15.03.2014: Новости образования. Обзор прессы. Печать

12/03/2014

Источник: газета «Солидарность»

Автор: Вадим Барабанов 

Ссылка: http://www.solidarnost.org/articles/articles_3270.html

Минтруд: программа-2014

“Трудовой” министр рассказал парламентариям о планах законотворческой деятельности

На прошлой неделе министр труда и соцзащиты РФ Максим Топилин посетил обе палаты парламента и обсудил с законодателями приоритеты законотворческой деятельности ведомства на 2014 год. Кроме парламентских слушаний в Госдуме, посвященных реализации конституционных гарантий по оплате труда, министр посетил расширенное заседание комитета Совета Федерации по социальной политике.

В Госдуме вновь подтвердили, что правительство и парламент продолжат выполнять “пошаговый план” доведения МРОТ до прожиточного минимума. Между тем реализация плана забуксовала настолько, что чиновники затрудняются уточнить даже сроки готовности “дорожной карты”. Как дал понять председатель комитета ГД по труду, соцполитике и делам ветеранов Андрей Исаев, чиновники, профсоюзы и парламентарии сходятся лишь на том, что согласования нужно завершить к лету. То есть до начала бюджетного процесса на 2015 год. В противном случае все повторится - правительство заложит в бюджетные проектировки прежние “цифры”, а соцпартнеры опять окажутся в цейтноте (мол, либо принимайте “новый старый” МРОТ вместе с бюджетом, либо “бюджета не будет”).

Секретарь ФНПР Олег Соколов раскритиковал планы Минтруда включить в МРОТ компенсационные и стимулирующие выплаты. Такое решение министерства “неконституционно” и будет оспорено, даже если его продавят. По мнению Соколова, чиновники просто лукавят, когда говорят, что “нельзя резко поднять МРОТ, установив его на уровне базовой минимальной тарифной ставки или оклада”, - и ссылаются при этом на возможные финансовые и экономические проблемы в регионах. Доказательство такого лукавства - весьма успешное и быстрое исполнение “майских социальных указов” президента о повышении зарплат многим категориям бюджетников. Профсоюзы убеждены, что сейчас, пока ситуация в экономике еще не ухудшилась, есть все предпосылки для приравнивания МРОТ к прожиточному минимуму. Никакие оговорки уже не проходят.

Выступление Топилина произвело слегка пугающее впечатление. Он кратко подтвердил жесткую позицию министерства по МРОТ (включение в “минималку” районных надбавок и других местных компенсационных выплат). Не дав даже приблизительных прогнозов насчет возможности компромисса, министр понадеялся на понимание всех “соцпартнеров”, в том числе профсоюзов. Дальнейшую речь Топилин посвятил социальным язвам - проблемам тунеядства, уклонения от взносов, нелегальных заработков, злоупотреблений льготами и прочим антиобщественным проявлениям. Министр предложил обязать население декларировать свои доходы и порассуждал о несправедливой ситуации, когда бюджеты регионов и легально работающие граждане платят за оказание помощи тем, кто значится неработающим, а на самом деле работает и получает зарплату в конверте. Министр предложил подумать о том, чтобы устранить такой перекос через ужесточение мер по контролю за доходами граждан и легализации зарплат. Подавались эти планы в “потусторонней” стилистике - рефрен был такой: мол, всю Россию проверим, а потом (“с привлечением соответствующих органов, которые контролируют доходы населения”) решим, как с тунеядцами и “летунами” поступать. О законодательных планах по этой части министр не рассказывал, ограничившись призывами к соцпартнерам снабдить министерство своими идеями и предложениями по этой части. Речь Топилина вызвала легкую оторопь даже у привыкших ко всему законодателей и экспертов. А депутат Исаев, комментируя выступление министра, назвал его “во многом новаторским”. Причем подбирал прилагательное депутат довольно долго...

