19.04.2018: Конференция «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений» Печать

conferenceОбращение участников конференции «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений»

(г. Москва, 4 апреля 2018 г.) 

Обсудив актуальные причины возникновения и распространения насилия в современной образовательной среде, прежде всего в отношении педагогических работников, а также пути выхода из сложившейся ситуации, мы, участники конференции «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений», предлагаем:

Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации в целях повышения ответственности в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся проработать вопросы о целесообразности внесения изменений:

в часть 1 статьи 2.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части снижения возраста лиц, подлежащих административной ответственности за совершение административного правонарушения, с 16 до 14 лет;

в часть 1 статьи 5.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетних;

в часть 2 статьи 43 и часть 3 статьи 57 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части обеспечения обязательного заключения с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся договора об образовании посредством исключения слов «при его наличии»;

в часть 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части закрепления права педагогических работников на получение бесплатной психолого-педагогической помощи в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

в часть 1 статьи 53 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части включения договора об образовании в перечень оснований возникновения образовательных отношений.

Министерству образования и науки Российской Федерации в целях профилактики психологического и иных форм насилия в отношении педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, со стороны обучающихся:

внести изменения в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014, и Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015, в части создания условий для работы педагогов-психологов или социальных педагогов из расчёта по одной штатной единице на определённое количество обучающихся (в том числе с учётом специфики малокомплектных образовательных организаций);

внести изменения в Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утверждённый приказом Минобрнауки России от 15 марта 2013 г. № 185, в части учёта при выборе меры дисциплинарного взыскания мнения педагогического совета (в образовательной организации высшего образования – учёного совета) (в том числе в целях профилактики неисполнения обучающимися обязанности уважать честь и достоинство работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, установленной пунктом 4 части 1 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

разработать и направить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, практические рекомендации по установлению штатного расписания в образовательных организациях, реализующих основные общеобразовательные программы, в части повышения эффективности деятельности их психолого-педагогических служб (в том числе по оказанию психологической помощи педагогическим работникам).

Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию:

проработать вопрос об организации учёта при разработке программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки по вопросам общего образования модуля, посвящённого профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогических работников и психологического насилия в образовательной среде.

Министерству образования и науки Российской Федерации совместно с Центральным Советом Общероссийского Профсоюза образования разработать и направить в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и региональные (межрегиональные) организации Общероссийского Профсоюза образования:

рекомендации для педагогических работников по предотвращению насилия в образовательных организациях;

разъяснения о реализации прав педагогических работников на обращение в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений и защиту профессиональной чести и достоинства, на справедливое и объективное расследование нарушения норм профессиональной этики педагогических работников, предусмотренных пунктами 12 и 13 части 3 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

предложения по актуализации локальных нормативных актов образовательных организаций, закрепляющих нормы профессиональной этики педагогических работников;

разъяснения по устранению избыточной отчётности педагогов-психологов и социальных педагогов (в целях сосредоточения их на оказании непосредственно психологической и социальной помощи обучающимся).

Министерству культуры Российской Федерации оказать поддержку производству художественных фильмов, а также цикла документальных фильмов и (или) телевизионных передач о жизни и деятельности выдающихся педагогических работников.

Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в целях защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, проработать механизмы ограничения их доступа к контенту, содержащему сцены насилия, в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования «Интернет».

Центральному Совету Общероссийского Профсоюза образования в целях институционализации представительства профессиональных интересов педагогических работников в отношениях в сфере образования:

проработать вопрос об избрании при Центральном Совете, а также при выборных органах региональных (межрегиональных), местных и первичных организаций Общероссийского Профсоюза образования уполномоченных по правам педагогических работников;

разработать и направить в региональные (межрегиональные) организации Общероссийского Профсоюза образования рекомендации по повышению эффективности представительства законных социально-трудовых прав и профессиональных интересов педагогических работников в комиссиях организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.

Центральному Совету Общероссийского Профсоюза образования совместно с его региональными (межрегиональными) организациями провести мониторинг организации в субъектах Российской Федерации мероприятий по профилактике синдрома профессионального выгорания педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и изучение их мнения о результативности соответствующей работы, обнародовать результаты исследования и проработать комплекс мероприятий по его итогам.

Общероссийской общественной организации «Союз журналистов России» оказывать содействие распространению достоверной и непредвзятой информации о деятельности педагогических работников (в том числе с учётом изучения позиции профессиональных союзов и ассоциаций по ситуациям, вызывающим общественный резонанс), а также утверждению принципов и норм журналистской этики в соответствующей сфере.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в целях беспрепятственной профилактики правонарушений несовершеннолетних обеспечить учёт в перечнях показателей эффективности (рейтингах) образовательных организаций прозрачность систем учёта детей комиссиями по делам несовершеннолетних.

Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, совместно с региональными (межрегиональными) организациями Общероссийского Профсоюза образования в целях устранения избыточной отчётности педагогических работников и обеспечения сосредоточения их на непосредственной педагогической работе, в том числе индивидуальной работе с обучающимися:

проработать вопрос о внесении (на основе рекомендаций Минобрнауки России и Центрального Совета Общероссийского Профсоюза образования) дополнений и изменений в региональные и территориальные соглашения, определяющих рекомендуемый перечень должностных обязанностей педагогов-психологов и социальных педагогов, связанных с составлением ими отчётной документации.

Региональным (межрегиональным) организациям Общероссийского Профсоюза образования:

инициировать обсуждение на дискуссионных площадках при общественных палатах субъектов Российской Федерации с участием представителей Общероссийского Профсоюза образования проблемы профилактики насилия в отношении педагогических работников, либо провести региональные конференции «Насилие в образовательной среде. Причины, тенденции обострения, поиск решений» с привлечением средств массовой информации;

организовать, в том числе совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования, и (или) образовательными организациями, реализующими дополнительные профессиональные педагогические программы, проведение обучающих мероприятий для руководителей дошкольных образовательных и общеобразовательных организаций, а также соответствующих первичных профсоюзных организаций по профилактике насилия в образовательной среде.

Сопроводительное письмо

Программа

Обращение