22.12.2018: Навредить? Вдохновить? Научить? Оскорбить? Печать

Работа над моделью аттестации учителей идет трудно, но руки опускать рано
Самая обсуждаемая прошедшей осенью образовательная тема - результаты апробации разработанной модели аттестации учителей на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов). А также предварительные итоги исследования компетенции учителей, проведенного Рособрнадзором. Как всегда, когда ведомственная, очень специальная тема, связанная с экспериментом и исследованием, попадает в средства массовой информации для широкого круга читателей и начинает обсуждаться в социальных сетях, появилось много эмоций, домыслов, страхов. Попробуем, опираясь на цитаты спикеров различных мероприятий (пресс-конференций, круглых столов, Всероссийской конференции «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей») - организаторов апробации, представителей Министерства просвещения РФ, Общероссийского Профсоюза образования, экспертов - понять, что происходит сегодня и что ждет педагогов завтра. Будем говорить о фактах. Коротко о главном

Все началось с поручения Президента России по итогам заседания Государственного совета от 23 декабря 2015 года:«…обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации, а также на учет мнения выпускников общеобразовательных организаций, но не ранее чем через четыре года после окончания ими обучения в таких организациях…».Следующая веха: приказ Министерства образования и науки РФ от 26 июля 2017 года №703 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по формированию и введению национальной системы учительского роста». Была разработана модель аттестации, которую не собирались и сейчас не собираются внедрять сразу и навсегда, а сначала хотят апробировать (и не один раз), обсудить и только затем утвердить, причем тоже не сразу, а через переходный период.Модель аттестации была предложена такая:- независимая оценка квалификации педагога на основе использования ЕФОМ (единых федеральных оценочных материалов);- анализ контекстуализированных условий профессиональной деятельности;- анализ образовательных результатов обучающихся;- учет мнения выпускников общеобразовательных организаций.ЕФОМ позволяют оценить уровень следующих профессиональных компетенций учителя: предметных, методических, психолого-педагогических, коммуникативных.В апробации новой модели аттестации на основе использования ЕФОМ приняли добровольное участие 615 учителей, 104 школы из 19 субъектов РФ, представляющих все 8 федеральных округов, а также 462 студента, было задействовано 11 вузов. Работали проектные группы, созданные на базе аттестационных комиссий, с участием представителей Общероссийского Профсоюза образования.Организовали и контролировали процесс Министерство просвещения РФ, Общероссийский Профсоюз образования, педагогическая Ассоциация «Педагог XXI века», Московский государственный психолого-педагогический университет.Все подробности о том, как проходила апробация, анализ результатов доступны на сайте ефом.рф. Там же продолжается обсуждение модели.
Почему аттестация - забота профсоюза?
Теперь несколько слов о том, какое участие в создании новой модели аттестации принимал Общероссийский Профсоюз образования и почему для нашего профсоюза было важно участвовать в этом процессе.Любопытно, что это еще в октябре на круглом столе в МИА «Россия сегодня» объяснил директор московской школы №109, президент педагогической ассоциации «Педагог XXI века» Евгений Ямбург: «Новая уровневая аттестация никак не противоречит предыдущей, она развивает те же самые идеи, но уже на другом уровне, вместе с тем, очень хорошо понимаю предостережение профсоюзов - каждый шаг должен сопровождаться «подушкой безопасности». Не ухудшать материальное положение учителей ни в коем случае. Поэтому нужно очень серьезное изменение некоторых параграфов и положений существующего законодательства. Мы работаем вместе с нашим профсоюзом, они очень серьезно нас ограничивают, в этом смысле мы союзники».На другом круглом столе в МИА «Россия сегодня», совсем недавнем, ноябрьском, заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова пояснила, что у сотрудничества профсоюза с Минпросветом в этой сфере есть правовая основа: «Мы договорились с Министерством просвещения Российской Федерации в рамках Отраслевого соглашения о том, что будем работать над совершенствованием методики аттестации педагогических работников».А на всероссийской конференции Татьяна Викторовна подробно говорила об отношении профсоюза к новой модели аттестации, которую, собственно, новой можно и не считать: «Мы бы назвали новую модель аттестации не новой, а скорее единой. Хотя у нас есть на федеральном уровне порядок прохождения аттестации, те процедуры, которые применяются во многих регионах, часто просто разрушают действующий порядок на федеральном уровне. Учителя задушены этой бюрократической нагрузкой, и сколько бы мы ни говорили об этом, сколько ни направляли совместно с министерством рекомендаций разъяснений о необходимости преодоления избыточной отчетности, к сожалению, работа идет тяжело. Портфолио - серьезный элемент этого кошмара. Учителя собирают многотомные портфолио и спокойны - отстрелялись, решили задачу. Мы понимаем, что надо унифицировать подходы к оценке квалификации учителя. И еще, печально, когда учителя жалуются, что переезжают за 30 50 километров от региона, где они проработали долгое время, а в другом регионе уже другие порядки, другие способы оценки квалификации. Это ненормально.Нас очень заботит привлечение учителей к оценке компетенций. Поэтому когда мы в этот проект вступили и начали работать с министерством, мы договорились, что мы проводим апробацию аттестации в формате деловой игры без социальных последствий по учету результатов апробации.Очень важно, чтобы эта форма оценки квалификации действительно выявляла профессиональные дефициты, а также служила основой для повышения квалификации. Чтобы эти два процесса были увязаны».
«Кино» под вопросом
На конференции «Общественно-профессиональное обсуждение хода внедрения и применения разработанной модели аттестации на основе использования единых федеральных оценочных материалов и типовых комплектов ЕФОМ для проведения аттестации учителей», которая прошла 9 ноября в стенах Минпросвещения России, больше всего говорили о двух аспектах апробации модели - оценка со стороны выпускников и видеоурок, который учителя-добровольцы предоставляли в качестве образа своей деятельности.Министр просвещения РФ Ольга Васильева, озабоченная, видимо, критикой, которую она получает в виде обратной связи от педагогов, сказала: «Что мы выявили на данном этапе апробации? Проблему с оценкой учета мнения выпускников, это вопрос очень спорный. На сегодняшний день ясно, что в новой модели аттестации этот аспект представлен не будет. Также наибольшее количество вопросов, совершенно справедливо, вызывали видеоурок или видеофрагмент урока, и не столько по причине трудности съемки, сколько по причине требования согласия родителей или законных представителей на видеосъемку. Мы пришли к выводу, что использование этого формата нецелесообразно».