей органов местного самоуправления, затягивания переговорного процесса и др.; 9% муниципальных образований являются закрытыми административно-территориальными образованиями. По 47 % муниципальных образований, не имеющих территориальных отраслевых соглашений, причины отсутствия соглашений не указаны.

На локальном уровне в 2013 году коллективные договоры действовали в 95,7% образовательных и научных учреждений всех типов, имеющих первичные профсоюзные организации работников,, что на 0,6% ниже показателя 2012 года (96,3%), в том числе в 96,2%  учреждений, реализующих программы общего образования, в 96,5% учреждений дошкольного образования, в 93,1%  учреждений дополнительного образования детей, в 88,1%  учреждений категории «другие», в 95,9% учреждений высшего профессионального образования, в 94,0% учреждений дополнительного профессионального образования (повышения квалификации специалистов), в 95,6% научных учреждений, в 91,8%  учреждений среднего профессионального образования, в 93,8%  учреждений начального профессионального образования.

Выше среднего показателя по Российской Федерации (95,7%) охват коллективными договорами образовательных учреждений, имеющих первичные профсоюзные организации, в Северо-Кавказском (99,6%), Южном (99,7%), Уральском (97,3%), Приволжском (96,7%), Сибирском (96,2%) федеральных округах и соответственно ниже – в Центральном (93,3%), Северо-Западном (89,2%) и Дальневосточном (92,6%) федеральных округах.

Во всех образовательных учреждениях, имеющих первичные профсоюзные организации, заключены коллективные договоры в 21 субъекте РФ: в Белгородской, Ивановской, Калужской, Курской, Орловской, Калининградской, Новгородской, Астраханской, Оренбургской, Пензенской Самарской, Ульяновской, Курганской областях, республиках Карелия, Ингушетия, Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Марий Эл, Татарстан, Краснодарском крае, Еврейской автономной области.

Из аналитической информации, представленной в рамках отчета региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза, следует, что на снижение темпов развития коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений на локальном уровне в значительной мере повлияли продолжающиеся процессы реорганизации и оптимизации сети образовательных учреждений и связанные с ними процессы реорганизации профсоюзных организаций.

В качестве других причин отсутствия коллективных договоров региональные (межрегиональные) организации Профсоюза традиционно выделяют такие, как малочисленность профсоюзных организаций,  разработка коллективных договоров в созданных в отчетный период первичных профсоюзных организациях, затягивание переговорного процесса, нарушение сроков проведения коллективно-договорной кампании. Не везде создаются отраслевые комиссии и осуществляется контроль за выполнением положений коллективных договоров и соглашений.

В целом, анализ результатов деятельности организаций Профсоюза по коллективно-договорному регулированию социально-трудовых отношений показывает в основном стабильное функционирование системы взаимоотношений между государственными органами власти, руководителями образовательных учреждений и профсоюзными организациями всех уровней. Снижение темпов развития социального партнерства на территориальном и локальном уровне не  превышает 3 %, что находится в пределах ежегодных колебаний.

Вместе с тем, сравнительный анализ охвата образовательных и научных учреждений различных типов коллективными договорами в очередной раз показал, что в образовательных учреждениях имеются резервы как для увеличения численности членов Профсоюза, так и для дальнейшего развития системы социального партнерства на локальном уровне.

Более детальное изучение и анализ возникающих и ежегодно называемых проблем общесистемного характера в развитии социального партнерства в сфере образования планируется осуществить в первом полугодии 2014 года в соответствии с планом ЦС Профсоюза.

 

Исполнительный комитет Профсоюза ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить сводный отчет о коллективно-договорной кампании региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза за 2013 год по форме КДК-2 (Приложение № 1).

2. Принять к сведению аналитическую информацию о коллективно-договорной кампании в Профсоюзе за 2013 год (Приложение № 2).

3. Продолжить совместную работу с ведомственной лабораторией Рязанского государственного радиотехнического университета в рамках рабочей группы ЦС Профсоюза по проведению комплексной экспертизы региональных отраслевых соглашений с применением информационной автоматизированной системы анализа эффективности договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования.

