Советник директора по воспитанию: права и обязанности Печать

20201029MojProfsouzСоветник директора по воспитанию: права и обязанности

Минпросвещения России направило в регионы разъяснения по введению новой должности

Автор: Мой профсоюз

 В 2021 году советники директора по воспитанию появились в школах 10 пилотных регионов. С 1 сентября 2022 года к проекту присоединились еще 35 субъектов РФ. Что необходимо учесть при введении новой должности и заключении трудовых договоров с работниками? Каковы обязанности и трудовые права советников по воспитанию?

Как определяется их оплата труда? Минпросвещения России направило руководителям региональных органов управления образованием разъяснения по этим вопросам, согласованные с Общероссийским Профсоюзом образования.

 

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 31 января 2023 г. №АБ-355/06

 

О направлении разъяснений по вопросам введения должности «советник директора по воспитанию»

 

Минпросвещения России направляет согласованные с Общероссийским Профсоюзом образования разъяснения по вопросам введения должности педагогического работника с наименованием «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» в штатное расписание общеобразовательных организаций, заключения трудовых договоров с лицами, замещающими указанную должность, их должностных обязанностей, трудовых прав, оплаты труда, источников финансового обеспечения, а также информацию о Всероссийском конкурсе «Навигаторы детства 2.0» для использования в работе и доведения до заинтересованных лиц.

А.В.Бугаев

I. Обоснование актуальности введения должности педагогического работника с наименованием «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями»

В соответствии с указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21 июля 2020 №474 «О национальных целях развития на период до 2030 года» определены национальные цели по вхождению Российской Федерации в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования, а также по созданию условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и культурных традиций, для реализации которых принимаются меры по развитию и совершенствованию воспитательной работы в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – образовательные организации).

В соответствии с изменениями, внесенными 31 июля 2020 г. в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании), значительно усилена воспитательная составляющая в образовании, рабочие программы воспитания стали составной частью образовательных программ, определены обязательные требования к организации воспитания обучающихся (статья 12.1 Федерального закона об образовании).

Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р, и соответствующим планом мероприятий по ее реализации в 2021-2025 гг. (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2020 №2945-р) определены механизмы реализации Стратегии, включающие развитие кадрового потенциала в части выявления лучших практик, новых форм и технологий инновационного педагогического опыта в сфере воспитания в целях повышения уровня компетентности педагогических и других работников.

В современных российских образовательных организациях воспитание является приоритетом при осуществлении образовательной деятельности. В связи с важностью развития кадрового потенциала в сфере воспитания Минтруд России совместно с Минпросвещения России, Общероссийским Профсоюзом образования в настоящее время проводит актуализацию профессионального стандарта «Специалист в области воспитания» (далее – Профстандарт), в том числе в части формирования новой обобщенной трудовой функции «Организация воспитательной деятельности в образовательной организации во взаимодействии с детскими и молодежными общественными объединениями» в целях описания профессиональной деятельности педагогического работника с наименованием должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», а также определения к работнику, замещающему эту должность, требований к образованию и обучению, опыту практической работы, особым условиям допуска к работе, наличие других характеристик.

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации по итогам заседания Президиума Государственного совета Российской Федерации от 25 августа 2021 г. №Пр-1808ГС должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» включена в номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. №225 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций» (далее соответственно – номенклатура должностей; советник директора по воспитанию[1]).

Советники директора по воспитанию начали свою деятельность в рамках пилотного проекта в 10 субъектах Российской Федерации в 2021 году (Брянская, Вологодская, Калининградская, Нижегородская, Омская, Сахалинская, Тюменская и Челябинская области, Ставропольский край и г. Севастополь), приступив к работе с 1 сентября 2021 года в 2219 общеобразовательных организациях.

В целях эффективного управления проектом в пилотных регионах была создана система муниципальных и региональных координаторов проекта.

