05.10.2017: Министр образования Ольга Варсанова: «В школе должен работать счастливый учитель» Печать

О ликвидации второй смены, зарплатах учителей, «живых» школах, ЕГЭ и первой двойке

Первые ученики Ольги Варсановой уже ведут в первый класс своих детей и просят свою первую учительницу: «Ольга Владимировна, может, вернетесь в школу?» Она хоть и отшучивается, но не исключает, что когда‑нибудь снова будет стоять у доски — уж очень сильно скучает по любимой профессии и детям. Но пока у министра образования и науки Амурской области совсем другие планы и задачи, цель которых одна — качественное и доступное образование в регионе.

AP201710_1

Как учитель начальных классов возглавила минобр, что такое живые и неживые школы, как вернуть молодых специалистов в глубинку и что долгие годы хранит министр у себя дома, Ольга Варсанова рассказала в интервью «Амурской правде». Накануне Дня учителя она стала гостем нашей редакции.

Учитель для игрушек

— Ольга Владимировна, почему вы выбрали профессию учителя? У вас в семье были педагоги?

— Нет, я первая. Мама у меня инженер, а папа был летчиком. Это была мечта детства, которую я воплотила в жизнь. Потому что с самого детства, сколько себя помню, мечтала быть учителем. Всегда любила делать уроки и, выполняя домашнее задание, рассаживала свои игрушки и рассказывала то, что выучила. В моем детстве не было игрушечной доски, поэтому я писала прямо на стенах, на дверях — спасибо маме, что не ругала меня, а поддерживала. Поэтому, когда я окончила школу, у меня не было сомнений, кем я буду. Я до сих пор совершенно искренне считаю, что профессия учителя — самая благородная, самая важная, самая нужная. Звучит несколько пафосно, но это мое мнение.

— Почему именно начальные классы? Тянуло именно к малышам?

— У меня был выбор между математикой, потому что я очень люблю этот предмет, и начальными классами. Выбрала второе, потому что для меня процесс, когда малыш узнает первые буквы, учится читать, — это какое‑то таинство. Это сейчас дети приходят в школу подготовленные, а в мое время читать умели единицы. И моей задачей было как раз научить их всему — меня это очень вдохновляло. После вуза я вернулась в свою родную школу № 16 Благовещенска, затем работала в школе № 28. У меня было четыре выпуска. Я очень сильно скучаю, люблю эту работу. И реально понимаю, что если у меня жизнь как‑то по‑другому сложится, я вернусь в школу. Надеюсь, что навыки не потеряла (улыбается).

— Почему же вы ушли с учительской работы?

— Наверное, у каждого человека бывает в жизни момент, когда он понимает, что может свои знания передать кому‑то еще. Когда я работала в школе, мне поступило предложение перейти на работу в институт повышения квалификации и переподготовки кадров, чтобы рассказывать о своем опыте другим коллегам. Я ушла. Потом поступило предложение перейти в администрацию Благовещенского района — чтобы создать там систему образования. Затем пригласили в министерство образования. Так одно за другим поступали предложения — и я их принимала.

— То есть у вас не было четкой цели построить карьеру?

— Никогда! Я всегда хотела достигнуть высот в профессии учителя — расти не по вертикали, а, скажем так, по горизонтали. Поэтому после каждого предложения я пыталась отказаться, очень долго думала, взвешивала, только потом принимала решение. Точно так же с этой должностью — я никогда не мечтала быть министром. Это предложение было очень неожиданным. Не буду описывать, какие чувства и эмоции я пережила.

Битва со второй сменой

— Какие самые больные места в амурском образовании вы для себя обозначили?

— Проблема номер 1 — создание безопасных условий обучения в детсадах и школах. Процент ветхих школ в области высок, в среднем технический износ зданий выше 50 процентов. Эта проблема особенно острая для севера.

Вторая задача — ликвидация второй смены. Ситуация сложная в городах и прежде всего в Благовещенске. Каждый год численность детей в школах областного центра увеличивается: только в этом году прирост на 1000 учеников. Это, конечно, радует, но и ставит перед нами новые задачи. Внутренние резервы мы уже практически исчерпали, поэтому выход один — строительство школ. В этом году мы победили в федеральном конкурсе — будем строить новый корпус на 528 мест в школе номер 22. Буквально в пятницу Министерство образования объявило новый конкурс — мы будем подавать заявки на строительство школ в поселке Экимчан Селемджинского района и в городе Свободном.

Я реально понимаю, что если у меня жизнь как‑то по‑другому сложится, я вернусь в школу.

Раньше мы не могли бороться за федеральные деньги, так как один из критериев конкурса — школа должна быть построена в год выделения субсидии. Для Дальнего Востока, для наших северов и климатических условий этот критерий был невыполнимым. Губернатор неоднократно поднимал эту проблему, в итоге достучался до министра образования — нас услышали.

— После ликвидации второй смены в школы вернутся кружки, вечера, факультативы? В наше время мы ведь пропадали в школе до вечера.

— А для чего все это делаем? Мы как раз хотим, чтобы образовательный процесс в школе был не только учебным, а чтобы была и воспитательная составляющая. Я помню — во времена работы учителем у нас между сменами был перерыв 30 минут, а зимой и того меньше. И за это время ты успеваешь только схватить пачку тетрадей, одеть детей и вывести их из класса — потому что следом уже стоят другие ученики. Мы хотим, чтобы в школах шла внеурочная деятельность, чтобы у учителя была возможность поговорить по душам и чтобы у детей была возможность общаться друг с другом. Мы, кстати, часто собираемся с одноклассниками и каждый раз с удовольствием вспоминаем наши вечерние факультативы по физике (у нас классный руководитель вел этот предмет), наши вечерние вылазки по астрономии. Я очень надеюсь, что эта практика вернется.

— В селах проблем со второй сменой нет?

— У нас около 70 процентов школ находятся в сельской местности. Они малочисленны, все учатся в одну смену. Туда можно заводить и детские сады, и учреждения доп-образования и делать один центр. Но в селах есть другая проблема. Я на своей предыдущей должности часто ездила по области с проверками. Когда приходишь в сельскую школу в 4—5 часов и слышишь детские голоса, видишь занятия, секции, то понимаешь — школа дышит и живет. А бывало, заходишь в 2 часа и слышишь тишину. Первый вопрос директору: «А где дети?» И в ответ: «Мы же учимся в одну смену!» Я сразу себе зарубки при проверке делала. Ну и что, что в одну смену? Значит, детей не тянет в школу! Здесь, конечно, очень много от коллектива зависит — он должен быть заинтересован в работе с детьми.

Как привлечь в села молодежь

— Ольга Владимировна, педагоги часто жалуются на меняющиеся схемы оплаты труда: тарифная сетка, подушевое финансирование. И сейчас идет речь о том, что с нового года грядут очередные перемены. Это действительно так?

1000

человек составил в этом году прирост учеников в школах Благовещенска. В областном центре наиболее остро стоит проблема второй смены

— Никаких перемен не будет. Остается система, принятая с 2015 года во всех (кроме трех) муниципалитетах: базовый оклад плюс выплаты компенсационного и стимулирующего характера. Система отработана, ничего в ней меняться не будет. В качестве положительного момента: с 1 января 2018 года будет повышена средняя зарплата педагогическим работникам дошкольных учреждений, на 4 процента — зарплата вспомогательному и административно-управленческому персоналу в школах. Потому что они не попадали под майские указы президента.

— Как высчитывается средняя зарплата учителя в области? Как средняя температура по больнице?

— Средняя зарплата, как и в каждой отрасли, считается одинаково: берется зарплата педагогических работников и делится на численность педагогов. Но здесь не учитывается категория учителя и количество учебных часов: кто‑то ведет 18, а кто‑то — 36. Если нагрузка высокая, то и заработная плата будет выше. Но если говорить о качестве образования, то мы ведем мониторинг и анализируем нагрузку. Смотрим: если учитель ведет 40 часов в неделю, то говорить о качестве образования достаточно проблематично. Работая начальником отдела по контролю качества образования и выезжая в школы, я обязательно смотрела, у кого какая нагрузка, какие предметы ведет учитель. Понятно, что в отдаленных, малокомплектных школах учитель ведет несколько предметов — это вынужденная мера. Но когда на одном педагоге 7 предметов, о каком качестве образования мы говорим? Если все это подтверждается результатом — вопросов нет. Но порой начинаешь складывать часы, удивляешься и спрашиваешь: вы дома вообще бываете?

AP201710_2

Проблему дефицита учителей в сельских школах помогают решать студенты БГПУ. 

— Молодые учителя благовещенских школ жалуются, что в селах зарплаты выше, и считают это несправедливым? Вы согласны?

— Согласна, что в отдельных сельских территориях и отдаленных городах учителя в более выгодном положении, чем в Благовещенске. Но смотрите: к нам в школы в этом году пришло 122 молодых учителя: выпускников БГПУ и нашего педколледжа. Сколько останется через год? Гораздо меньше. Процент тех, кто уходит, велик. На днях разговаривали с главой Шимановска: несмотря на подъемные, ежемесячные выплаты и предоставляемое жилье, молодые учителя не хотят ехать. Несмотря на то что в городах нет подъемных и жилья, молодежь все равно старается остаться в городе.

— Как можно решить эту проблему?

— Если бы ответ был, то вся страна, наверное бы, уже решила. Я считаю, что, во‑первых, нужно повышать престиж профессии учителя. Во-вторых, развивать инфраструктуру в городах и районах. Надо думать не только об условиях работы педагога, но и об условиях жизни. Куда он будет водить своего ребенка, где лечить, как добираться.

Когда на одном педагоге 7 предметов, о каком качестве образования мы говорим?

