Позиции Общероссийского Профсоюза образования Печать

ИНФОРМАЦИЯ

об итогах учета позиции Общероссийского Профсоюза образования, изложенной в Обращении к депутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и членам Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации

в связи с принятием Федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

 

В результате работы Профсоюза и его организаций над проектом федерального закона № 121965-6 «Об образовании в Российской Федерации», после его принятия Федеральным Собранием Российской Федерации и подписанием Президентом Российской Федерации (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ), предусмотрены следующие принципиально значимые вопросы, связанные с закреплением социально-правового статуса педагогических работников и студентов и обеспечением финансовых и правовых гарантий реализации прав граждан на получение образования:

1. Законодательно закреплен принцип установления заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов на уровне не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены образовательные организации.

2. Сохранено право педагогических работников на досрочное назначение трудовой пенсии.

3. Сохранено право педагогических работников, проживающих и работающих в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, как это закреплено в статье 55 ныне действующего Закона РФ «Об образовании».

4. Основные права и социальные гарантии, установленные для  педагогических работников, распространены на руководителей образовательных организаций и их заместителей, такие как:

- право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

- право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

- право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг для проживающих и работающих в сельской местности.

5. Предусмотрен учет мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении.

В отношении всех других образовательных организаций процедура их реорганизации и ликвидации возможна только с согласия специальной комиссии по оценке последствий такого решения, которая создается и действует в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации.

6. Профсоюз добился включения в закон принципа участия работников и обучающихся (студентов) в управлении образовательной организацией через свои профессиональные союзы обучающихся и работников как представительные органы.

Этот принцип нашел отражение в специальной статье 26 закона, посвященной вопросам управления образовательной организацией, где перечислены профессиональные союзы работников и обучающихся образовательной организации как субъекты этого процесса.

7. Предусмотрено установление размеров должностных окладов по должностям научно-педагогических работников образовательных организаций высшего образования путем включения в них размеров надбавок за ученые степени и по должностям, которые действовали до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с учетом требуемых по соответствующим должностям ученых степеней.

8. Размеры ежемесячной денежной компенсации на обеспечение книгоиздательской продукцией и периодическими изданиями включаются в должностные оклады педагогических работников, установленные по состоянию на 31 декабря 2012 года.

9. В соответствии требованиями Профсоюза предусмотрено право педагогических работников на дополнительное профессиональное образование не реже чем одного раза в 3 года за счет средств работодателя, а не раз в 5 лет, как это предусмотрено действующим законодательством.

Обращаем особое внимание на то, что предоставление права на дополнительное профессиональное образование не реже чем один раз в 3 года для педагогических работников связано, в первую очередь, с утверждением федеральных государственных образовательных стандартов,  с возросшими требованиями к уровню квалификации и овладению педагогическими работниками новыми компетенциями, предполагаемым принятием профессиональных стандартов по должностям педагогических работников.

10. В законе закреплены меры социальной поддержки и стимулирования для обучающихся (студентов), в том числе касающиеся порядка установления размеров стипендии (академической и социальной), а также порядка установления платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами в общежитии для обучающихся.

Обращаем внимание, что все эти меры будут устанавливаться только с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации студентов, в связи с чем от указанных профсоюзных организаций будет во многом зависеть конкретный размер стипендий и стоимость оплаты за общежитие и коммунальные услуги.

При этом размер государственной академической или социальной стипендии студентам, государственной стипендии аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам не может быть меньше норматива, установленного для формирования стипендиального фонда за счет бюджетных ассигнований.

11. По предложению Профсоюза, в принятом Федеральном законе введена статья 41 «Охрана здоровья обучающихся», в которой отражены положения по обеспечению безопасности обучающихся в образовательной организации, в том числе вопросы, связанные с расследованием несчастных случаев и проведением санитарно-противоэпидемиологических мероприятий.

Кроме того, по инициативе Профсоюза были внесены также дополнения в статьи 28 и 48 Закона, в которых определена ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса, а также сохранение социальных гарантий и компенсаций педагогическим работникам, таких как сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск и повышенная оплата труда за работу во вредных и опасных условиях.

12. Сохранены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного и дополнительного образования, общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Кроме того, законодатель наделил полномочиями органы государственной власти субъектов Российской Федерации по обеспечению государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования непосредственно в муниципальных дошкольных образовательных организациях путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

 

 

Статистика работы по проекту федерального закона

«Об образовании в Российской Федерации»

  1. Работа над законопроектом Профсоюза и его организаций длилась более 2-х лет.
  2. Законопроект рассматривался на 3-х парламентских слушаниях (2 - в Государственной Думе и 1 - в Совете Федерации), на заседаниях Общественной палаты Российской Федерации, на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и Российского Союза ректоров.
  3. Несколько раз проходили интернет-обсуждения – на двух специальных интернет-сайтах и в рамках Открытого Правительства.
  4. Профсоюз направлял всем заинтересованным участникам более 10-ти вариантов замечаний и предложений, которые включали в себя от 22 до 60-ти позиций.
  5. В рамках объявленной Профсоюзом Общероссийской акции в поддержку требований Профсоюза к законопроекту было собрано 1089772 подписей работников образования и более 44 292 телеграмм.
  6. Над проектом в рамках Государственной Думы работало 240 экспертов, а также 3 специально созданных рабочих группы Комитета Государственной Думы по образованию, которые занимались отдельно вопросами общего образования, профессионального образования, а также вопросами управления и экономики образования.
  7. В результате ко 2-му чтению в Государственную Думу поступило более 1700 поправок от субъектов права законодательной инициативы, из них более 600 рекомендованы к принятию Комитетом Государственной Думы по образованию.

Таким образом, в Государственной Думе текст законопроекта обновился более чем на 60 % от первоначального текста, который был внесен Правительством Российской Федерации. 

___________________________________________________________

Информация подготовлена правовым отделом аппарата Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации