19.11.2015: О регулировании рабочего времени педагогических работников. Печать

Time1В связи с принятием Министерством образования и науки Российской Федерации приказа от 22 декабря 2014 года № 1601 «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» в Министерство образования и науки Российской Федерации и Общероссийский Профсоюз образования обращались руководители органов власти, осуществляющих управление в сфере образования, руководители региональных (межрегиональных), местных и первичных организаций Профсоюза, руководители образовательных организаций и работники образования по различным аспектам его применения.

Несмотря на подробный комментарий по применению указанного приказа, изложенный в Информационном бюллетене ЦС Профсоюза № 2 за март 2015 года «Рабочее время работников образовательных учреждений: общие положения и особенности правового регулирования», содержащем также все нормативные правовые акты, регулирующие по состоянию на март 2015 года вопросы рабочего времени педагогических работников в зависимости от их должности и (или) специальности с учетом особенностей их труда, а также правила определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре, основания ее изменения, случаи установления верхнего предела учебной нагрузки и особенности режима рабочего времени, потребовалось дополнительно обратить особое  внимание на регулирование рабочего времени учителей и других педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, а не продолжительность рабочего времени.

С этой целью Департаментом государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации совместно
с ЦС Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации подготовлено разъяснение, которое изложено в письме Департамента от 15 октября 2015 г. № 08-ПГ-МОН-37849 «О продолжительности рабочего времени и особенностях, связанных с режимом рабочего времени педагогических и других работников образовательных организаций».

Направляем для руководства в работе указанное разъяснение и обращаем внимание на изложенную в нем позицию Департамента и ЦС Профсоюза, исключающую применение к учителям и педагогам дополнительного образования продолжительности рабочего времени, исчисляемой в конкретном количестве часов, составляющем 36 (не более 36) часов в неделю.

Необходимо также учесть, что рабочее время в порядке, изложенном
в указанном разъяснении, следует регулировать не только по должностям учителя или педагога дополнительного образования, по которым вопросы возникали
в наиболее массовом количестве, но и в отношении всех педагогических работников, поименованных:

– в пункте 2.8.1 приложения № 2 к приказу № 1601 (тренеров-преподавателей, а также преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования педагогической направленности, применяющих норму часов за ставку заработной платы, составляющую 18 часов в неделю);

– в пункте 2.8.2 (то есть преподавателей организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, для которых установлена норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 720 часов в год)
с учетом особенностей, связанных с нормируемой частью их рабочего времени, выраженной в годовом исчислении.

Поскольку фактический объем учебной (преподавательской) работы) в год указанных преподавателей зависит от количества часов по учебному плану образовательной организации, количества групп, направлений подготовки,  преподаваемой дисциплины, укомплектованности кадрами и других факторов, то нормируемая часть рабочего времени каждого преподавателя может быть различной, то есть пропорционально уменьшаться – при уменьшении учебной (преподавательской) работы, и увеличиваться – при увеличении объема учебной (преподавательской) работы.

К примеру, если преподавателям организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, установлен в учебном году объем учебной нагрузки, составляющий 500, 720, 1080 или 1440 часов в год, то нормируемая часть их рабочего времени будет соответственно равна 500, 720, 1080 или 1440 часам
в год. При этом в соответствии с пунктом 7.1.1 преподавателям указанных организаций, норма часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы которых составляет 720 часов в год, учебная нагрузка устанавливается в объеме, не превышающем 1440 часов в учебном году, что соответствует при оплате труда двум ставкам их заработной платы.

Ежедневная (еженедельная, ежемесячная) нормируемая часть рабочего времени указанных преподавателей регулируется расписанием по выполнению учебной работы во взаимодействии с обучающимися по видам учебной деятельности, установленным учебным планом (индивидуальным учебным планом), по текущему контролю успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.

Ставки заработной платы за календарный месяц, устанавливаемые педагогическим работникам, поименованным в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 приложения 1 к приказу № 1601, за норму часов педагогической работы соответственно 18 часов в неделю, 720 часов в год и являющиеся для них нормируемой частью их педагогической работы, выплачиваются указанным педагогическим работникам
с учетом выполнения ими другой педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой.

В трудовой договор указанных педагогических работников (дополнительное соглашение к трудовому договору) и, в частности, в раздел, регулирующий их рабочее время, вносится фактически установленный объём учебной нагрузки. Изменение объема учебной нагрузки является изменением условий трудового договора не только в части оплаты их труда, но и в части изменения их рабочего времени, которое в этой части регулируется в порядке и на условиях, предусмотренных пунктами 1.5-1.7 приложения № 2 к приказу № 1061.

Внесение в раздел трудового договора (дополнительного соглашения
к трудовому договору), регулирующий рабочее время педагогических работников, поименованных в подпунктах 2.8.1 и 2.8.2 приложения 1 к приказу
№ 1601, каких-либо иных сведений, конкретизирующих их рабочее время
(в часах, минутах), при выполнении согласно квалификационной характеристике другой части педагогической работы, а также обязанностей, возложенных на них дополнительно за дополнительную оплату (классное руководство, проверка письменных работ, заведование учебными кабинетами, мастерскими, отделениями по специальности и другими), регулируемых планами и графиками образовательной организации, личными планами педагогического работника, является неправомерным.  

Для педагогических работников, предусмотренных пунктами 2.3-2.7 приложения № 1 к приказу № 1061 (учителя-логопеды, учителя-дефектологи, музыкальные руководители, концертмейстеры, инструктора по физической культуре, воспитатели) нормы часов педагогической работы, установленные за ставку заработной платы в неделю, одновременно являются и их рабочим временем, в течение которого они выполняют свои должностные обязанности, предусмотренные должностной инструкцией, разработанной в соответствии
с квалификационной характеристикой по соответствующей должности. При увеличении или уменьшении объема педагогической работы против норм часов, установленных за ставку заработной платы, продолжительность рабочего времени (как и размер заработной платы) указанных педагогических работников увеличивается или уменьшается.

Руководителям региональных (межрегиональных) и местных организаций Профсоюза, выборным органам первичных профсоюзных организаций необходимо принять меры к недопущению нарушения прав педагогических работников образовательных организаций, связанных с регулированием их рабочего времени, при заключении и изменении условий трудового договора, при принятии правил внутреннего трудового распорядка, коллективных договоров, при принятии организациями локальных нормативных актов.

Для сведения сообщаем, что письмо Департамента от 15 октября 2015 г.
№ 08-ПГ-МОН-37849 за подписью заместителя директора Департамента П.А.Сергоманова размещено в информационной базе системы Консультант Плюс.

Письмо Минобрнауки

Сопроводительное письмо