25.01.2015: Газета «Солидарность»: Комплексы равных возможностей Печать

Газета «Солидарность»: Комплексы равных возможностей

16.01.2015

Российские школы и детсады ждет укрупнение

В ближайшие годы среднюю школу ожидает серьезная реструктуризация - с таким заявлением выступил министр образования Дмитрий Ливанов в конце декабря на пленуме ЦК Общероссийского профсоюза образования. По словам министра, начатая четыре года назад реформа сети образовательных учреждений города Москвы являлась пилотным проектом. Опробованную в нем схему преобразований вскоре применят и в других регионах. О сути реформы и ее последствиях для столичных учащихся и педагогов рассказывают представители профсоюза и органов управления образованием.

ВЫСОКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ЖДУТ ОТ ВСЕХ

По словам руководителя департамента образования города Москвы Исаака Калины, главной задачей реформирования было создание равных условий для всех образовательных учреждений столицы. Раньше существовали “элитные” школы, получавшие из бюджета дополнительное финансирование на основании не всегда “прозрачных” критериев, и школы-аутсайдеры, к результатам работы которых органы управления образованием применяли заниженные требования. С приходом в московский департамент новой управленческой команды с такой схемой решили покончить.

- Первое, чего мы попытались достичь, - это предъявление равных требований к результатам деятельности школ, - говорит Исаак Калина. - Нами были проведены все мероприятия, чтобы ни одна школа города не могла себе выписать индульгенцию, считая, что она не обязана обеспечивать высокие результаты.

Основным средством для обеспечения равенства в условиях работы (без чего невозможно предъявление одинаковых требований) стал переход на единый для всех норматив подушевого финансирования. Кроме того, осенью 2010 года в школах была проведена проверка знаний учащихся, итоги которой оказались весьма удручающими.

- Вся проверка была проведена до 10 ноября 2010 года, - рассказывает Исаак Калина. - По математике результаты оказались неудовлетворительными в 50% случаев, по русскому - в 60%. Если раньше в таких случаях действовали по принципу “поругаем, но все равно дадим всем аккредитацию”, то в этот раз комиссия заняла жесткую позицию. Не справляющиеся со своими задачами школы были присоединены к более успешным. Однако они продолжили работать в своих зданиях, и ни один ребенок, ни один нормально работающий учитель не пострадал. Пострадали лишь директора, их заместители, учителя, у которых оказывались постоянно плохие результаты. Началась систематическая диагностика учебных результатов, сначала добровольная, а сейчас она стала обязательной.

Так началась реструктуризация сети образовательных учреждений города, их объединение в комплексы, включающие в себя среднюю школу и учреждения дошкольного и внешкольного образования. Если в 2010 году в столице насчитывалось около 5 тысяч школ, сейчас их количество сократилось до восьмисот.

СОКРАЩЕНИЕ УПРАВЛЕНЦЕВ

Вопреки опасениям, реорганизация не вызвала серьезного сокращения педагогических кадров.

- В ходе реорганизации было сокращено не более 5% работников, - говорит председатель Московской городской организации Общероссийского профсоюза образования Марина Иванова. - Сокращения коснулись руководителей и представителей административно-управленческого аппарата. Например, в относительно небольших школах, где обучалось 500 - 600 детей, могло быть пять, шесть и даже восемь заместителей директоров. Сейчас кто-то из них работает методистом, кто-то - руководителем структурного подразделения, кто-то учителем. Что же касается самих учителей, то процент подпавших под сокращение оказался очень незначительным.

Уменьшение штата управленцев затронуло не только образовательные учреждения, но и структуры городского департамента образования.

- В 2010 году на учителей, воспитателей, преподавателей уходило 44% фонда оплаты труда системы образования, - рассказывает Исаак Калина. - К 2014 году эта цифра выросла до 51%, и мы планируем довести ее до 60%. Это сложный рост. Всякая бюрократия - и внутришкольная, и внешкольная - умеет сохранять свои позиции, но мы продолжаем ее сокращать. За четыре года мы высвободили 23 тысячи квадратных метров площадей, которые раньше занимали административные структуры, и передали их для организации образовательного процесса.

Одним из ресурсов для снижения расходов на администрирование в системе образования стала передача полномочий общественным органам. Так, в Москве создано 37 межрайонных советов директоров образовательных учреждений, которые постепенно берут на себя функции упраздняемых окружных управлений образования.

ИТОГИ РЕФОРМЫ

Как считает руководитель столичного департамента образования, итогом реорганизации стала возможность оценивать работу каждого учреждения по единому для всех и объективно измеряемому критерию - успешности учеников. Причем здесь учитываются не только результаты итоговых аттестаций в 9-м и 11-м классах, но и данные проверок знаний учащихся на 4-м и 7-м году обучения, результаты работы по профилактике правонарушений, итоги городских и общероссийских олимпиад. На основании этих и других критериев составляется городской рейтинг школ, а первые учреждения в рейтинге получают гранты от правительства Москвы, которые расходуются главным образом на оплату труда самых успешных педагогов. В текущем году общая сумма этих грантов превысила 1 млрд рублей.

Объединение школ и детских садов в образовательные комплексы позволило решить и многолетние проблемы столичной школы. В частности - проблему с организацией зачисления детей в начальные классы.

- Раньше у нас с апреля у школ горели костры, родители стояли в очередях и даже происходили драки, - вспоминает Исаак Калина. - А в этом учебном году мы начали зачисление с 15 декабря, и 86% первоклассников уже зачислены переводом из дошкольного отделения образовательного комплекса в начальную школу. То, что родители соглашаются на зачисление переводом, говорит об их доверии к образовательному учреждению, и этот показатель мы также учитываем в оценке его работы.

Еще одним плюсом образовательных комплексов Исаак Калина считает возможность создавать на их базе профильные классы, помогающие каждому ученику в выборе своей специализации:

- Наша задача - приблизить к ученику весь спектр предложений системы образования, чтобы не надо было за углубленным изучением математики или литературы ехать на другой конец города.

Марина Иванова считает, что подводить итоги реструктуризации пока преждевременно, ведь многие работники пока даже не заметили никаких изменений:

- Прошлым летом мы проводили опрос среди молодых педагогов с целью понять, что им дает работа в крупном образовательном комплексе. Оказалось, что 57% вообще не заметили никаких изменений в своей работе по итогам реструктуризации. И это понятно. Оформлением нового юридического лица работа по реорганизации учреждений не заканчивается, а только начинается.

Объединение учреждений в комплексы ставит перед администрацией и профорганизациями новые задачи: перераспределение нагрузки педагогов, ведение процесса обучения в нескольких зданиях, не всегда расположенных близко друг от друга. Некоторую тревогу у профсоюза вызывает и ситуация с зарплатами.

- Теперь наша система не предполагает индексации зарплат работников, - объясняет Марина Иванова. - Установлена только прямая зависимость средней зарплаты в отрасли от средней по экономике региона. При этом на протяжении последних четырех лет не происходит роста норматива подушевого финансирования. В сравнении с другими регионами норматив у нас очень высокий - от 115 до 150 тысяч рублей в год на каждого ребенка. Самый близкий к нам по цифрам регион - это Казань, где норматив составляет 48 тысяч рублей. Это и позволяет обеспечивать в московской школе достойный уровень зарплат. Однако сейчас наблюдается тенденция к сокращению переходящих остатков неизрасходованных за год средств на счетах учреждений. В первую очередь это связано с повышением зарплат педагогам-дошкольникам, которые раньше работали в детских садах и получали зарплаты намного ниже, чем в школах. То есть ресурс для роста зарплат понемногу сокращается, но пока он еще есть.

СОЦПАРТНЕРСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ СТАНДАРТЕ

Как отмечает Исаак Калина, идеологическая основа социального партнерства в сфере образования заложена... в структуре Федеральных государственных образовательных стандартов:

- В Федеральных государственных образовательных стандартах есть две замечательные группы требований к работе образовательного учреждения, - говорит Исаак Калина. - Требования к результатам и требования к условиям учебного процесса. Естественно, что главным заинтересованным лицом в “результате” является учредитель, то есть департамент образования, а главным заинтересованным лицом в “условиях” является представитель работников, то есть профсоюз. Задачи вроде бы не совпадающие, но я уверен, что цель общая, поскольку без создания условий работы для педагога невозможно достичь необходимого результата образовательной деятельности.

По словам Марины Ивановой, сомнения в целесообразности создания образовательных комплексов высказывали именно педагоги:

- Четыре года назад у нас была антиреволюционная ситуация, когда руководители системы образования вполне могли жить в прежних условиях, а работники хотели придерживаться той системы измерений, которая традиционно сложилась, - вспоминает профлидер. - Предложенная программа преобразований буквально переворачивала наши представления, многих она просто пугала. У профсоюза в этой ситуации был выбор - либо оставаться сторонним наблюдателем, либо засесть в окопе и иногда выбрасывать гранаты в сторону департамента образования, либо стать соучастником этого процесса. Мы выбрали последний вариант, и по итогам последних четырех лет считаем, что сделали правильный выбор.

Избежать со стороны педагогов острых проявлений неприятия проводимой департаментом реформы позволило то, что профсоюз с самого ее начала включился в работу по разъяснению педагогам смысла происходящего.

- С началом пилотного проекта мы проводили обучение профсоюзного актива, - рассказывает Марина Иванова. - Мы ориентировали председателей первичек на участие в управленческих командах образовательных учреждений, участвовали в разработке нормативных актов, обеспечивая защиту прав и интересов работников.

Одним из наиболее спорных моментов реформы бюджетной сферы стало появление такого фактора, как стимулирующие выплаты, создающие конкуренцию внутри каждого учреждения. В этих условиях профорганизации не только включились в работу по формулированию критериев, по которым назначаются эти выплаты, но и смогли использовать этот фактор для мотивации работы своего актива. Так, в соответствии с совместными рекомендациями столичного департамента образования и городской профсоюзной организации, право на получение стимулирующих выплат получили председатели первичек.

- В разных учреждениях председатели получают за свою работу разные суммы, - говорит Марина Иванова. - Где-то это 3 тысячи рублей, а где-то размер выплаты доходит до 16 тысяч. Все зависит от того, насколько значимым является участие профсоюзной организации в работе образовательного учреждения. Мы стремимся к тому, чтобы эта выплата была не просто вознаграждением за статус председателя первички, а стимулировала активную работу председателя.

ПИЛОТНЫЙ ПРОЕКТ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ РЕФОРМЫ

Выступая в декабре минувшего года на пленуме Центрального комитета Общероссийского профсоюза образования, министр образования Дмитрий Ливанов отметил, что опыт реорганизации сети образовательных учреждений столицы будет распространен и на остальные регионы. По словам министра, в Москве удалось реализовать что-то наподобие пилотного проекта, результаты которого себя вполне оправдали.

- В прессе, в общественном мнении существуют альтернативные оценки процессов, проходивших в системе образования Москвы последние четыре года, - констатирует председатель Общероссийского профсоюза образования Галина Меркулова. - Тем не менее подобные процессы сейчас набирают обороты в регионах. И хотя ни в одном нет масштабов, сравнимых с московскими, опыт столицы дает нам примеры, которые мы должны использовать в своей практике.

Впрочем, о возможности повсеместно внедрять московский опыт, создавая образовательные комплексы в малых городах и в сельской местности, в профсоюзе высказываются скептически.

- Целесообразность создания таких комплексов, да и сама такая возможность присутствуют далеко не везде, - считает зампредседателя Общероссийского профсоюза образования Михаил Авдеенко. - Этот опыт был успешен в условиях Москвы, где плотность населения и количество учреждений намного выше, чем в большинстве российских регионов. Если же проводить такую реорганизацию в малых городах, сельской местности, это может негативно сказаться на доступности образования.

 Скачать статью