04.04.2014: Аналитическая информация о работе региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза и технической инспекции труда Профсоюза по защите прав членов Профсоюза на охрану труда в 2013 году Печать

InspektorOTОсновные усилия региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, технической инспекции труда Профсоюза были направлены на совершенствование и дальнейшее развитие системы управления общественным контролем на всех уровнях Общероссийского Профсоюза образования через институт лиц, наделенных правами осуществления общественного (профсоюзного) контроля по соблюдению работодателями требований законодательства по охране труда, а именно:

технических инспекторов труда в количестве 53 человек в 52 региональных (межрегиональных) организациях Профсоюза;

внештатных технических инспекторов труда в количестве 2591 человека в районных (городских), вузовских организациях Профсоюза;

уполномоченных по охране труда, количество которых в отчетном году составило 75305 человек.

Анализ материалов, представленных региональными (межрегиональными) организациями Профсоюза о работе по охране труда за 2013 год, свидетельствует о том, что технические инспекторы труда стали более эффективно применять основную форму профсоюзного контроля - проведение обследований состояния охраны труда образовательных организаций, что способствовало улучшению результатов их работы в отчетном периоде.

Так, в 2013 году по результатам обследований 2346 образовательных организаций на соответствие требованиям безопасности труда,  техническими инспекторами труда выдано 1939 представлений работодателям и должностным лицам (в 2012г. – 1926) на устранение 19816 нарушений прав членов профсоюза в области охраны труда (в 2012г. - 18551), что свидетельствует о повышении результативности в работе.

По  итогам отчетов за 2013 год наибольшую активность в работе (по количеству проведенных обследований - 55 и более проверок) проявили технические (главные технические) инспекторы труда  А.И.Юдин (105), А.В.Глазырин (79), И.С.Степанов (71), В.В.Смирнов (70), Ю.И.Холмогоров (69), С.В.Болтаев (69), В.И.Крючков (64), Е.А.Посканная (64),  А.В.Валынкин (61), Н.Г.Боцманов (58), В.И.Онянов (60), Г.В.Лагутин (55), Т.А.Кирилах (55), Ф.Е.Попков (68) и В.А.Тельный (67) соответственно Забайкальской, Марийской, Кировской, Омской, Тамбовской, Бурятской, Приморской, Смоленской, Астраханской, Белгородской, Свердловской, Волгоградской, Красноярской региональных и Московской городской организаций Профсоюза.

Более качественно рассматривались заявления и жалобы членов Профсоюза в связи с нарушением должностными лицами образовательных организаций  трудового законодательства и нормативных правовых актов по охране труда. Из поступивших на рассмотрение 10662 личных обращений техническими инспекторами труда, внештатными техническими инспекторами труда, уполномоченными по охране труда было разрешено в пользу работников 9441, т.е. 88,5 %.

В целях повышения эффективности общественного контроля технические инспекторы труда осуществляли свою деятельность во взаимодействии с представителями органов государственного надзора и прокуратуры по вопросам, входящим в систему государственных нормативных требований охраны труда, трудового законодательства, обеспечения социальной защиты работников. В 2013 году ими было проведено 669 совместных проверок (в 2012 г. – 699), из них с госинспекцией труда – 213 в 2013 году (в 2012 г.- 282), т.е. стало меньше на  24,5%). Объясняется это тем, что при проведении практически каждого обследования представители органов государственного надзора обязаны привлечь работодателя к административному штрафу за имеющие место нарушения по охране труда, что, чаще всего, несопоставимо с интересами профсоюза, основная функция которого защищать права работника.

Технические инспекторы труда Профсоюза региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в отчетный период приняли участие в расследовании 117 несчастных случаев с тяжелым и смертельным исходом из 126, происшедших на производстве с работниками образовательных организаций системы Минобрнауки России. В результате профилактической работы как со стороны профсоюзных организаций, технических, внештатных технических и уполномоченных по охране труда, так и со стороны работодателей,  направленной на предупреждение несчастных случаев на производстве в системе образования, впервые за последние годы отмечается тенденция к снижению на 16,3% общего количества пострадавших (с 1051 – в 2012 г.  до 888 - в 2013 году), а также несчастных случаев с летальным исходом (27 против 32) и тяжелым исходом (92 против 1120). Вместе с тем, на фоне снижения уровня травматизма среди работников образования имеет место рост несчастных случаев на производстве в результате нарушений правил дорожного движения, а также несчастных случаев со смертельным исходом, основной причиной которых явилось наличие общего заболевания у пострадавших.