Делегат от гильдии крупного бизнеса - директор департамента Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Марина Москвина выступила с программной речью. Она призвала “отказаться от ужесточения норм ответственности” за нарушения в трудовой сфере и перенести все регулирование “из сферы законодательной в область социального партнерства”. По мнению Москвиной, облегчать жизнь следует тем, кто работу дает. Делегат раскритиковала последнюю законодательную инициативу правительства РФ - об ужесточении ответственности работодателя за невыплату зарплат (повышение штрафов). Москвина уверяла, что неплатежи и долги по зарплатам все равно останутся, поскольку “сохраняется основная экономическая причина - отсутствие собственных средств у работодателя”. Как считают в РСПП, действующих мер ответственности за нарушение трудового законодательства вполне достаточно, а вот административными шагами проблему не решить. Поэтому надо разработать “комплекс мер по улучшению делового климата, удешевлению кредитов, повышению гибкости рынка труда”. Для начала - следует отказаться от “административного давления” на бизнес и передать все споры на уровень фирм и предприятий - там, мол, решат.

Наконец, Москвина указала на необходимость “максимальной либерализации норм ТК, препятствующих расторжению трудовых договоров по экономическим причинам”. Имеются в виду случаи, когда “при соблюдении всех положенных требований задолженность по зарплате только увеличивается”. Тогда, считает директор департамента РСПП, санкции приведут лишь к неисполнению обязательств перед работником. “Действующая процедура высвобождения персонала, большие сроки заблаговременного уведомления работника о предстоящем увольнении, завышенный размер выходных пособий создают барьеры для оптимизации штатов. Следует предусмотреть возможность ускоренного высвобождения работников по экономическим причинам”, - этот тезис Москвина даже повторила. И пообещала, что “сторона работодателей” будет бомбардировать власть такими предложениями, пока она, власть, не прислушается. Иными словами - все та же “ультралиберальная мантра”: узаконить то, что есть, раз “явление” нельзя искоренить...

ВСТРЕЧА В “СЕНАТЕ”

На расширенном заседании комитета СФ по социальной политике Топилин представил уточненную законопроектную программу министерства на этот год. Ключевыми направлениями остаются подготовка к пенсионной реформе, модернизация системы социального обслуживания населения, внедрение системы спецоценки условий труда на предприятиях и в организациях, а также соцзащита инвалидов и обеспечение для них “безбарьерной среды”. “Особой статьей” была представлена работа над четырьмя масштабными федеральными госпрограммами, которые Минтруд должен отдать в правительство до апреля (“Социальная поддержка граждан”, “Содействие занятости населения”, “Доступная среда” и “Развитие пенсионной системы”).

По словам Топилина, основной блок законопроектов Минтруд разрабатывает “в обеспечение” пенсионной реформы и нового законодательства о соцобслуживании населения. Так, один из пакетов позволит привлекать коммерческие организации к оказанию соцуслуг. Министр сообщил, что уже согласованы с Роспотребнадзором и готовы к внесению в правительство “новые, измененные СанПиНы, призванные убрать избыточные нормы регулирования, которые пока не дают возможности НКО работать в этой сфере”. Подготовлен законопроект о льготах по налогу на прибыль для таких организаций. Он согласован с Минфином и проходит согласования в других ведомствах.

В ближайшее время в Госдуму будет внесен законопроект “о независимой оценке квалификации”. Основной смысл проекта не в ужесточении требований к работникам, а в расширении допуска негосударственных структур в эту систему. Путь к этому открыл уже принятый “закон о спецоценке условий труда”, где прописаны требования к статусу и составу тех экспертных организаций, которые будут “исследовать” условия труда и “аттестовать” рабочие места.

Министерство вместе с профессиональным и научным сообществом также продолжает подготовку профессиональных стандартов во всех сферах экономики (в отличие от не оправдавших себя техрегламентов, стандарты не будут рассматривать в парламенте, а утвердят приказами Минтруда после одобрения на экспертном совете по профстандартам). Всего намечено принять 800 профстандартов до 2015 года включительно, но пока экспертным советом одобрено 286 профстандартов, а приказы приняты всего по 28-ми профстандартам...