Сегодня мы пытаемся возродить распределение, неоднократно обращались на федеральный уровень — это ведь проблема не только Амурской области, но и всего Дальнего Востока. На Западе она стоит не так остро. Но пока поддержку не получили. Зато на уровне области уже есть долгожданное постановление губернатора о распределении и закреплении выпускников вузов. Оно касается сфер здравоохранения, образования и культуры. Правительство области будет оплачивать обучение специалистов для конкретных школ, после вуза они будут обязаны работать именно там. Пока цифры небольшие: у нас это порядка 20 человек. Скажу сразу: насильно никто никого не будет заставлять ехать в глубинку — ставка будет делаться на местных ребят.

За честный ЕГЭ

— Вы сторонник или противник ЕГЭ?

— И как мама, и как человек, который занимался организацией Единого госэкзамена, отвечу — я активный сторонник ЕГЭ. Он действительно дает шанс нашим детям поступить в престижные вузы, мои выпускники и одноклассники моей дочери, например, учатся по всей стране. Но я категорический противник необъективности и нечестности во время проведения ЕГЭ. К сожалению, не везде он проходит честно. Дети должны быть в равных условиях. Ну а то, что процедура требует совершенствования, — это безусловно.

Как школы готовятся к астрономии

AP201710_3

— В школы вернулась астрономия, а телескоп в Благовещенске только один. Есть ли планы по развитию материальной базы для этого предмета?

— Астрономия вернулась, и правильно. Все‑таки Россия — страна, первая покорившая космос. По новой программе на астрономию отводится 35 часов в год. При этом школам предоставили выбор: предмет может быть изучен в рамках одного года или же полгода в десятом классе, полгода — в одиннадцатом. Наши школы пошли по второму пути. И правильно. Потому что сейчас нам надо обучить педагогов, сформировать учебную и материально-техническую базу. Потому что второго сентября рассказывать детям, как выглядят звезды, не совсем корректно — сейчас у детей совсем другие требования. Хочется, чтобы это было не формальное изучение предмета — к астрономии надо привить интерес. Конечно, телескопы в каждой школе не появятся, но макеты, глобусы, интерактивные вещи будут. Иначе нет смысла возвращать астрономию — это будет мертвый предмет в учебном плане.

«У меня была даже единица»

— Ольга Владимировна, у вас в школе были двойки?

— Да. У меня в четвертом классе даже единица была — за подсказку на уроке математики. Мне было жутко обидно, я не понимала, за что — я же помогла другу у доски! И была одна двойка по русскому языку в начальной школе за невыполненное домашнее задание. Я очень расстроилась, потому что огорчила родителей. Вообще я не была ботаником, но была очень усидчивая.

— Вы строгий учитель?

— Я думаю, эти вопросы лучше задать моим ученикам. Но тот факт, что меня узнают, здороваются, на первое сентября поздравляют (не знаю, как некоторые находят номер телефона), думаю, это о чем‑то говорит.

AP201710_4

— Помните свой первый класс?

— Конечно, он стал для меня настоящим боевым крещением. У меня было 33 ребенка. Среди них — дети с особыми образовательными потребностями. И второгодник Леша у меня был. Помню, как мне было тяжело.

— Вы общаетесь со своими выпускниками?

— Общаемся, спасибо гаджетам. И встречаемся, они приглашают на вечера встреч. Мои первые выпускники уже ведут своих детей в первый класс. Шутят: «Ольга Владимировна, может, вернетесь и будете наших детей учить?» Я отвечаю, что подумаю. Со многими поддерживаю отношения, тренирую память — помню поименно.

— У учителей вообще феноменальная память — помнить имена и фамилии учеников.

— Я не только по именам помню. Бывают у меня в жизни такие моменты, когда мне очень грустно становится. Как правило, это 1 сентября, День учителя и последний звонок. Тогда я достаю поделки, которые делали мои ученики…

Я никогда не мечтала быть министром. Это предложение было очень неожиданным.

— Храните?!

— У меня все хранится: поделки, открытки, сочинения. Я их достаю, перебираю, вспоминаю. А потом фотографирую и по WhatsApp отправляю детям. Буквально недавно отправила ученице рисунок космического корабля, который она рисовала в третьем классе. И написала: покажи сыну, что ты рисовала и о чем мечтала. На 1 сентября ученику отправила фотографию открытки: он ее в первом классе своими руками сделал и подарил мне на День учителя. Некоторые просят отдать рисунки, поделки, чтобы детям показать, а я говорю: вот когда ваши дети подрастут и я буду уверена в сохранности, отдам. (Улыбается.)

— Что пожелаете нашим педагогам в День учителя?

— Пожелаю простого — пусть учителя будут счастливыми. В школе должен работать счастливый человек. Чтобы уметь отдавать, быть добрым, щедрым, он сам должен быть счастливым. Что для каждого входит в понятие «счастье» — пусть каждый сформулирует сам.

— Министр тоже должен быть счастливым?

— Однозначно.

— А вы счастливый человек?

— Это философский вопрос. Объективно — да, я счастлива. Мои родители живы, у дочери все хорошо, у меня есть крыша над головой, есть интересная работа, коллеги. Но я ловлю себя на мысли, что надо искать и субъективные поводы для счастья. Находить маленькие радости каждый день.

 газета "Амурская правда" от 05 октября 2017