Время работы педагогическим работникам в каникулярные рабочие дни Печать
- В нашей школе издан приказ от 22.10.2012 «Об организованном окончании 1 учебной четверти 2012-2013 учебного года». Один из пунктов такой: «9. Определить время начала работы педагогическим работникам в каникулярные рабочие дни с 8.00 до 14.30. Перерыв на обед с 12.00 до 12.30.» Суббота у нас рабо­чая. Правилен ли данный пункт? Моя нагруз­ка с начала учебного года 27,5 ч, а на работе в каникулы я должна буду находиться 36 часов, исключая время обеда.

Е.Г0РЯЧАЯ

Письмо с сайта «Учительской газеты»

- Приказом Минобрнауки России от 27 марта 2006 г. № 69 утверждено Положение об особен­ностях режима рабочего времени и времени от­дыха педагогических и других работников обра­зовательных учреждений (далее - Положение).

Режим рабочего времени педагогических и иных работников образовательных учреждений в период осенних, зимних, весенних и летних ка­никул, установленных для обучающихся, воспи­танников, регулируется разделом IV Положе­ния, в соответствии с которым продолжитель­ность рабочего времени педагогических работ­ников изменению не подлежит.

Пункт 4.2 Положения предусматривает, что в каникулярный период педагогические работ­ники осуществляют педагогическую, методи­ческую, а также организационную работу, свя­занную с реализацией образовательной про­граммы, в пределах нормируемой части их ра­бочего времени (установленного объема учеб­ной нагрузки (педагогической работы), опреде­ленной им до начала каникул, и времени, необ­ходимого для выполнения работ, предусмот­ренных пунктом 2.3 настоящего Положения, с сохранением заработной платы в установлен­ном порядке.

Учителя, осуществляющие индивидуальное обучение на дому детей в соответствии с меди­цинским заключением, в каникулярный период привлекаются к педагогической (методической, организационной) работе с учетом количества часов индивидуального обучения таких детей, установленного им до начала каникул.

Выполнение педагогической работы учите­лями, преподавателями, тренерами-преподава­телями, педагогами дополнительного образова­ния (далее - педагогические работники, ведущие преподавательскую работу) характеризует­ся наличием установленных норм времени толь­ко для выполнения педагогической работы, связанной с преподавательской работой.

Выполнение другой части педагогической работы педагогическими работниками, ведущи­ми преподавательскую работу, осуществляется в течение рабочего времени, которое не конкре­тизировано по количеству часов.

Нормируемая часть рабочего времени работ­ников, ведущих преподавательскую работу, оп­ределяется в астрономических часах и включа­ет проводимые уроки (учебные занятия) (далее - учебные занятия) независимо от их продолжи­тельности и короткие перерывы (перемены) между каждым учебным занятием, установлен­ные для обучающихся, в том числе «динамичес­кий час» для обучающихся I класса. При этом количеству часов установленной учебной на­грузки соответствует количество проводимых указанными работниками учебных занятий про­должительностью, не превышающей 45 минут.

Пункт 2.3 Положения, на который мы ссыла­лись выше, уточняет, что понимается под «дру­гой частью педагогической работы работни­ков», помимо нормируемой учебной нагрузки. Другая часть педагогической работы работни­ков, ведущих преподавательскую работу, требу­ющая затрат рабочего времени, которое не кон­кретизировано по количеству часов, вытекает из их должностных обязанностей, предусмотренных уставом образователь­ного учреждения, правилами внутреннего трудового распо­рядка образовательного уч­реждения, тарифно-квалификационными (квалификацион­ными) характеристиками, и регулируется графиками и плана­ми работы, в т.ч, личными пла­нами педагогического работни­ка, и включает:

  • выполнение обязанностей, связанных с участием в работе педагогических, методических советов, с работой по проведе­нию родительских собраний, консультаций, оздоровитель­ных, воспитательных и других мероприятий, предусмотрен­ных образовательной програм­мой;

  • организацию и проведение методической, диагностичес­кой и консультативной помощи родителям (законным предста­вителям), семьям, обучающим детей на дому в соответствии с медицинским заключением;

  • время, затрачиваемое не­посредственно на подготовку к работе по обучению и воспита­нию обучающихся, воспитанни­ков, изучению их индивидуаль­ных способностей, интересов и склонностей, а также их семей­ных обстоятельств и жилищно-бытовых условий;

- периодические кратковре­менные дежурства в образова­тельном учреждении в период образовательного процесса, которые при необходимости могут организовываться в целях подготовки к проведению занятий, наблюдения за выпол­нением режима дня обучающи­мися, воспитанниками, обеспе­чения порядка и дисциплины в течение учебного времени, в том числе во время перерывов между занятиями, устанавли­ваемых для отдыха обучаю­щихся, воспитанников различ­ной степени активности, при­ема ими пищи. При составле­нии графика дежурств педаго­гических работников в образо­вательном учреждении в пери­од проведения учебных заня­тий, до их начала и после окон­чания учебных занятий учиты­ваются сменность работы об­разовательного учреждения, режим рабочего времени каж­дого педагогического работни-ка в соответствии с расписани­ем учебных занятий, общим планом мероприятий, другие особенности работы с тем, что­бы не допускать случаев дли­тельного дежурства педагоги­ческих работников, дежурства в дни, когда учебная нагрузка отсутствует или незначитель­на. В дни работы к дежурству по образовательному учрежде­нию педагогические работники привлекаются не ранее чем за 20 минут до начала учебных за­нятий и не позднее 20 минут после окончания их последнего учебного занятия;

