Досрочная пенсия для педагогов (19.06.2013) Печать

pensiapedagogamВ редакцию  газеты «Солидарность» довольно часто поступают вопросы, связанные с пенсионным обеспечением, в том числе с досрочным назначением трудовой пенсии по старости или по выслуге лет. Законодательство устанавливает различные условия досрочного выхода на пенсию для работников, занятых в тех или иных отраслях экономики. В этом номере мы расскажем о некоторых особенностях досрочного назначения пенсии педагогическим работникам.

КАКИМ ЗАКОНОМ РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ?

Основным нормативным правовым актом, регулирующим вопросы пенсионного обеспечения в РФ, является Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”. Для реализации права граждан на досрочную пенсию правительство РФ при необходимости утверждает списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения досрочной пенсии.

В соответствии с п. 5 ст. 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании” педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством РФ, пользуются правом на получение пенсии за выслугу лет до достижения ими пенсионного возраста.

Общеизвестно, что основным условием выхода на пенсию является достижение возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин, что предусмотрено ст. 7 ФЗ № 173. Статья 27 этого закона предусматривает назначение трудовой пенсии ранее общеустановленного срока для некоторых категорий работников. В том числе для лиц, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от возраста указанных лиц.

В целях урегулирования вопросов назначения досрочной пенсии педагогическим работникам постановлением правительства РФ от 29.10.2002 № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с пп. 19 п. 1 ст. 27 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ”. Этим же постановлением утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости указанным лицам.

На практике при оформлении досрочной пенсии у работников часто возникают проблемы, связанные с изменениями в организационно-правовой форме, в наименованиях учреждений, организаций, профессий и другими изменениями условий, необходимых для назначения пенсии. Жизнь не стоит на месте, возникают новые виды организаций, появляются профессии, которые зачастую даже при сохранении трудовой функции имеют новое, отличное от прежнего, наименование. В результате те или иные наименования не совпадают с предусмотренными списком, что дает основания органам Пенсионного фонда отказывать гражданам по формальным признакам в досрочном назначении пенсии.

Во избежание подобных ситуаций законодательство предусматривает ряд механизмов.

Так, согласно п. 2 ст. 27 ФЗ № 173, для случаев изменения организационно-правовой формы учреждений (организаций) для детей, учреждений здравоохранения, а также театров и театрально-зрелищных организаций, работа в которых дает право на досрочное назначение трудовой пенсии, при сохранении в них прежнего характера профессиональной деятельности, правительство РФ может определить порядок установления тождественности профессиональной деятельности, выполняемой после изменения организационно-правовой формы учреждения, той деятельности, которая выполнялась до изменений.

Кроме того, законодательство предусматривает возможность установления тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Согласно п. 5.2.72 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ (утв. постановлением правительства РФ от 19.06.2012 № 610), в настоящее время полномочия по принятию нормативных правовых актов об установлении тождества профессий, должностей, организаций (структурных подразделений) переданы этому министерству. Ранее данными полномочиями обладали Минтруд РФ и Минздравсоцразвития РФ, которые издали немало приказов об установлении тождества наименований учреждений и должностей.

Как следует из п.п. 16, 17 постановления пленума Верховного суда РФ от 11.12.2012 № 30 “О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии”, вопрос о тождественности выполняемых работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, которые дают право на досрочную пенсию, может быть разрешен также и в судебном порядке.

Применяемые для досрочного назначения пенсии педагогическим работникам Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии... и Правила исчисления периодов работы... (утв. постановлением правительства РФ от 29.10.2002 № 781) - не единственные акты, регулирующие вопросы досрочной пенсии. В соответствии с разъяснением от 17.10.2003 № 4 “О некоторых вопросах установления трудовых пенсий в соответствии со статьями 27, 28, 30 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” (утв. постановлением Минтруда РФ от 17.10.2003 № 70), при исчислении страхового стажа или стажа на соответствующих видах работ для определения права на трудовую пенсию (в том числе досрочную) в указанный стаж включаются все периоды соответствующей работы, предусмотренные тем законодательством, которое действовало в период выполнения такой работы. Соответственно, применяются и правила подсчета стажа, которые были предусмотрены этим законодательством.

В связи с этим при назначении пенсии педагогическим работникам, стаж которых приходится на период до 1.10.1993, применяется постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 “О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения”; для учета стажа за последующий период до 1.11.1999 применяется Список профессий и должностей работников народного образования... (утв. постановлением Совета министровРСФСР от 06.09.1991 № 463);для исчисления стажа за период с 1.11.1999 по 12.11.2002 применяется Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью... и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью... (утв. постановлением правительства РФ от 22.09.1999 № 1067).

КАК СЧИТАТЬ СТАЖ?

Вернемся к действующему в настоящее время порядку определения стажа, необходимого для досрочного назначения пенсии педагогическим работникам.

Согласно п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей... (утв. постановлением правительства РФ от 29.10.2002 № 781; далее по тексту - Правила), в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность... (утв. тем же постановлением правительства РФ; далее по тексту - Список). При этом для включения в стаж соответствовать Списку должны одновременно как должность работника, так и учреждение, в котором выполнялась работа.

Еще одним фактором, который влияет на включение периодов работы в стаж для досрочного назначения пенсии, является выполнение работником норм рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки). Согласно п. 4 Правил, если работа в должностях в учреждениях, указанных в Списке, выполнялась до 1.09.2000, то периоды такой работы засчитываются в стаж независимо от выполнения в эти периоды нормы рабочего времени. Но периоды работы с 1.09.2000 и позднее включаются в стаж только при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени, установленной за ставку заработной платы (должностной оклад). Это общее положение, Правила предусматривают ряд исключений из него. Например, независимо от периода выполнения работ, работа в должности учителя начальных классов общеобразовательных учреждений, указанных в Списке, работа в должности учителя общеобразовательных школ всех наименований, расположенных в сельской местности, кроме вечерних и открытых (сменных) общеобразовательных школ, включается в стаж независимо от объема выполняемой учебной нагрузки. Но при этом работа в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (п. 1.11 раздела “Наименования учреждений” Списка), в учреждениях социального обслуживания (п. 1.13 того же раздела Списка), в должности музыкального руководителя, выполнявшаяся в любые периоды, может быть включена в стаж только при условии выполнения норм рабочего времени суммарно по основному и другим местам работы.

Правила также устанавливают некоторые ограничения для отдельных должностей, связанные с выполнением педагогической работы; ограничения в связи с продолжительностью выполнения работы в той или иной должности; ограничения в зависимости от числа детей в возрасте до 18 лет среди общего числа обучающихся в учреждении и др.

Согласно п. 2 Правил при исчислении стажа работы в части, не урегулированной данными Правилами, применяются общие для всех отраслей экономики Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 ФЗ “О трудовых пенсиях в РФ” (утв. постановлением правительства РФ от 11.07.2002 № 516), в которых перечисляются периоды работы, суммирующиеся при досрочном назначении трудовой пенсии. В соответствии с данным нормативным правовым актом в стаж работы для досрочного назначения пенсии включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию при временной нетрудоспособности (в том числе период отпуска по беременности и родам); периоды ежегодных отпусков (основного и дополнительных).

Таким образом, при досрочном назначении трудовой пенсии педагогическим работникам подлежат применению многочисленные нормативные правовые акты разных лет, что зачастую создает сложности в правоприменительной практике. И во многих случаях даже при учете всех положений законодательства работнику не удается доказать наличие необходимого стажа для досрочной пенсии. Основные причины тому - многочисленные пробелы в законодательстве, отсутствие установленной тождественности многих изменившихся наименований должностей и учреждений. Этим объясняется большое количество рассматриваемых судами дел о включении тех или иных периодов работы в стаж для досрочного назначения пенсии, поскольку часто работники не имеют другой возможности подтвердить свое право на нее, кроме как обратиться в суд. Вероятнее всего, в обозримом будущем такая ситуация сохранится.

Источник: ГАЗЕТА  «СОЛИДАРНОСТЬ» № 22 12 от 19 июня 2013 г