Кроме того, Минтруд разрабатывает пакет поправок, стимулирующих трудовую мобильность граждан. Предполагается создать благоприятные условия для россиян, готовых переехать работать в другие регионы: развитие рынка арендного жилья и создание общефедеральной базы вакансий.

Продолжат насаждение “адресной” системы социальной помощи - речь идет о введенной в прошлом году схеме предоставления соцуслуг на основе социального контракта. Поскольку эта схема вызывает вопросы и к началу этого года она заработала лишь в 55 регионах, то остальные регионы должны будут создать свою нормативно-правовую базу в этом году. Напомним, смысл соцконтракта в том, что льготнику или “попавшему в трудную жизненную ситуацию” человеку, желающему преодолеть бедность и завести постоянный источник дохода (а то и бизнес), региональные органы соцзащиты предлагают заключить “социальный контракт” с государством. Он предполагает разработку индивидуальной программы “обогащения” и выделение денег. Разумеется, на условиях возврата “кредита”, если “контролер” от государства сочтет, что “контрактник” ленится, пытается ловчить или просто не соблюдает требования, указанные в индивидуальной программе.

Готовится пакет законопроектов для адаптации нашего законодательства к требованиям Конвенции ООН о правах инвалидов. Поправки к трем десяткам российских законов призваны заменить рекомендации и декларации обязательными для исполнения нормами. Новые законопроекты утвердят методы оказания помощи и услуг инвалидам. А также установят жесткие штрафные санкции к нарушителям - должностным лицам, работодателям и организациям.

Минтруд согласовал в правительстве законопроект о продлении программы государственного софинансирования пенсии до 2015 года (“12 тысяч в год от государства”). Если его одобрит парламент, то программа станет действовать не для всех, как сейчас, а “с изъятиями”. Так, новый документ не включает в нее работающих пенсионеров, а после 2015 года в программу прекратят принимать граждан, уже достигших пенсионного возраста. Иными словами, софинансирование станет возможным только для будущих пенсий.

Топилин сообщил, что уже к концу этого года на интернет-портале “Госуслуги” создадут “Личный кабинет застрахованного лица”. После регистрации на этом сайте любой россиянин, имеющий государственную карточку обязательного пенсионного страхования, с будущего года сможет отслеживать “динамику формирования своих пенсионных прав и уплаты страховых взносов работодателем”. (Люди в кулуарах стали поминать знаменитый “пенсионный калькулятор” - но беззлобно: у “Госуслуг”, в отличие от минтрудовской “считалки”, репутация хорошая.)

Самый большой пакет поправок внесут в законы о госслужбе. Цель - утвердить систему “моральной мотивации госслужащих и общественной оценки их работы”. В связи с этим, в частности, система квалификационных требований к должностям будет усовершенствована, а для работодателя (нанимателя) предусмотрят “возможность изменения существенных условий служебного контракта”. Чиновников обяжут “сообщать о возникновении личной заинтересованности, которая может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению (урегулированию) конфликта интересов”. Уже разработан законопроект “о введении на гражданской службе системы профессионального развития, включая институт наставничества”. Государевых людей приучат работать без отпусков: планируется установить порядок замены части ежегодного оплачиваемого отпуска госслужащего денежной компенсацией. По словам зампреда ФНПР Нины Кузьминой, пакет поправок к законам о госслужбе предполагает немало кардинальных изменений в законодательстве, и профсоюзы будут внимательно отслеживать работу ведомства над этими проектами.

12/03/2014

Источник: газета «Коммерсантъ»

Автор: Станислав Кувалдин, Анастасия Мануйлова

Ссылка: http://www.kommersant.ru/doc/2427246 

Профкомы выпускают с режимной территории

Минтруд разрешит профсоюзам быть не только советскими

Минтруд подготовил поправки к Закону о профсоюзах, предусматривающие снятие ограничений на возможные формы организации работников в профессиональные объединения. Во исполнение решения Конституционного суда положения закона, сейчас играющие на сохранение роли Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР), будут смягчены — в частности, будет разрешено создание территориальных профсоюзных ячеек, сотрудники которых не работают на одного работодателя.

Подготовленные Минтрудом изменения в Закон о профсоюзах, как следует из пояснительной записки к законопроекту, мотивированы решением Конституционного суда от 24 октября 2013 года. КС признал ограничивающими права граждан на объединения пункты статьи 3 Закона о профсоюзах, где даются жесткие определения первичной профсоюзной организации, а также отраслевых, региональных и всероссийских профсоюзных объединений.

В частности, согласно действующему законодательству, первичной профсоюзной организацией считается объединение работников, занятых, "как правило, на одном предприятии" и действующих в соответствии с положением о первичной организации в собственном уставе. Теперь Минтруд предлагает включить в закон пояснение, что внутри первичной организации можно образовывать цеховые структуры, профсоюзные группы и "иные профсоюзные организации". Соответствующим образом меняются и определения всероссийских, региональных и территориальных профсоюзных объединений.

Как Общественную палату пополняли людьми труда

В январе Владимир Путин направил 40 приглашений новым членам Общественной палаты. Состав президентской части членов ОП был выдержан в духе послания Федеральному собранию, в котором Владимир Путина предложил подумать о том, чтобы в ОП вошло как можно больше людей труда

Кроме того, "иные профсоюзные организации" предлагают допустить к участию в коллективных переговорах с работодателем, разрешению трудовых споров и участию в формировании коллективных договоров. Соответствующие поправки предлагаются Минтрудом к Трудовому кодексу. По действующим нормам, в переговорах подобного рода имеют права участвовать строго оговоренные "соответствующие профсоюзы" и их территориальные объединения.

Предлагаемые изменения, по своей логике, должны облегчить деятельность независимых профсоюзов, не входящих в унаследованную во многом от советской эпохи структуру ФНПР. Хотя, возможно, они и не преследовали такой цели. Само решение Конституционного суда было принято по иску отраслевых профсоюзов нефтяников и работников госучреждений, которые пытались защитить изменения, принятые в собственный устав в 2010 году и предусматривающие так называемые цеховые объединения и профсоюзные группы, о которых нет прямого упоминания в нынешнем Законе о профсоюзах. Возможно, поэтому представители деловых кругов пока не проявили особого интереса к законопроекту. "Речи о концептуальных изменениях не идет, эти поправки лишь позволят формализовать сложившуюся практику работы профсоюзных движений",— полагает Илья Семин, вице-президент "Деловой России".

Как КС предоставил свободу профсоюзам

Конституционный суд в октябре 2013 года подтвердил право профсоюзов самостоятельно формировать свою организационную структуру. Процесс выиграли профсоюзы, объединяющие работников нефтяной, газовой отраслей промышленности и строительства, а также госучреждений и общественного обслуживания

Тем не менее предлагаемая мягкая формулировка относительно возможных профсоюзных объединений, которые могут вести трудовые споры, позволяет усилить роль независимых профсоюзов, конкурирующих с ФНПР и возникающих без негласного согласия работодателя. В частности, сопредседатель профсоюза "Университетская солидарность" Павел Кудюкин рассказывает, что одним из пунктов преткновения при создании новых профсоюзов становится пункт о территориальной (то есть не создаваемой на самом предприятии) первичной профсоюзной организации. При таком принципе функционирования профсоюзные руководители могут не работать на предприятии, а действовать там через своих делегатов, что выводит активистов из-под возможного давления работодателя. До последнего времени прокуратура, ссылаясь на нормы закона, указывала на невозможность подобной формы работы профсоюза. Новую предлагаемую Минтрудом формулировку господин Кудюкин считает "невнятной". По его мнению, специалисты министерства по-прежнему хотят исходить из сохранившихся с советских времен канонических представлений о профсоюзной деятельности, тем не менее эта формулировка открывает возможности для территориальных ячеек.