- выполнением дополнитель­но возложенных на педагоги­ческих работников обязаннос­тей, непосредственно связанных с образовательным процессом, с соответствующей до­полнительной оплатой труда (классное руководство, провер­ка письменных работ, заведо­вание учебными кабинетами и обращаю внимание, что работа учителей, преподавателей, педагогов дополнительно­го образования, тренеров-пре­подавателей, осуществляемая помимо учебных занятий, не имеет четких границ и норм по­скольку характер большей час­ти педагогической работы, предусмотренной в квалификаци­онной характеристике и в пунк­те 2.3 Положения, позволяет сделать вывод, что ее выполне­ние осуществляется не в опре­деленные рабочие дни недели, а рассчитывается на более дли­тельные сроки: на месяц, учеб­ную четверть, полугодие, учебный год, в связи с чем такая работа должна регулироваться соответствующими планами и графиками работ.

Установление каких-либо норм времени для ее выполне­ния, искусственно увеличиваю­щих ежедневную продолжительность рабочего времени педагогических работников сверх нормируемой ее части, связанной с преподавательс­кой работой, нормативными правовыми актами не предус­мотрено за исключением нор­мы времени, определенной По­ложением, для дежурств во время образовательного про­цесса.

Следовательно, положения нормативных правовых актов ряда органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, зак­репляющие для всех педагоги­ческих работников, включая учителей, 36-часовую продолжительность рабочего времени, являются неправомерными, противоречащими статьям 100 и 333 Трудового кодекса РФ.

Рабочее время учителя в ка­никулы не должно изменяться по сравнению с учебным перио­дом, однако в каникулярный пе­риод объективно изменяется характер работы педагогичес­ких работников, а следователь­но, должен уточняться пере­чень выполняемых ими работ (обязанностей)?

Основанием для того, чтобы работодатель вправе был уточ­нять перечень работ по должно­стям работников образования в каникулярный период, не со­впадающий с отпуском работ­ников, являются:

- раздел «Общие положе­ния» квалификационных харак­теристик должностей работни­ков образования, утвержден­ных приказом Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 г. № 761н «Об утверждении Еди­ного квалификационного спра­вочника должностей руководи­телей, специалистов и служа­щих, раздел «Квалификацион­ные характеристики должнос­тей работников образования»; - Положение.

Так, в соответствии с пунк­том 5 раздела «Общие положе­ния» квалификационных харак­теристик установлено, что при разработке должностных инст­рукций допускается уточнение перечня работ, которые свой­ственны соответствующей дол­жности в конкретных организа­ционно-педагогических услови­ях (например, каникулярный период, не совпадающий с от­пуском работников; отмена для обучающихся, воспитанников учебных занятий; изменение режима образовательного процесса по санитарно-эпидемиологическим, климатическим и иным основаниям и т.п.), а так­же установление требований к необходимой специальной под­готовке работников.

При уточнении перечня ра­бот, свойственных той или иной должности в конкретных орга­низационно-педагогических условиях, руководителям образовательных учреждений следует руководствоваться разделами IV и V Положения, в соответ­ствии с которыми в указанные периоды учителя осуществляют педагогическую, методичес­кую, а также организационную работу в пределах нормируе­мой части их рабочего времени, соответствующего установлен­ному объему учебной нагрузки или педагогической работы, оп­ределенному им до начала ка­никул.

Увеличение их рабочего времени в каникулярный период для выполнения работ, пре­дусмотренных пунктом 2.3 По­ложения, возможно лишь в тех случаях, когда на этот период в соответствии с графиками и планами работ намечены соот­ветствующие мероприятия или виды работ.

Если таких мероприятий и работ на каникулярный период не запланировано, то привлечение педагогических работников, ведущих преподавательскую работу, к выполнению пе­дагогической, методической, а также организационной работы в этот период ограничивается нормируемой частью их рабо­чего времени, т.е. количеством часов учебной нагрузки, которое педагогический работник имел до начала каникул (такого мнения придерживается юри­дическая служба Профсоюза работников образования и на­уки РФ).

Привлечение к работе в ка­никулярные периоды осуществ­ляется на основании соответ­ствующих распорядительных документов образовательного учреждения, в которых одно­временно определяются выпол­няемые работниками обязанности и график работы. При со­ставлении графика работы объем установленной недель­ной учебной нагрузки (педаго­гической работы) в эти периоды может быть выполнен с согла­сия работника за меньшее ко­личество дней в неделю или месяц по сравнению с установ­ленным до этого расписанием, но с большей ежедневной про­должительностью рабочего времени.