В соответствии с поручением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2022 г. №ДЧ-П8-11159 во исполнение подпунктов «а» и «б» пункта 3 перечня поручений Президента Российской Федерации №Пр-1117 от 26 июня 2022 г. по итогам заседания наблюдательного совета автономной некоммерческой организации «Россия – страна возможностей» 20 апреля 2022 г. проект по выполнению мероприятий, связанных с обеспечением деятельности советника директора по воспитанию (далее – проект), дополнительно реализуется с 2022-2023 учебного года еще в 35 субъектах Российской Федерации (Астраханская, Белгородская, Волгоградская, Воронежская, Иркутская, Калужская, Кировская, Костромская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Московская, Мурманская, Оренбургская, Пензенская, Ростовская, Саратовская, Свердловская, Тамбовская, Томская, Ульяновская области, Алтайский, Забайкальский, Краснодарский, Пермский края, республики Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Карелия, Крым, Мордовия, Саха (Якутия), Чувашская Республика, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ).

С 1 сентября 2022 г. в более 17 тыс. общеобразовательных организаций 45 субъектов Российской Федерации предусмотрено введение в штатных расписаниях должности советника директора по воспитанию. Замещающие эти должности работники участвуют в стратегическом планировании развития воспитательной деятельности в образовательной организации, взаимодействуют с детскими общественными объединениями, вовлекая обучающихся в общественно значимые проекты и в иную внеучебную деятельность.

В 2023-2025 годах в проекте примут участие 89 субъектов Российской Федерации и город Байконур.

По итогам реализации проекта к концу 2025 года должность советника директора по воспитанию должна быть предусмотрена в штатных расписаниях более чем в 28 тысячах общеобразовательных организаций.

Также необходимо отметить, что согласно примечанию 7 к Номенклатуре должностей должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» может при необходимости вводиться в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (за исключением образовательных программ дошкольного образования) и (или) образовательным программам среднего профессионального образования. Таким образом, указанная должность может быть предусмотрена в штатном расписании как в рамках проекта, так и без участия в проекте.

В соответствии с трудовым договором советники директора по воспитанию осуществляют свою деятельность непосредственно в образовательной организации, организуя воспитательную работу как в образовательной организации, так и за ее пределами, обеспечивая взаимодействие участников образовательных отношений с различными социальными институтами (советами профилактики, методическими объединениями классных руководителей, детскими и молодежными общественными объединениями, родительскими комитетами), осуществляют индивидуальную работу с обучающимися и родителями (законными представителями).

С принятием Федерального закона от 14 июля 2022 г. №261-ФЗ «О российском движении детей и молодежи» и созданием нового общероссийского общественно-государственного движения (далее – РДДМ), объединившего на одной платформе крупнейшие детские и молодежные общественные объединения, деятельность советников директора по воспитанию дополнилась формированием и поддержкой первичных отделений РДДМ в образовательных организациях.

 

О Всероссийском конкурсе «Навигаторы детства 2.0» (для сведения)

Всероссийский конкурс «Навигаторы детства 2.0», проводимый ежегодно, начиная с 2021 года, организован Минпросвещения России совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при участии Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» (далее – РДШ) с целью создания кадрового резерва специалистов, осуществляющих воспитательную деятельность в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях, и повышения их квалификации (далее – Конкурс).

По итогам Конкурса отобранные кандидаты становятся претендентами на должность «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» в рамках реализуемого проекта. Для того чтобы принять участие в Конкурсе, необходимо зарегистрироваться и подать заявку на сайте Корпоративного университета РДШ  https://rdsh.education.

Сроки подачи заявки на участие в Конкурсе, а также сроки его проведения установлены положением об организации и проведении Конкурса, утвержденным Минпросвещения России и РДШ по согласованию с ФГБУ «Российский детско-юношеский центр» (далее – Росдетцентр) 12 апреля 2022 г.

Общее руководство Конкурсом осуществляет организационный комитет (далее – Оргкомитет). Персональный состав Оргкомитета формируется из числа представителей Минпросвещения России, РДШ, Росдетцентра, научного и экспертного сообществ.

Оргкомитет Конкурса формирует кадровый резерв специалистов по типам образовательных организаций (общеобразовательные организации, профессиональные образовательные организации) в соответствии с рейтинговым списком участников, набравших по каждому региону Российской Федерации наибольшее количество баллов (без учета результатов прохождения итогового собеседования). Решение оформляется протоколом заседания Оргкомитета.

Список специалистов, вошедших в кадровый резерв, публикуется на сайте Корпоративного университета РДШ ( https://rdsh.education).

Все участники Конкурса получают сертификаты участников.

Для победителей Конкурса организуется обучение по программе повышения квалификации «Деятельность советника директора школы по воспитанию и по взаимодействию с общественными объединениями».

 

II. Порядок введения в штатное расписание общеобразовательной организации должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями»

Круг лиц, имеющих право заниматься педагогической деятельностью, определен статьей 46 Федерального закона об образовании, а в части конкретизации требований к образованию и обучению, опыту практической работы, особым условиям допуска к работе – положениями Профстандарта, которые в этой части в соответствии с частью 1 статьи 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) являются обязательными для применения.

В рамках реализации проекта предусматривается введение в штатные расписания государственных и муниципальных общеобразовательных организаций необходимого количества должностей советников директора по воспитанию.

Решения, определяющие порядок и условия финансового обеспечения, необходимого для введения в штатное расписание общеобразовательных организаций должности «советник директора по воспитанию в общеобразовательных организациях», принимаются государственными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления субъектов Российской Федерации, участвующих в проекте, на региональном и (или) муниципальном уровнях исходя из имеющихся ресурсов, наличия утвержденных в установленном порядке паспортов региональных проектов, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов проекта «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование».

В соответствии с принятым решением каждая общеобразовательная организация, принимающая участие в проекте, в установленном порядке вносит изменения в штатное расписание, предусматривая в нем должность педагогического работника с наименованием «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», а также организует помещение для их деятельности и деятельности ученического самоуправления (центра детских инициатив), оснащенное в соответствии с Методическими рекомендациями, направленными письмом Минпросвещения России от 20 мая 2022 г. №АБ-1367/02 органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

В соответствии с условиями проекта в общеобразовательной организации вводится должность советника директора по воспитанию с оплатой труда в размере не менее 0,5 должностного оклада и на половину месячной нормы рабочего времени, софинансируемой из средств федерального бюджета.

Росдетцентр вправе принимать на работу советников директора по воспитанию на условиях внешнего совместительства, преду­смотренного главой 44 ТК РФ.

 

III. Источники финансового обеспечения введения в штатное расписание общеобразовательных организаций субъектов РФ, участвующих в проекте, должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями»

Перечень первых 10 пилотных субъектов Российской Федерации, в которых предусматривались должности специалистов по воспитанию в общеобразовательных организациях в рамках достижения результата «Разработан и реализуется комплекс мер, направленный на развитие системы гражданского и патриотического воспитания учащихся общеобразовательных организаций» федерального проекта «Патриотическое воспитания граждан Российской Федерации» национального проекта «Образование», утвержден распоряжением Министерства просвещения Российской Федерации от 9 декабря 2020 г. №Р-163.

Правила предоставления в 2022 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению мероприятий по осуществлению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях, и Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации и г. Байконура по финансовому обеспечению мероприятий по осуществлению деятельности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в общеобразовательных организациях утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2022 г. №2082 (далее – Правила).

Минпросвещения России организован конкурсный отбор субъектов Российской Федерации на участие в проекте (на условиях софинансирования расходных обязательств) в 2022-2025 годах.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2022 г. №3407, а также в соответствии с Правилами Министерством просвещения Российской Федерации с высшими исполнительными органами 45 субъектов Российской Федерации были заключены соглашения о предоставлении в 2022 году субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации по финансовому обеспечению реализации указанных мероприятий.

