17.01.2019: ПРОФСОЮЗ ОБРАЗОВАНИЯ ОТСЛЕЖИВАЕТ ХОД И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПЕДАГОГОВ Печать

logo_22Общероссийский профсоюз образования ведёт тему аттестации педагогических работников уже не первый год. Это важно, поскольку аттестация касается существенных моментов профессиональной деятельности педагогов: оценки работы, уровня оплаты труда, психологического самочувствия и других аспектов.

 В отраслевом соглашении между Общероссийским профсоюзом образования и Министерством просвещения РФ есть пункт о том, что стороны вместе работают над совершенствованием методики аттестации педагогических работников. Поэтому сотрудники центрального и региональных аппаратов профсоюза в качестве организаторов, консультантов, экспертов активно участвуют в разработке и испытании модели аттестации, использующей единые федеральные оценочные материалы (ЕФОМ). Рассмотрим, что собой представляет эта модель аттестации, как идет ее отработка и почему вокруг нее кипят дискуссии.

ПЕРВЫЕ ПРОБЫ

Все началось с поручения президента РФ, выданного по итогам заседания Государственного совета от 23 декабря 2015 года: “Обеспечить формирование национальной системы учительского роста, направленной, в частности, на установление для педагогических работников уровней владения профессиональными компетенциями, подтверждаемыми результатами аттестации…”

Через два года появился приказ Министерства образования и науки РФ “Об утверждении плана мероприятий (“дорожной карты”) по формированию и введению национальной системы учительского роста”. Была разработана модель аттестации на основе ЕФОМ, которая уже прошла первую апробацию и активно обсуждается в профессиональных кругах, планируется продолжить экспертизу и лишь затем начать внедрение.

В апробации модели приняли добровольное участие 615 учителей, 104 школы из 19 субъектов РФ, было задействовано 11 вузов, работали проектные группы, созданные на базе аттестационных комиссий, с участием представителей Общероссийского профсоюза образования. Организовали процесс и контролировали его Министерство просвещения РФ, Общероссийский профсоюз образования, Ассоциация “Педагог XXI века”, Московский государственный психолого-педагогический университет.

Дискуссия по первым итогам применения этой модели прошла в ноябре 2018 года, на конференции в Министерстве просвещения РФ. Больше всего участники конференции говорили о двух аспектах обкатки модели - оценке выпускниками и видеоуроках, которые учителя представляли в качестве образца своей деятельности.

Министр просвещения Ольга Васильева, говоря об учете субъективного мнения выпускников при оценке учителя, назвала этот вопрос спорным и отметила, что в новой модели аттестации этот аспект представлен не будет. Сочла она нецелесообразным и предоставление видеофрагмента урока - из-за сложностей, связанных с требованием получить согласие родителей или законных представителей детей на видеосъемку.

По первому аспекту с министром никто не спорил, а вот относительно нужности видеоматериала как показателя качества урока позиции разделились. Представители профессионального сообщества логично отмечали, что именно урок может быть главным показателем учительского мастерства.

- Пока реальный урок будет оставаться на втором плане, мы будем получать негативные эффекты современного образования: безразличие к ребенку, получение результатов в том числе силами репетиторства, формализм в деятельности учителя, - говорила эксперт Алла Волкова, победитель Всероссийского конкурса “Учитель года России” - 2015.

Что будет дальше с моделью аттестации на основе ЕФОМ? Ее испытание в экспериментальных регионах продолжится до 2020 года, а потом уже модель планируется ввести для всех педагогов. Однако авторы проекта допускают, что и тогда он еще может быть не готов окончательно.

Значит, есть время обсудить, возразить, внести предложения. И, конечно, рядом с педагогами в этот непростой период будет Общероссийский профсоюз образования.

ПОТОРОПИЛИСЬ С ОЦЕНКОЙ

В октябре 2018 года Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки провела исследование компетенций учителей. Результаты неприятно удивили. Около половины добровольных участников исследования не справились с предметами “математика и информатика” и “основы духовно-нравственной культуры народов России”. Почти четверть учителей получили “неуд” по истории, экономике, “России в мире”, русскому языку и литературе.

- Наша ключевая задача - чтобы дети получали хорошее, качественное образование, - прокомментировал итоги руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. - Цель моя была - показать результат. Дальше работа наша совместная, но я считаю, что лучше горькая правда, чем сладкая ложь, лучше объективные результаты, чем высокие необъективные.

А вот Общероссийский профсоюз образования с такой оценкой не согласился, сочтя некорректным обнародование результатов внутреннего исследования, полученных с использованием неапробированных инструментов.

Кроме того, по мнению профсоюза, должны быть четко определены правовые основы привлечения учителей к участию в этих исследованиях. Среди должностных обязанностей такой нет, и когда учителя соглашаются на эксперимент, то проявляют гражданскую позицию. А это надо поддерживать и поощрять.

Очень важно, чтобы эта точка зрения стала известна не только педагогам, членам профсоюза, но всему обществу. Если, конечно, общество хочет видеть правдивую картину происходящего в образовании, а не скандальный шарж на действительность.

ПОЗИЦИЯ ПРОФСОЮЗА

Татьяна Куприянова, зампред Общероссийского профсоюза образования:

- Мы бы назвали новую модель аттестации не новой, а скорее единой. И хотя на федеральном уровне у нас есть порядок прохождения аттестации, те бюрократические процедуры, которые применяются во многих регионах, часто просто нарушают порядок, действующий на федеральном уровне. Учителя, от которых требуют бесконечных отчетов, заполнения бумаг, сбора документов, задушены этой бюрократической нагрузкой. И сколько бы мы ни говорили об этом, сколько бы ни направляли совместно с Минпросвещения РФ рекомендаций, разъяснений, что необходимо преодолеть избыточную отчетность, к сожалению, работа идет тяжело. Портфолио - серьезный элемент этого кошмара. Учителя собирают многотомные портфолио - и спокойны: отстрелялись, решили задачу. Мы понимаем, что надо унифицировать подходы к оценке квалификации учителя.

И еще. Печально, когда учителя жалуются, что за 30 - 50 километров от региона, где они проработали долгое время, в другом регионе, куда они переезжают, уже другие порядки, другие способы оценки квалификации. Это ненормально.

Нас очень заботит привлечение учителей к оценке компетенций. И когда мы в этот проект вступили, когда начали работать с министерством, мы договорились, что мы проводим апробацию аттестации в формате деловой игры - без социальных последствий результатов.

Очень важно, чтобы эта форма оценки квалификации действительно выявляла дефициты компетенций учителей, а также служила основой для повышения квалификации. Чтобы эти два процесса были увязаны.

 

 

Автор материала - ведущий специалист отдела по связям с общественностью Общероссийского профсоюза образования Оксана Родионова