Пока профсоюзы опасаются включать в устав нормы о территориальных ячейках. "Университетская солидарность" включила в свой устав территориальную ячейку лишь как одну из возможных форм организации. Полностью на территориальный принцип формирования перешел в ноябре 2013 года профсоюз МПРА, действующий на российских автотранспортных предприятиях и известный организацией нескольких забастовок на заводе Ford во Всеволожске. Впрочем, по словам представителя профсоюзного комитета завода "Метровагонмаш" Владимира Климова, реализация этой нормы имеет и другие стороны: "Теперь в МПРА фактически создается единая первичная организация, включающая Москву, Тольятти и Калугу. Исторические примеры показывают, что в таких гигантских ячейках до руководства будет сложно достучаться, и оно заживет своей жизнью".

12/03/2014

Источник: газета «Коммерсантъ»

Автор: Ольга Дорохина

Ссылка: http://www.kommersant.ru/doc/2427195

Как ограничивали права профсоюзов

20 октября 1995 года Госдума приняла закон "О порядке разрешения коллективных трудовых споров", который обязал профсоюзную организацию, не прекратившую забастовку после признания ее незаконной, возместить убытки от нее. Аналогичная мера для "представительного органа работников" сохранилась и в действующем Трудовом кодексе.

25 июля 2002 года в законе "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности" появилась норма о возможности приостановки или запрета работы профсоюзов за нарушения закона "О противодействии экстремистской деятельности".

2 октября 2008 года арбитражный суд Петербурга признал законной проверку налоговой инспекцией Межрегионального профсоюза работников автомобильной промышленности, организовавшего в конце 2007 году забастовку на заводе компании Ford. Профсоюзы заявили, что суд фактически предоставил работодателю возможность с помощью органов власти контролировать их финансы, тогда как закон запрещает такой контроль.

18 июня 2010 года Госдума приняла поправки к Закону о профессиональных союзах, согласно которым выборный профсоюзный работник может быть уволен работодателем без предварительного согласия профсоюзного органа. Кроме того, утратил силу запрет на перевод работников, входящих в состав профсоюзных органов и не освобожденных от основной работы, на другую работу по инициативе работодателя и без согласия профсоюза.

В 2011 году по требованию прокуратуры и Минюста суды запретили ряду профсоюзов создавать новые структурные подразделения, не описанные в Законе о профсоюзах. Организации подали иск в Конституционный суд, который 24 октября 2013 года подтвердил их право самостоятельно определять внутреннюю структуру.

13/03/2014

Источник: «Российская газета»

Автор: Денис Захаров

Ссылка: http://rg.ru/printable/2014/03/13/kollektivi.html

Стабильность коллективов - залог успешной конкуренции

Михаил Шмаков о взаимодействии профсоюзов и работодателей

Социальная обстановка, отношения в трудовых коллективах российских компаний являются на сегодня важнейшей составляющей ответа на экономические и политические вызовы, которые выдвигает современность. О роли профсоюзов, системной социальной работе и "человеческом факторе" в условиях конкуренции рассказывает председатель Федерации независимых профсоюзов (ФНПР) России Михаил Шмаков.

Михаил Викторович, примерно через месяц состоится очередное заседание Генсовета ФНПР. Какие темы планируется рассмотреть, что вы считаете главным на сегодня?

Михаил Шмаков: Мы обсудим задачи профсоюзов в связи с предполагаемым введением социальных норм на потребление электроэнергии. Такие же обсуждения сейчас идут по воде, теплу. Проводились эксперименты в этой области, которые, насколько мне известно, не очень удачно закончились.

Мы будем это еще обсуждать, но забегая вперед, могу сказать, что, с моей точки зрения, это неправильная постановка вопроса. Мы, живя в социальном государстве, должны вести экономику так, чтобы жизненно важные услуги были доступны всем и в полном объеме.

Конечно, есть некоторые социально незащищенные слои населения, которым надо помогать от имени государства, чтобы они могли платить по общим тарифам. А все остальные, имея рабочее место и заработную плату, должны рассчитываться за эти услуги по тем тарифам, которые складываются. Естественно, эти тарифы необходимо разумно контролировать, используя экономические, рыночные механизмы.

Но чтобы двигаться вперед, нужно развивать экономику, не только социальную сферу. Компании должны получать прибыль...

Михаил Шмаков: Понятно, что существует конкуренция, а финансовое, ценовое преимущество часто получают за счет снижения себестоимости продукции. Примитивнейший способ снижения себестоимости - сдерживание роста заработной платы. Но главным резервом и конкурентным преимуществом всегда останется повышение производительности труда через модернизацию производства, обновление оборудования, применение самых передовых технологий и, безусловно, профессиональный рост работников.

Если человек получает достойную заработную плату, гарантированный дополнительный социальный пакет, имеет возможность для профессионального роста, обучения, развития своих талантов - например, художественных или спортивных, то он хочет больше отдать предприятию. На своем рабочем месте он понимает: чем эффективнее он работает, тем успешнее развивается компания, добиваясь преимущества в конкурентной борьбе.

То же самое относится и к конкуренции на международном рынке. Сегодня в глобальном мире государства конкурируют между собой. В таком соперничестве многое зависит от морально-политического климата в каждом государстве. Если страна стабильная, то имеет преимущества в этой конкуренции. Если возникает нестабильность и деструктивная обстановка, то, естественно, в глобальной конкуренции государство начинает проигрывать.

Для того, чтобы оптимизировать или повысить прибыльность, некоторые предприимчивые бизнесмены уходят от налогов. Это криминал, за это судят и сажают в тюрьму. Однако почему-то за нарушения трудового законодательства наказывать не спешат и оперативно-розыскные мероприятия по этому поводу не проводят. Здесь явный перекос - за обман государства следует строгое наказание, а вот интересы граждан, трудящихся защищаются гораздо слабее. Вот на этой почве и возникают "майданы" и революции, когда люди видят, что олигархи присваивают себе весь прибавочный продукт, чиновники жируют, а трудовое законодательство сплошь и рядом безнаказанно нарушается.

А в целом по стране как складываются сейчас отношения в трудовых коллективах, их взаимодействие с профсоюзами? Ведь есть стабильно развивающиеся отрасли и компании, а есть такие, которые едва выживают. Естественно, там возникает и социальное напряжение. Достаточно ли сил и полномочий у профсоюзов бороться с этим?

Михаил Шмаков: Сразу хочу разрушить иллюзии, что в некоторых отраслях всегда все хорошо, а в каких-то традиционно плохо. В значительной степени это зависит от ситуации. Когда отрасль динамично развивается, предприятия получают новые заказы, растет и заработная плата. Естественно, обстановка в таких трудовых коллективах нормальная. При ухудшении конъюнктуры доходы предприятий сокращаются, и у собственников появляется соблазн сэкономить на работниках. К примеру, раньше оборонная промышленность находилась в глубоком кризисе, а сейчас государство наращивает заказы и обстановка там нормализуется, хотя и есть определенные сложности.

С другой стороны, производители алюминия испытывают трудности из-за снижения мировых цен на их продукцию. То же самое происходит и в угольной отрасли. Поэтому там сокращается персонал, не растет заработная плата, усиливается напряженность. В этих условиях профсоюзы внимательно следят за тем, чтобы собственники всегда выполняли условия коллективного трудового договора несмотря на конъюнктуру рынка. При возникновении спорных ситуаций мы готовы отстаивать права членов трудового коллектива всеми законными способами.

Безусловно, активная позиция профсоюзов не всем нравится. Могу привести уже классический пример крупной международной сети быстрого питания. У нее политика такая, что ни в одной стране не допускает появления профсоюзов на своих предприятиях. Несколько лет назад на московском предприятии компания угрожала активистам, которые хотели создать профсоюз. И это не единственный пример, когда крупный бизнес ведет такую антипрофсоюзную политику среди своих сотрудников. Особенно это касается офисных работников, которые подчас подвергаются не меньшей эксплуатации, чем рабочие на самых тяжелых участках физического труда. Там просто другой вид эксплуатации.

В торговле, могу сказать, особенно в среднем и малом бизнесе, больше всего нарушений трудового законодательства и самое большое сопротивление появлению профсоюзных организаций. В том числе и в больших торговых сетях. Например, крупная французская компания, прочно укрепившаяся на российском рынке, борется с активистами, которые хотят создать там свою профсоюзную организацию.

Влияет ли на социальную защищенность форма собственности предприятия? Отличается ли положение работников на частных и государственных предприятиях?

Михаил Шмаков: Важно, чтобы со стороны собственника не нарушался коллективный договор. Государственная это компания, частная или имеет смешанную форму собственности - второстепенный вопрос. Например, если взять наши крупные нефтяные компании, то я могу утверждать, что объективно наиболее социально ответственная компания - это ЛУКОЙЛ. Здесь наработан большой положительный опыт сотрудничества бизнеса с трудовыми коллективами и профсоюзными организациями. Созданы благоприятные производственные условия для труда, проводится большая работа с персоналом. Традиционным стало проведение спортивных мероприятий, спартакиад. Рабочий - не придаток к машине. Именно поэтому важно его физическое, духовное и профессиональное развитие. К сожалению, не везде это понимают. Хотя наши крупные национальные компании ведут себя достаточно ответственно. Практика убеждает, чтобы быть лидером на рынке, компания должна относиться ответственно к своим социальным обязательствам, дорожить благоприятным климатом на своих предприятиях, хорошим настроением своих сотрудников.

14/03/2014

Источник: «Российская газета»

Автор: Ирина Ивойлова

http://www.rg.ru/2014/03/13/forma-site.html

Пиджак пустили по этапу

Единую форму придется ждать не меньше четырех лет

В 2015 году единой формы для всех школьников снова не будет. Напомним, в этом году из 12 миллионов российских учеников формы хватило лишь на 3,5 миллиона детей. Полтора миллиона комплектов было отшито в России, еще около двух миллионов закупили за границей.

В России на сегодняшний день нет ни технической документации, ни производства тканей, ни швейных фабрик, которые могли бы выполнить такую сложную и огромную работу. И нет государственного заказа для наших швейников, на котором настаивает Минпромторг. На совещании в правительстве России были рассмотрены проекты введения единой школьной формы в России. Вице-премьер Ольга Голодец сочла проект Минпромторга слишком лоббистским, а вариант Минобрнауки. который предполагает, что родительские комитеты должны сами решать, какой будет форма - "слишком размытым". В итоге Минобрнауки предложили доработать проект и ввести юридическое понятие школьной формы.

Производители одежды уверены, что переход на единую форму может быть только поэтапным и растянется на 4-5 лет. При этом, по словам Евгения Томака, главы Национального Союза производителей школьной формы, фабрики должны задолго до 1 сентября знать о том, сколько и чего им надо отшить.

- Производитель работает только тогда, когда есть техническое задание: какая именно одежда нужна, в каком объеме и в какие сроки ее надо выпустить.- рассказал "РГ" Евгений Томак.

Подходящих тканей для формы в России пока производится мало.

- Мы покупаем турецкие, индийские и российские ткани, - пояснили "РГ" представитель крупной фабрики по производству одежды. Чаще всего нам заказывают форму из поливискозы, полиэстера, реже - из полушерстяной ткани, которая дороже синтетики на 20 процентов.

На сегодняшний день в стране шерстяную ткань выпускают всего три предприятия - В Екатеринбурге, Брянске и Павловском Посаде. Своей синтетики у нас вообще нет. И даже если допустить, что школьная форма будет обязательной только в одной Брянской области, для этого понадобится 240 тысяч метров ткани, две фабрики , где трудятся 4 тысячи человек должны работать не покладая рук полгода.

Впрочем, есть и хорошие новости - запущены совместные проекты по выпуску тканей в Ивановской области. Началось обновление ассортимента на Брянском камвольном комбинате.

Источник: Общероссийский профсоюз образования