 

IV. Заключение трудового договора с работниками, принимаемыми на должность с наименованием «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», их должностные обязанности

  1. К педагогическим работникам относятся лица, которые состоят в трудовых (служебных) отношениях с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и выполняют обязанности по обучению, воспитанию обучающихся и (или) организации образовательной деятельности (п. 21 ст. 2 Федерального закона об образовании).

Советник директора по воспитанию является педагогическим работником и осуществляет педагогическую деятельность в области воспитания обучающихся.

Особенности регулирования труда педагогических работников установлены в гл. 52 ТК РФ, Федеральном законе об образовании, в других законодательных и иных нормативных правовых актах, а также актах, принимаемых в виде рекомендаций[2].

татья 16 ТК РФ определяет возникновение трудовых отношений между работником и работодателем только на основании трудового договора.

Работодатель при приеме работника на должность с наименованием «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» заключает с ним трудовой договор в порядке и на условиях, установленных главой 11 ТК РФ, в том числе ведет на него трудовую книжку (формирует сведения о трудовой деятельности в электронном виде)[3].

Должностные обязанности (трудовая функция) работника, принятого на должность с наименованием «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями», указываются в трудовом договоре как одно из обязательных условий для внесения в трудовой договор при его заключении (ст. 57 ТК РФ) либо предусматриваются в должностной инструкции работника, являющейся приложением к трудовому договору.

Также обязательными для включения в трудовой договор являются следующие условия:

  • место работы (с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения);
  • дата начала работы;
  • условия оплаты труда (в том числе размер должностного оклада, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты, включая выплаты компенсационного и стимулирующего характера);
  • режим рабочего времени и времени отдыха;
  • условие об обязательном социальном страховании работника.

Обязанности того или иного работника вытекают прежде всего из выполняемой им трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), которые могут быть закреплены в должностной инструкции, разработанной на основе квалификационной характеристики, а при ее отсутствии с учетом трудовых действий профессионального стандарта.

Должностная инструкция может содержать перечень трудовых действий работника для обеспечения выполнения должностных обязанностей по замещаемой должности, а также допускает уточнение перечня работ, которые свойственны соответствующей должности в конкретных организационно-технических условиях (к примеру, в каникулярный период для обучающихся).

Должностная инструкция на основе трудовых действий профессионального стандарта разрабатывается работодателем самостоятельно и может оформляться как приложение к трудовому договору работника.

Внесение изменений в должностную инструкцию может быть связано с изменением определенных сторонами условий трудового договора. В этом случае должны быть соблюдены требования о заблаговременном письменном уведомлении об этом работника. Если работник соглашается на продолжение трудовых отношений, то вносятся изменения в должностную инструкцию.

Если изменения в должностную инструкцию влекут изменение условий трудового договора с работником, то они вносятся с учетом положений статей 72 или 74 ТК РФ.

Если должностная инструкция была утверждена как отдельный документ и при этом внесение в нее изменений не влечет за собой необходимости изменения обязательных условий трудового договора, удобнее всего утвердить должностную инструкцию в новой редакции, письменно ознакомив с ней работника. Должностная инструкция составляется в двух экземплярах, один из которых вручается работнику под роспись.

Работодатель обязан предоставить работнику работу, обусловленную трудовым договором (ст. 22 ТК РФ). Требовать от работника выполнения работы, не обусловленной трудовым договором, запрещается (ст. 60 ТК РФ).

  1. В соответствии с частью 1 статьи 195.3 ТК РФ работодатели обязаны применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, если такие требования предусмотрены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.

Вместе с тем в связи с отсутствием квалификационной характеристики по новой должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» в разделе «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н, конкретный вид поручаемой работнику работы по должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» в трудовом договоре с работником может быть определен на основе двух трудовых функций: «организация воспитательной деятельности в образовательной организации» и «организация взаимодействия с детскими общественными объединениями», которые предполагается установить актуализируемым профессиональным стандартом «Специалист в области воспитания» (находится на утверждении в Минтруде России).

  1. Должностные обязанности могут быть конкретизированы в должностной инструкции работника в рамках следующих трудовых действий, предусматриваемых в указанных трудовых функциях проекта профессионального стандарта:

1) во взаимодействии с заместителем руководителя общеобразовательной организации по воспитательной работе:

осуществлять сбор, анализ информации и подготовку предложений по разработке стратегии развития системы воспитания образовательной организации;

участвовать в разработке предложений и рекомендаций по совершенствованию воспитательной работы в образовательной организации, рекомендаций по социализации обучающихся и индивидуализации обучения на основе воспитания в соответствии с духовно-нравственными, социо­культурными ценностями и принятыми в российском обществе правилами поведения с учетом культурного, этнического и языкового многообразия;

  • разрабатывать предложения в планы и программы организации мероприятий, направленные на профилактику асоциального и деструктивного поведения обучающихся, а также на поддержку обучающихся, находящихся в сложной жизненной ситуации;
  • организовывать сотрудничество образовательной организации с общероссийскими общественно-государственными детско-юношескими организациями, общественными объединениями, имеющими патриотическую, культурную, спортивную, туристско-краеведческую, образовательно-просветительную, общеразвивающую и благотворительную направленность, и взаимодействие образовательной организации с другими образовательными организациями, в том числе в рамках сетевого взаимодействия;
  • обеспечивать взаимодействие образовательной организации с местным бизнес-сообществом и социальными партнерами, в том числе по вопросам профессиональной ориентации обучающихся, по организации и вовлечению их в проектную деятельность;

2) во взаимодействии с руководством образовательной организации и педагогическим коллективом:

  • вносить предложения по выбору форм воспитания, в том числе с целью укрепления гражданско-патриотической позиции обучающихся;
  • участвовать в разработке предложений по организации структур, деятельность которых направлена на воспитание обучающихся образовательной организации и на формирование их личности;
  • участвовать в разработке рекомендаций по ранней профилактике негативных явлений в детско-юношеской среде образовательной организации;

3) самостоятельно, а также с участием педагогических и иных работников образовательной организации:

  • организовывать взаимодействие участников образовательных отношений для накопления обучающимися социального опыта, опыта межнациональных отношений, формирования ценностных ориентаций и их самореализации;
  • консультировать участников образовательных отношений по вопросам воспитания с использованием современных информационных технологий;
  • участвовать в разработке социально значимых детско-юношеских/детско-взрослых проектов и вовлекать в них обучающихся;
  • осуществлять организационно-педагогическое и методическое сопровождение реализации новых социально значимых проектов обучающихся образовательной организации;
  • организовывать мероприятия, в том числе в рамках проектной и конкурсной деятельности, стимулирующие достижения обучающихся в различных сферах деятельности, интерес к научной деятельности и участию в волонтерском движении;
  • осуществлять подготовку мероприятий по выявлению, поддержке и развитию способностей и талантов обучающихся, направленных на самоопределение, саморазвитие, самореализацию, самообразование и профессиональную ориентацию, согласно возрастным особенностям, потребностям и интересам;
  • содействовать функционированию системы ученического самоуправления, стимулированию развития новых форм ученического самоуправления;
  • организовывать взаимодействие с детскими и молодежными общественными объединениями;
  • информировать участников образовательных отношений о деятельности детских и молодежных общественных объединений и их значимости для формирования личности обучающихся, о проведении всероссийских, региональных, муниципальных, школьных мероприятий для обучающихся, в том числе о мероприятиях в сфере молодежной политики.
  1. Педагогические работники, замещающие в общеобразовательных учреждениях должности советников директора по воспитанию, имеют право осуществлять работу по совместительству в порядке, предусмотренном главой 44 ТК РФ, в том числе в должностях специалистов в Росдетцентре. Условия и размеры оплаты труда работников, осуществляющих по совместительству работу в должностях специалистов, определяет Росдетцентр.

Работа по совместительству оформляется трудовым договором, в котором обязательно указание на то, что обусловленная им работа является совместительством.

  1. Педагогический работник с наименованием должности «советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями» может выполнять другую педагогическую работу, не входящую в его должностные обязанности и не являющуюся совместительством[4] (например, преподавательскую работу по учебному предмету, осуществление классного руководства).

Выполнение работы, которая не является совместительством, может быть оформлено дополнительным соглашением к трудовому договору по основной работе о выполнении дополнительной работы по классному руководству за дополнительную оплату либо преподавательской работы на условиях, предусмотренных в п. 5.3, 5.4 приложения 2 к приказу Минобрнауки России от 22 декабря 2014 г. №1601[5].

 

V. Трудовые права советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями

В соответствии с частью первой статьи 333 ТК РФ для педагогических работников устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю.

Следовательно, продолжительность рабочего времени педагогического работника, замещающего должность советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, также не должна превышать 36 часов в неделю.

При этом педагогические работники не лишены права осуществлять трудовую деятельность сверх сокращенной продолжительности рабочего времени, работая по совместительству или выполняя с письменного согласия педагогическую работу за дополнительную оплату (например, ведение учебных занятий).

Продолжительность работы по совместительству педагогических работников не может превышать половины месячной нормы рабочего времени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели по должности, по которой работа осуществляется по совместительству (глава 44 ТК РФ). При этом продолжительность рабочего времени по совместительству определяется исходя из продолжительности рабочего времени, установленного для конкретной категории педагогических работников.

В соответствии со статьей 334 ТК РФ педагогическим работникам предоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого устанавливается Правительством Российской Федерации.

В связи с включением должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями в новую номенклатуру должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций, вопрос о продолжительности ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпуска работников, замещающих эту новую должность, будет решен при актуализации постановления Правительства Российской Федерации от 14 мая 2015 г. №466.

Росдетцентр, в котором указанные работники осуществляют работу по совместительству, предоставляет им ежегодные основные оплачиваемые отпуска одновременно с отпуском по основной работе в порядке и на условиях, установленных статьей 286 ТК РФ.

 

VI. Оплата труда советника директора по воспитанию

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у работодателя системами оплаты труда (ч. 1 ст. 135 ТК РФ).

При определении оплаты труда советника директора по воспитанию следует учитывать Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2023 год, утвержденные Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (протокол от 23 декабря 2022 г. №11), в том числе руководствоваться положениями, предусмотренными разделом IX «Особенности формирования систем оплаты труда работников», включая положения пункта 36.10, в соответствии с которым рекомендовано устанавливать оплату труда работников, замещающих должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, на уровне, предусмотренном нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по должности «учитель».

При этом необходимо учесть, что оплата труда педагогических работников, замещающих должности советников директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, должна осуществляться на основе должностных окладов, а не ставок заработной платы, как это предусматривается по должности учителя.

Вопросы определения размеров оплаты труда указанных работников следует осуществлять по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации.

Прим. ред. Нумерация пунктов соответствует оригиналу документа.

 

[1] В штатном расписании организации, в трудовом договоре с работником, при внесении записи в трудовую книжку, а также в иных случаях, когда это связано предоставлением компенсаций и льгот либо с наличием ограничений, применяется полное наименование должности.

[2] Например, примерное положение о нормах профессиональной этики педагогических работников (письмо Минпросвещения России от 20.08.2019 №ИП-941/06/484).

[3] Ст. 66.1. ТК РФ, приказ Минтруда России от 19 мая 2021 г. №320н «Об утверждении формы, порядка ведения и хранения трудовых книжек».

[4] Постановление Минтруда России от 30.06.2003 №41 «Об особенностях работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры».

[5] Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 22 декабря 2014 г. №1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре».