17.04.2015: Досрочные пенсии отдадут бизнесменам |
![]() |
ОБЛЕГЧЕНИЕ ЖИЗНИ Реформирование института досрочных пенсий - дело трудоемкое и затратное. Его вполне можно сравнить с сизифовым трудом. Новый законопроект Минтруда - очередная попытка улучшить условия заслуженного отдыха людям, отработавшим значительную часть жизни на вредном производстве. В пояснительной записке разработчики обещают, что будущий закон планомерно, этап за этапом, увеличит размер общего уровня пенсионного обеспечения граждан, занятых во вредных и опасных условиях труда. Работодатели, как предполагается, тоже должны будут выиграть от нового закона. Ведь сейчас они обязаны платить Пенсионному фонду помимо общих страховых 30% еще дополнительно 4 - 8% от зарплаты досрочника - в зависимости от тяжести и опасности выполняемого им труда. Если законопроект будет принят, работодателям более не придется уплачивать дополнительные страховые взносы в ПФР. Вместо этого им нужно будет заключить с НПФ контракт и переводить туда из собственных средств страховые взносы - об их размере работодатель сможет договориться с тем же НПФ. Правда, помимо фиксированных 30% в ПФР это может быть не менее 2% от зарплаты сотрудника для предприятий, условия труда на которых отнесены к вредному классу, и не менее 4% - к опасному. Законотворцы предлагают и самим досрочникам за свой счет вносить в НПФ дополнительные средства в рамках программы, действующей на предприятии. Для работников, трудящихся на подземных работах и в горячих цехах, такой взнос составит 4% заработка. Для прочих вредных производств - а это работа в летном составе гражданской авиации, рабочими и мастерами на лесозаготовках, водителями автобусов, троллейбусов, трамваев на городских регулярных маршрутах и так далее - 2% заработной платы. НПФ, в свою очередь, возьмут на себя обязательство платить гражданам, в отношении которых заключен договор, пенсию с момента выхода на заслуженный досрочный отдых и до момента достижения общеустановленного пенсионного возраста (пока это 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин). КАК БЫТЬ ГОСУДАРСТВУ Делая по этой схеме дополнительные взносы за свой счет, “вредник” получит право на господдержку - так называемое софинансирование. То есть к внесенным им средствам будут добавляться деньги из госбюджета. Если стаж работы гражданина на вредном производстве превысил срок, который законодательно необходим для досрочного выхода на пенсию (например, на подземных работах и в горячих цехах не менее 20 лет у мужчин и 15 лет у женщин), то на каждый внесенный гражданином рубль государством будет добавлен еще один. Для “вредников” с небольшим стажем на каждый рубль государство добавит четыре. В результате могут получиться немалые суммы, и возникают сомнения, готово ли государство в кризисное время к подобным дотациям. Реализация данной программы господдержки рассчитывается не более чем на 10 лет, а кроме того правительство обозначит лимит ежегодного взноса, который может направляться на софинансирование досрочной пенсии. Осуществляться софинансирование будет по запросу из НПФ в ПФР; последний в свою очередь сделает заявку в федеральный бюджет о переводе оттуда необходимой суммы. После того как из федерального бюджета деньги поступят в Пенсионный фонд, они будут перечислены фонду негосударственному, а затем на счет пенсионерам. Законопроект рассчитан на длительное время - до 2035 года. Если закон будет принят, первый этап его реализации начнется с 1 июля 2015 года и распространится исключительно на работников, которые полностью отработали стаж, установленный законодательством для выхода на пенсию. Досрочная негосударственная пенсия для таких граждан станет прибавкой к досрочной страховой пенсии по старости. На втором этапе, который разработчики намерены запустить с 2016 года, все остальные категории “вредников” получат право на вступление в систему досрочного негосударственного пенсионного обеспечения. ИЗ УСТ ЭКСПЕРТОВ “Известия” опубликовали комментарии отвечающего за законо-проект директора департамента пенсионного обеспечения Минтруда Игната Игнатьева, советника объединения работодателей “Желдор-транс” Вячеслава Батаева и заместителя исполнительного директора НПФ “Благосостояние” Ивана Волкова. По их словам, система станет “долгожданным и существенным стимулом к развитию корпоративного негосударственного пенсионного обеспечения с потенциальным охватом более трех миллионов участников”. Они обещают, что предлагаемые изменения позволят досрочно достичь суммарного коэффициента