И если по поводу достаточно субъективного мнения выпускников никто не высказал иного мнения, то о видеоуроке говорили в течение конференции многие выступающие, в том числе эксперты, которые участвовали в апробации модели аттестации. Выяснилось, что это не такая однозначная тема.Виталий Рубцов, ректор Московского государственного психолого-педагогического университета: «Никто не настаивает на видеоуроке, но скажите мне, пожалуйста, каким способом можно увидеть то, что делает ребенок со взрослым и взрослый с ребенком в реальной ситуации? Почему врачи показывают свои операции? Учителя потому и не хотят внешних инструментов, они хотят, чтобы посмотрели, что они делают. Мы должны доверять нашим учителям, верить, что педагоги хотят повысить свою квалификацию, достойно учить детей. Нам бы очень хотелось, чтобы учителя приняли аттестацию как инструмент для определения своих дефицитов».Алла Волкова, победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России»-2015, эксперт в ходе апробации модели аттестации: «Мне приятно, что на главном учительском конкурсе страны, «Учителе года России», главным компонентом все-таки считается урок, потому что очень важно увидеть качество взаимодействия на уроке учителя и ученика, потому что именно оно определяет качество образовательной деятельности всей школы. Пока реальный урок будет оставаться на втором плане, к сожалению, мы будем получать негативные эффекты современного образования - безразличие к ребенку, получение результатов в том числе силами репетиторства, формализм в деятельности учителя. Дать объективную психолого-педагогическую оценку и оценку коммуникативной компетенции, минуя обращение к реальному уроку, достаточно сложно. А вот форму этого урока действительно, возможно, нужно рассматривать.В ходе использования данного инструментария были выявлены некоторые риски. Один из них - демонстрация учителем постановочного урока. Но если учитель демонстрирует хорошо организованный, срежиссированный урок, на котором детям интересно, комфортно, то это здорово, значит учитель умеет это делать и на своих реальных уроках он тоже это использует. А если дети идут на урок с готовыми ответами на готовые заранее вопросы, конечно, такой экспертный материал не представляет никакой ценности.Второй риск - недостаточная согласованность подходов к оцениванию у экспертов. Важно дать толкование к критериям для экспертов, чтобы избежать человеческого фактора. И закладывать одну смысловую единицу в один критерий.Какая видеосъемка должна быть? Высокого качества видео не нужно. Самое главное - слышать диалог учителя и учеников, видеть поведение детей, классную доску и самого учителя».На круглом столе в РИА «Новости» во второй половине ноября проектор Московского государственного психолого-педагогического университета Андрей Милехин сформулировал главную цель видеоурока - «диагностика в деятельности учителя профессиональных дефицитов». Андрей Викторович размышлял: «В нашей стране существуют другие подходы, когда для оценки учителя в качестве основного критерия используются образовательные результаты учащихся. Эти модели реализованы на высокотехнологичном уровне. Но, на наш взгляд, не всегда за оценкой образовательных результатов учеников виден вклад самого учителя». Имеются в виду социум, семья, репетиторы, которые определяют высокие образовательные результаты школьника. А предложенная ныне модель аттестации предлагает прямую оценку квалификаций педагога - предметных, психолого-педагогических, методических, коммуникативных. Корреляции между двумя системами, указал Андрей Милехин, наблюдались различные. «Мы видели высокие образовательные результаты и совсем низкий уровень прохождения единых федеральных оценочных материалов по этим компетенциям. И наоборот, высокое владение компетенциями и не очень высокие образовательные результаты».
Без вины виноватые
В ходе обсуждения модели аттестации учителей на основе использования ЕФОМ еще одно выступление вызвало большой интерес и реакцию собравшихся. Эта реакция прокатилась громким эхом по всему Интернету и бумажным СМИ. Предварительные итоги исследования компетенций учителей подвел руководитель Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Сергей Кравцов. В этом году в исследовании приняли участие 67 субъектов РФ и 22 тысячи учителей. Им пришлось не только проверить знание своего предмета, но и умение решать методические задачи, оценивать работы учащихся. По результатам апробации ЕФОМ по таким предметным областям, как «математика и информатика» и «основы духовно-нравственной культуры народов России», не справились с работой почти половина участников исследования. По истории, экономике, «России в мире», русскому языку и литературе получили неудовлетворительный результат почти четверть учителей. Наиболее успешно справились с «обществознанием» и «правом». Самый высокий уровень подготовки продемонстрировали преподаватели родного языка и родной литературы.Сергей Кравцов прокомментировал эти данные: «Наша ключевая задача - чтобы дети получали хорошее, качественное образование. Моей целью было показать результат. Дальше наша совместная работа, но я считаю, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь, лучше объективные результаты, чем высокие необъективные. Надо нам всем - в системе подготовки кадров, в Министерстве просвещения, Рособрнадзоре, спокойно относиться к тем результатам, которые есть, их анализировать и помогать учителю, сделать соответствующие выводы для системы педагогического образования, повышения квалификации, методических служб».В профсоюзе считают, что публикация этих предварительных результатов была преждевременной. Заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова так прокомментировала эту ситуацию: «Мы очень расстроены тем, что сейчас так активно в обществе обсуждается это исследование для внутреннего пользования, которое провел Рособрнадзор. Для чего он провел исследование? Только для уточнения и продолжения работы над инструментарием, связанным с оценкой квалификации учителей. Почему это было вброшено в общество, нам непонятно. Были показаны результаты использования неапробированных инструментов, непонятно, каким экспертным сообществом оцененных, без понимания того, какая имеется научная основа для формирования этих инструментов. Мы считаем, что заявленную техническую цель нельзя было использовать для - давайте называть вещи своими именами - оскорбления учителей всей страны. И мы с вами не можем сказать, насколько реально это исследование отражает уровень квалификации учителей.Должны были быть изначально определены правила привлечения учителей к участию в этих исследованиях. У нас есть, например, данные из ряда регионов, что учителя, которые соглашались принять участие в этом исследовании, посмотрев на содержание заданий, просто перечеркивали лист и уходили. Не потому, что не понимали, о чем их спрашивают, а потому, что их уровень профессионализма позволял сделать вывод о том, что здесь не все в порядке с точки зрения содержания. Правовые основы привлечения учителей к этой работе должны быть четко определены. В должностных обязанностях учителей этой работы нет. И если они соглашаются, они проявляют свою гражданскую позицию, хотят понять, насколько те знания, которые они имеют, действительно соответствуют тому, что требуется для дальнейшего продвижения на пути к повышению качества образования. И это нужно поощрять».