4. Региональным (межрегиональным) организациям Профсоюза:

4.1. Продолжить работу по развитию и повышению эффективности социального партнерства на региональном, территориальном и локальном уровнях.

4.2. Своевременно направлять в ЦС Общероссийского Профсоюза образования на уведомительную регистрацию региональные отраслевые соглашения, коллективные договоры образовательных организаций профессионального образования, включая приложения к ним, а также дополнения, изменения к ним и дополнительные соглашения о пролонгации вышеуказанных документов, в электронном виде в порядке предоставления официальной документации (наличие подписей и печатей сторон, штампа уведомительной регистрации) в целях осуществления систематического анализа и обобщения опыта реализации региональных отраслевых соглашений, коллективных договоров образовательных организаций профессионального образования.

4.3. Принимать своевременные меры по приведению отраслевых соглашений и коллективных договоров в соответствие с изменениями в федеральном и региональном законодательстве, касающимися социально-трудовых прав и профессиональных интересов работников.

4.4. Предусмотреть во взаимодействии с социальными партнерами меры по осуществлению контроля за выполнением обязательств отраслевых соглашений и коллективных договоров, за созданием на всех уровнях социального партнерства отраслевых комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и участием их в социальном диалоге.

4.5. Принимать необходимые меры по обязательному закреплению в отраслевых соглашениях и коллективных договорах обязательств по предупреждению сокращений работников образования, по переподготовке и повышению  квалификации высвобождаемых работников, их трудоустройству, по сохранению коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в реорганизованных  образовательных  учреждениях и приведению структуры первичных профсоюзных организаций в соответствие со структурой этих учреждений.

4.6. Проводить планомерную работу по созданию и дальнейшему развитию системы мер социальной поддержки педагогических и других работников образования, их финансовому обеспечению и закреплению этих мер в отраслевых соглашениях и коллективных договорах.

4.7. Признать целесообразной практику включения в отраслевые соглашения положений, касающихся механизмов оценки эффективности деятельности образовательных учреждений и их руководителей с учетом наличия и результатов реализации в образовательном учреждении коллективного договора, участия профсоюзной организации учреждения в принятии локальных нормативных актов образовательного учреждения, затрагивающих трудовые права и интересы работников образования.

4.8. Расширять практику проведения региональных и муниципальных конкурсов «Лучший коллективный договор», «Лучший социальный партнер».

4.9. Принять меры  по повышению эффективности информационной и разъяснительной работы по вопросам регулирования социально-трудовых отношений, выполнению обязательств отраслевых соглашений и коллективных договоров, предоставлению мер социальной поддержки работникам образования, по привлечению в сферу образования молодых специалистов и др.

4.10. Обеспечивать качество, достоверность и полноту предоставляемых сведений по итогам предстоящей коллективно-договорной кампании 2014 года, не допуская расхождения представляемой информации со статистическим отчетом формы СП-1.

4.11. Подготовить и направить в адрес аппарата Профсоюза в срок до 15 апреля 2014 года предложения по развитию и повышению эффективности системы коллективно-договорного регулирования на региональном, территориальном и локальном уровнях, в том числе  по возможным механизмам заключения территориальных отраслевых соглашений в муниципальных образованиях (муниципальных районах, городских округах), в которых отсутствуют местные организации Профсоюза, которые будут  использованы при проведении ЦС Профсоюза работы по анализу эффективности договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере образования.

5. Ответственным за координацию деятельности организаций Профсоюза в федеральных округах продолжить работу по оказанию необходимой методической и организационной помощи региональным организациям Профсоюза в субъектах РФ,  входящих в состав соответствующих округов, по развитию социального партнерства на территориальном уровне.

6. Контроль за исполнением постановления возложить на заместителей Председателя Профсоюза Т.В.Куприянову, В.Н.Дудина.

 

Председатель Профсоюза                           Г.И.Меркулова

Скачать Постановление с Сайта Общероссийского профсоюза образования