С каждым годом увеличивается количество технических инспекторов труда,  в работе которых отмечается системность и контроль за принятыми решениями. Именно такие подходы в течение последних лет наблюдаются в деятельности главных технических инспекторов труда Вологодской областной организации Профсоюза В.Н. Чистякова, Волгоградской областной организации Профсоюза Г.В. Лагутина, Иркутской областной организации Профсоюза В.В. Разумова, Кировской областной организации Профсоюза И.С. Степанова, Красноярской краевой организации Профсоюза Т.А. Кирилах (в приложениях 1,2,3,4,5 прилагаются их отчеты по ф.19-ТИ за 2013 год и пояснительные записки к ним с целью ознакомления и использования в практической работе технических инспекторов труда).

Наряду с устоявшимися, традиционными подходами в организации работы региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза, технических инспекторов труда Профсоюза по защите прав членов профсоюза на здоровые и безопасные условия труда все чаще проявляются формы работы, определяемые, прежде всего, актуальностью возникающих проблем охраны труда и необходимостью их решения.

Одной из таких проблем является на сегодняшний день разработка и внедрение системы управления охраной труда (СУОТ) в сфере образования.

Так, по инициативе технического инспектора труда Брянской областной организации Профсоюза Н.В.Абросимовой в целях совершенствования и единого подхода к разработке системы управления охраной труда в образовательных учреждениях совместно со специалистами департамента образования и науки разработано и в октябре 2013 года утверждено приказом департамента примерное Положение «Система управления охраной труда и обеспечение безопасности образовательного процесса в государственных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, находящихся в ведении департамента образования и науки Брянской области» (приложение 6).

При разработке нормативных правовых актов по управлению охраной труда и обеспечению безопасности в муниципальных образовательных организациях администрациям муниципальных образований области рекомендовано применять данное Положение.

Аналогичный правовой акт  в виде регионального стандарта «Система управления охраной труда в образовательных учреждениях Ивановской области» разработан техническим инспектором труда Н.С.Степанченко совместно с членами комиссии по охране труда Ивановского обкома профсоюза. К его реализации планируется приступить в 2014 году после рассмотрения на областной межведомственной комиссии по охране труда.

С участием главного технического инспектора труда Вологодской областной организации Профсоюза В.Н.Чистякова подобная система управления охраной труда (СУОТ) разработана и в настоящее время проходит апробацию в образовательных организациях в Вологодской области.

Другой актуальной и сложной проблемой, к решению которой приступили технические инспекторы труда, это организация и проведение общественного контроля за реализацией  Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».

Настоящий закон, как известно, вступил в силу с 1 января 2014 г. Тем не менее, техническим инспекторами труда Ивановской Н.С.Степанченко и Саратовской организации Профсоюза Д.А.Сысуевым уже подготовлены методические материалы для использования в практической работе по проведению специальной оценки условий труда в образовательных организациях.

В 2013 году технические инспекторы труда Профсоюза предприняли достаточно много нетривиальных, ассиметричных способов  решения проблем, связанных с контролем за проведением аттестации рабочих мест по условиям труда (АРМ) в образовательных организациях.

Так, например, главным техническим инспектором труда Забайкальской краевой организации Профсоюза А.И. Юдиным для усиления процесса организации и проведения АРМ было предложено региональной организации Профсоюза заключить с одной из аккредитованных аттестующих организаций договор о сотрудничестве (приложение 7), в котором определены мотивационные, с точки зрения Профсоюза, меры по снижению на 30% стоимости проведения АРМ в тех образовательных организациях, в которых имеются первичные профсоюзные организации и установить для таких организаций стоимость проведения АРМ одного рабочего места не выше 2,0 тыс. рублей. В результате такого подхода и других мер к решению данной проблемы, в крае аттестовано в 2013 году 10850 рабочих мест в образовательных организациях, что почти в 3 раза больше, чем в предыдущий период (в 2012 г. – 3240). При этом количество членов  профсоюза в крае стало заметно возрастать.

Аналогичная практика сотрудничества с аттестующими организациями  по организации и проведению аттестации рабочих мест по льготным ценам в образовательных учреждениях, имеющих профсоюзные организации, получила распространение и в Ивановской области, где в 2014 году планируется заключение подобных соглашений уже с организациями, проводящими специальную оценку условий труда.

Следующей актуальной и требующей особого внимания со стороны технической инспекции труда проблемой является контроль за применением механизма возврата 20 % сумм страховых взносов из средств Фонда социального страхования РФ для решения вопросов, связанных с улучшением условий, охраны труда и предупреждением производственного травматизма в образовательных организациях.

Для решения данного вопроса многое сделано в отчетном периоде главным техническим инспектором труда Краснодарской краевой организацией Профсоюза А.Г.Притюховым и организациями профсоюза края, предпринявшим ряд конкретных мер по системному подходу в использовании данных возможностей.

В частности, в апреле 2013 года президиумом краевой организации Профсоюза принято постановление, в котором территориальным организациям Профсоюза предлагалось довести до сведения профактива первичных организаций и руководителей образовательных организаций Правила финансового обеспечения предупредительных мер в 2013 году, информацию о   сроках подачи соответствующих заявок и необходимого пакета документов в филиалы регионального отделения ФСС РФ и обеспечить 100% включение в коллективные договоры и территориальные соглашения по охране труда предложения (требования) к работодателям об использовании части страховых взносов на меры предупреждения производственного травматизма  и контроль за их реализацией.

В адрес руководителей управлений образованием и  образовательных организаций края направлено совместное письмо Министерства образования и науки края и комитета краевой организации Профсоюза по активизации работы в этом направлении.

Принятые меры позволили 687 образовательным организациям Краснодарского края в 2013г. возвратить средства Фонда социального страхования в сумме свыше  2,62 млн.рублей на предупредительные меры по охране труда, что в 2,9 раза больше, чем в предыдущем году.

К сведению. Начиная с 2014 года, в соответствии со ст. 7 Федерального Закона от 02.12.2013 г. № 322-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" образовательные организации, численность работников в которых не превышает 100 человек, имеют право на возврат аккумулированной за предыдущие 3 года части средств (до 20% сумм страховых взносов) Фонда социального страхования для дальнейшего использования этих средств на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами" в соответствии с Правилами, утвержденными приказом Минтруда России от 10.12.2012 г. № 580н.

По-прежнему проблемным направлением деятельности профсоюзных организаций остается осуществление общественного контроля за проведением обязательных медицинских осмотров работников образования.        На сегодняшний день центр тяжести в выработке и принятии решений сосредоточен на региональном и муниципальном уровнях органов исполнительной власти, которые совместно с региональными и территориальными организациями Профсоюза должны учитывать всю остроту нерешенных вопросов, начиная от отсутствия должного финансирования и, заканчивая, грубейшими нарушениями руководителями образовательных организаций трудового законодательства в части проведения медицинских осмотров за счет средств работников.

В связи с этим представляется важным, когда при участии Татарского республиканского комитета Профсоюза было найдено эффективное решение данной проблемы. В частности, Кабинетом Министров Республики Татарстан в мае 2013 года принято постановление «Об организации проведения обязательных предварительных, периодических медицинских осмотров (обследований) работников образовательных учреждений и учреждений социального обслуживания Республики Татарстан», в соответствии с которым  утвержден порядок финансового обеспечения расходов на организацию проведения медосмотров работников и норматив финансовых затрат  на проведение ежегодных медицинских осмотров  в размере 1187 рублей на человека за счет средств, выделяемых из бюджета Республики.

Новосибирской областной организацией Профсоюза совместно с Министерством образования, науки и инновационной политики области в рамках социального партнерства изыскана возможность использования целевых финансовых средств для частичного решения вопроса проведения медицинских осмотров. В 2013 году в образовательных организациях, подведомственных Министерству, проведены бесплатные предварительные и периодические медицинские осмотры работников, на которые было израсходовано 87,2 млн.руб.

В целях решения вопроса о формирования единого тарифа с максимально ограниченной стоимостью процедуры медицинского осмотра Забайкальской краевой организацией Профсоюза в прошлом году направлены соответствующие предложения в министерство здравоохранения края. Разработанная министерством унифицированная методика расчета стоимости медицинских услуг при проведении медицинских осмотров и определения предельных размеров платы государственными медицинскими организациями до настоящего времени находится на согласовании в Правительстве края.

Региональные (межрегиональные) организации Профсоюза проводят большую организационную работу по санаторно-курортному обеспечению и оздоровлению работников и студентов образовательных организаций. С этой целью приобретаются путевки по льготной стоимости в санатории и пансионаты, организуется проведение экскурсий в заповедные места, туристических слетов с включением в программу мероприятий спортивных конкурсов и состязаний (Дагестанская, Марийская, Северо-Осетинская республиканские, Пермская, Красноярская краевые, Воронежская, Курганская, Орловская, Тамбовская областные и другие региональные организации Профсоюза).

Эффективность работы по защите прав работников образования на здоровые и безопасные условия труда во многом определяется слаженной совместной деятельностью всех звеньев системы управления общественным контролем за соблюдением законодательства об охране труда и, прежде всего, работой внештатных технических инспекторов труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

За отчетный период увеличился и укрепился институт внештатной технической инспекции труда. Согласно данным сводного отчета по форме 19-ТИ за 2013 год количество внештатных технических инспекторов труда составило 2591 человек (в 2012 - 2454). Силами внештатной технической инспекции труда проведено 26459 обследований образовательных организаций (в 2012 г. – 25116), выявлено 42803 нарушения законодательства об охране труда (в 2012 г. – 40917)  и выдано 13643 представления.

В рамках возложенных полномочий внештатные технические инспекторы труда организуют и проводят комплексные, тематические, целевые проверки как самостоятельно, так и с участием представителей органов управления образованием, государственного надзора и контроля (Госинспекции труда, прокуратуры, Роспотребнадзора, Госпожнадзора, Ростехнадзора и  других надзорных органов). В отчетном периоде возросло на 13% количество проведенных совместно с прокуратурой проверок соблюдения законодательства о труде и охране труда (84 проверки в 2013 г. и 65 – 2012 г.). Положительный опыт системной работы по проведению комплексных и тематических обследований силами внештатной технической инспекции труда сложился в Башкортостанской, Дагестанской, Карачаево-Черкесской, Мордовской. Татарстанской, Чувашской республиканских организациях Профсоюза; Краснодарской, Красноярской, Хабаровской краевых; Архангельской, Владимирской, Волгоградской, Кемеровской, Московской, Смоленской, Омской, Рязанской, Ростовской, Саратовской, Свердловской, Оренбургской, Тамбовской, Тюменской областных и других региональных и межрегиональных организациях Профсоюза.

Успешное решение поставленных задач по осуществлению общественного контроля во многом определяется уровнем знаний и  компетентностью внештатной технической инспекции труда и уполномоченных в сфере охраны труда и безопасности. В течение последних лет совершенствуется система работы по обучению и проверке знаний требований безопасности работников образования Бурятской, Калмыцкой, Тувинской республик, Волгоградской, Калужской, Кировской, Саратовской, Рязанской, Смоленской областей, города Москвы и других территорий. Наряду с традиционными формами обучения в виде семинаров, совещаний, круглых столов, здесь все чаще используются современные виды обучения: дистанционное обучение, проведение вебинаров, веб-конференций, оказание консультативной помощи с использованием информационных технологий.

Эффективность деятельности внештатной технической инспекции труда обеспечивается повышением роли уполномоченных (доверенных) лиц образовательных организаций в работе по реализации защитных функций по сохранению жизни и здоровья работников образования.

Несмотря на небольшое по сравнению с 2012 годом сокращение численности уполномоченных лиц по охране труда (с 75960 чел.-  в 2012 г. до  75305 чел.- в 2013 г.), отмечается активизация их деятельности в части проведения обследований образовательных организаций (126231 обследований) в целях выявления нарушений законодательства об охране труда и принятия соответствующих мер по устранению отмеченных недостатков.

Большое внимание уделяется вопросам изучения, обобщения и распространения передового опыта в области охраны труда. Традиционно наибольшее количество мероприятий, посвященных вопросам охраны труда и безопасности образовательного процесса, проводится в апреле - период подготовки к Всемирному дню охраны труда. С целью привлечения внимания общественности к проблемам охраны труда и распространения передового опыта работы в области охраны труда техническими, внештатными техническими инспекторами труда, уполномоченными по охране труда организовано проведение Недели безопасности, месячников по охране труда, конкурсов, выставок плакатов и рисунков по теме «Безопасность труда и учебы», «Безопасность труда в рисунках детей» (Ингушская республиканская, Владимирская, Вологодская, Воронежская, Новгородская, Саратовская, Тюменская областные организации Профсоюза). В рамках международной акции осуществляется мониторинг по оценке форм и методов проведения Всемирного дня охраны труда (Рязанская  областная организация Профсоюза), информация о наиболее интересных мероприятиях публикуется в печатных изданиях (Приморская краевая организация Профсоюза).

Успешному решению задач по защите прав работников на здоровые и безопасные условия труда способствует информационная работа по охране труда. В целях оказания практической помощи профсоюзному активу по осуществлению общественного контроля по охране труда многими техническими, внештатными техническими инспекторами труда региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза в 2013 году разработаны методические материалы, пособия, бюллетени такие как:

Методические рекомендации для уполномоченных по охране труда при проверке соблюдения требований охраны труда (Чувашская республиканская организация Профсоюза);

Блокнот для внештатного технического инспектора труда (Пермская краевая организация Профсоюза);

Методические рекомендации по общественному контролю за соблюдением здоровых и безопасных условий труда в образовательных организациях (Тульская областная организация Профсоюза);

Рекомендации уполномоченному по охране труда; Рекомендации по расследованию несчастных случаев на производстве (Липецкая областная организация Профсоюза);

Методические рекомендации для уполномоченных по охране труда (Магаданская областная организация Профсоюза);

Блокнот для внештатного технического инспектора труда для проведения общепрофсоюзной тематической проверки в целях оценки качества аттестации рабочих мест в образовательных организациях (Свердловская областная организация Профсоюза);

Информационный бюллетень «Аттестация рабочего места по условиям труда» (Пошаговая инструкция проведения аттестации рабочих мест, Ивановская областная организация), использован при проведении общепрофсоюзной тематической проверки в целях оценки качества аттестации рабочих мест в образовательных организациях

Взаимодействие и сотрудничество Профсоюза с органами и организациями в сфере охраны труда (Рязанская областная организация Профсоюза);

Методические рекомендации по осуществлению профсоюзного контроля за соблюдением безопасных условий труда в образовательных организациях (Чеченская республиканская организация Профсоюза);

Актуальные вопросы охраны труда в бюджетных организациях (Красноярская краевая  организация Профсоюза);

Охрана труда  в образовательной организации (Пензенская областная организация Профсоюза).

 

Выводы

Все вышеперечисленные направления деятельности региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза и их технических инспекторов труда, рассмотренные в данной аналитической записке, не могут в полной мере отразить всю работу Общероссийского Профсоюза образования по защите прав работников образования на здоровые и безопасные условия труда. Более полно и содержательно все проблемные вопросы, их решение, практика работы по охране труда районных, городских и первичных профсоюзных организаций, опыт работы внештатных инспекторов, уполномоченных по охране труда по осуществлению общественного контроля за охраной труда планируется рассмотреть на очередном заседании Совета технической инспекции труда Профсоюза в мае 2014 г. в г.Ульяновске.

Несмотря на проводимую территориальными комитетами профсоюза, техническими инспекторами труда работу по  осуществлению общественного контроля за выполнением работодателями и должностными лицами законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, еще  достаточно много нерешенных проблем и задач.

Одна из главных - отсутствие целевого финансирования мероприятий по охране труда в бюджетных учреждениях, включая учреждения системы образования.

Другая проблема, нерешенная до настоящего времени практически на всех уровнях исполнительной власти, это отсутствие со стороны Минобрнауки России и региональных органов управления образованием реальных действий по решению таких актуальных проблем как внедрение системы управления охраны труда, аттестация рабочих мест (специальная оценка условий труда) в сфере образования, совершенствование  нормативной правовой базы по охране труда, введение в штат аппаратов региональных и муниципальных органов управления образованием специалистов по охране труда и другие вопросы.

 

 Аналитическая записка подготовлена

отделом охраны труда и здоровья Профсоюза

Скачать Постановление и Аналитическую записку в архиве с сайта Общероссийского Профсоюза Образования

Скачать полный пакет документов: Постановление №19-4, Приложения, Аналитическая справка с сайта Амурского обкома Профсоюза образования