Завтра будет… обсуждение
Итак, главный вывод, который нужно сделать педагогам из всех разговоров об аттестации, - завтра модель ее проведения не изменится. И послезавтра тоже. Несмотря на то что апробация проходила в этом году, это не последний эксперимент. Заместитель директора Департамента развития педагогических кадров и контроля управления ресурсами Министерства просвещения РФ Светлана Ермакова поясняет: «До декабря 2019 года продолжится апробация и разработка единых федеральных оценочных материалов. В первом полугодии 2020 года министерство проведет итоговую апробацию новой модели аттестации педагогических работников. Хочу подчеркнуть, что мы продолжаем обсуждение модели на сайте ефом.рф, и все наши коллеги, все наши учителя могут подключиться к этому обсуждению, высказать свои предложения и замечания. Мы направим в правительство согласованные с Минтрудом России предложения. Это будет введение новых должностей: старший учитель - методист и ведущий учитель - наставник. Эти наименования были проработаны совместно с Общероссийским Профсоюзом образования с целью сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, других льгот и социальных гарантий, которые предоставляются нашим учителям».В правовом поле будет закреплено право учителей проходить аттестацию в новом формате - с использованием ЕФОМ, а в переходный период введения новой модели аттестации педагоги смогут выбирать формат прохождения данной процедуры.И даже в 2020 году модель аттестации на основе использования ЕФОМ может быть еще не окончательно готова. Или только начнется переходный период.Есть время обсудить, попробовать, возразить, внести новые предложения. И, конечно, рядом с педагогами в этот непростой период всегда будет Общероссийский Профсоюз образования.

Оксана Родионова

«Мой профсоюз»

№49 от 6 декабря 2018 года