замещения пенсией той заработной платы, которую получал гражданин, в размере около 40%. Сейчас этот коэффициент составляет 35 - 37%. Однако заявления вроде того, что предприятие получит “прозрачную систему финансирования пенсий именно своих работников, которую впоследствии сможет надстроить с учетом стоящих кадровых задач”, вызывают сомнения некоторых экспертов. Например, руководитель департамента социального развития аппарата ФНПР Константин Добромыслов опасается, что “мы натолкнемся на те же грабли, как и в случае с обязательным пенсионным страхованием в отношении накопительного элемента”. - Заниматься пенсионным формированием будут негосударственные пенсионные фонды. То есть Минтруд предлагает пойти по пути индивидуально-накопительной схемы, подразумевающей государственное софинансирование. Но такие “пряники”, как наследование пенсионных накоплений, сделают пенсионную систему неимоверно дорогой, - считает Константин Добромыслов. - Необходимо, чтобы тариф был очень высоким, хотя сами выплаты могут при этом оказаться не слишком большими. И надо учитывать, что доверять пенсионное формирование коммерческим структурам - это огромные инвестиционные риски. В сегодняшней ситуации они особенно актуальны - то есть люди могут вообще остаться без пенсии. Если правительство примет законопроект Минтруда, мы снова отойдем от принципа гарантированности получения пенсии. Ведь действующий закон о гарантированности пенсионных выплат дает эти гарантии лишь в плане возврата средств в номинале. По закону это будет, например, 10 тысяч рублей, а реально, по покупательной способности, - 150 рублей. Необходимо внимательно рассмотреть данные факторы, чтобы понять, насколько опасна может оказаться создаваемая система. СПЛОШНЫЕ НЕЯСНОСТИ Кроме того, как отметил Добромыслов, в пояснительной записке к законопроекту говорится, что будущий закон должен регулировать отношения работодателей и работников, трудящихся в опасных и вредных условиях, однако в самом законопроекте об этом не упоминается. Позиция профсоюза по этому вопросу такова: если человек работает во вредных и опасных условиях, он должен быть застрахован от возможных рисков утраты трудоспособности. И такая необходимость - императив, вне зависимости от желания работодателя или работника. - Мы изучаем новый законопроект, но возникает очень много концептуальных вопросов. Например, все ставится на диспозитивную, то есть договорную основу, и говорится о добровольном вступлении в правоотношения по досрочному негосударственному пенсионному обеспечению. Соответственно, получается, что работодатель тоже обладает свободным выбором - заключать договор с НФП или нет, - поясняет Добромыслов. - И в принципе данный законо-проект противоречит тем концептуальным основам, которые изначально закладывались в систему защиты работников, трудящихся во вредных и опасных условиях. Это основное. Все добровольные взаимоотношения с негосударственными фондами в рамках гражданского права регулируются ФЗ № 75 “О негосударственных пенсионных фондах”, и потому Константина Добромыслова удивляет само создание нового законопроекта, поскольку “не очень понятно, на что он направлен”: - Если в нем повторяется то же самое, что и в 75-м ФЗ, какой в нем смысл? Если он ориентирован на досрочное пенсионное обеспечение, то, опять же, в связи с чем это досрочное пенсионное обеспечение происходит? Оно не может осуществляться по воле негосударственных ПФ, где человек вступил в добровольные отношения, накопил себе на пенсию и сказал: я больше работать не хочу, - и отправился на пенсию. В данном случае речь идет как раз не о добровольном, а о государственном обязательном пенсионном страховании. В принципе, никто человеку не запрещает не работать. И, наверное, можно предположить, что гражданин, имеющий большие доходы, скажет: я не хочу больше трудиться, я себе на пенсию накопил. Но он не получит государственную пенсию в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста. А новый законопроект одновременно и государственный, и негосударственный. Он занимает непонятную, двоякую позицию. Создатели проекта ссылаются на статью 30 закона “О страховых пенсиях”, то есть законопроект все-таки “кивает” на обязательное пенсионное страхование в рамках государственной системы - это с одной стороны. А с другой стороны, речь идет о добровольной основе. Здесь явные юридические противоречия, - считает эксперт. - Непонятно, как регулировать такие взаимоотношения. На сегодня, честно говоря, не вижу серьезных оснований для принятия такого закона. |