Интервью Г. Меркуловой |
Галина Меркулова, Председатель Общероссийского Профсоюза образования: От своих требований Профсоюз не отступит
На последних парламентских слушаниях по теме: «Законодательное обеспечение реализации государственной образовательной политики», которые прошли 8 ноября в Госдуме, Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова, озвучивая позицию Профсоюза в отношении нового закона «Об образовании в РФ», отметила, что с самого начала работы над законопроектом, Профсоюз настойчиво и последовательно отстаивает закрепление в законе принципиально значимых социальных-экономических гарантий и мер социальной поддержки работников образования. О том, каким образом Профсоюз решает эту задачу, мы беседуем с Галиной Ивановной Меркуловой. -Галина Ивановна, принятие закона вышло на финишную прямую, что сегодня делается для того, чтобы предложения Профсоюза, были приняты? - Прежде чем говорить о дне сегодняшнем, стоит сказать, что Профсоюз, сразу же, с момента появления Концепции «Закона об образовании в Российской Федерации», включился в работу по подготовке этого очень важного, не только для системы образования, но для общества в целом, документа. Более того, в наших региональных и первичных организациях общественное обсуждение законопроекта началось задолго до официального обсуждения в Интернете. Необходимость этого была очевидна. Во-первых, для не посвященных в юридические тонкости работников образования текст закона сложен для восприятия, т.е. требовалось разъяснение статей проекта. Во-вторых, кому как не учителям, преподавателям вузов, студентам, тем, кого закон касается в первую очередь, принимать участие в его подготовке? И, в третьих, нам необходимо было сформировать консолидированное мнение при подготовке пакета поправок к законопроекту. Уже в июне 2010 года нами было подготовлено более 60 поправок к 20 статьям законопроекта, касающихся, прежде всего, приоритетных вопросов определения и законодательного закрепления государственных гарантий развития системы образования, основ правового и социального статуса педагогических работников и обучающихся, гарантий при реорганизации и ликвидации образовательных организаций. Свои замечания мы направляли в Минобрнауки России, профильные комитеты Государственной Думы и Совета Федерации Федерального Собрания РФ, Российский Союз ректоров и другие заинтересованные структуры, размещали на сайте общественного обсуждения законопроекта. И это лишь часть нашей большой работы над законопроектом, верхушка айсберга. Более подробно о работе Профсоюза над законопроектом можно узнать из информации, подготовленной специалистами правового отдела, которая опубликована на нашем сайте. - Ваши поправки в последующих версиях закона были учтены? - Не в полной мере, конечно, но свыше 30% поправок Профсоюза нашли отражение в новой редакции закона от 15 июля - Какие требования, по вашему мнению, требуют обязательного закрепления? - Все они обозначены и в Обращении, и в информационном плакате, которые опубликованы на нашем сайте, в газете и распространяются среди всех работников образования. Обозначу лишь часть из них. Это закрепление в законопроекте положения о финансировании школ и детских садов путем выделения муниципалитетам субъектами Российской Федерации целевых субвенций, а не «иных межбюджетных трансфертов», как это предусмотрено сейчас в проекте закона. Также законодательного закрепления требует состав расходов финансируемых за счёт субвенций, а это, в первую очередь, расходы на оплату труда работников. Обязательно должно найти своё отражение в новом законе об образовании - положение о минимальных государственных гарантиях, касающихся установления заработной платы педагогических работников всех образовательных организаций, определяемых на уровне не ниже средней зарплаты по экономике соответствующего субъекта РФ. Законодательного закрепления требуют также сроки и порядок увеличения заработной платы всех категорий педагогических работников как это предусмотрено майским Указом Президента Российской Федерации. Непременно должны быть сохранены действующие социальные льготы и гарантии для педагогических работников, и в первую очередь, права педагогических работников на компенсацию расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг в сельской местности. Мы уверены, что нынешний уровень заработной платы пока не дает возможности отказываться от этих социальных льгот и гарантий. В серьезной доработке нуждается блок, касающийся вопросов социальных прав и гарантий для студенчества. Здесь, в первую очередь, нас волнует отсутствие в законопроекте необходимых гарантий по размерам государственной стипендии как академической, так и социальной. Также мы считаем необходимым закрепить в законопроекте такиепозиции как: сохранение досрочной пенсии педагогических работников; компенсация за книгоиздательскую продукцию; установление предельных размеров платы и коммунальные услуги за проживание студентов в общежитиях и так далее. Как видите, наши требования - реальны и необходимы. Отступать от них Профсоюз не будет. - А есть позиции, которыми вы готовы пожертвовать ради социального спокойствия? - Зачем чем - то жертвовать? Все наши позиции, я повторюсь, осмысленны, юридически и экономически выверены, подготовлены с учётом мнения членов профсоюза и поддерживаются ими. И, как показали последние слушания, также не вызывают отторжения у представителей думских фракций. - Что если требования Профсоюза не будут учтены при рассмотрении законопроекта? - Я не думаю, что можно проигнорировать мнение свыше 1,2 миллионов человек, которые уже поставили свои подписи под нашим Обращением, «отмахнуться» от тех 38 тысяч телеграмм, уже направленных от первичных организаций профсоюза в адрес Госдумы, Правительства и даже Президента России. Последовательная системная работа всего профсоюза, всех его членов, даёт нам полное моральное право настоятельно требовать законодательного закрепления всех наших требований. И , если потребуется, Профсоюз готов к дальнейшим решительным действиям. - Т.е. возможны митинги, демонстрации, приостановка работы? - Возможны. Исполнительный комитет Профсоюза предусмотрел рассмотрение вопроса о сроке и формах дальнейшего проведения Всероссийской акции в поддержку требований Профсоюза.Но стоит ли игнорировать мнение Профсоюза, представляющего 4,5 миллиона работников образования и доводить ситуацию до таких мер? Наверное, для всех лучше договориться, что называется, «на берегу». Краткая информация об участии Общероссийского Профсоюза образования в подготовке и обсуждении проекты Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» 2009- Январь Март 8 июня 17 июня Сентябрь 13 октября Декабрь2010 г.Региональные (межрегиональные) организации профсоюза приняли активное участие в общественном обсуждениипроекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» на специальном сайте в Интернете. Декабрь 2010.Организована работа по сбору и обобщению предложений в законопроект, поступающих от организаций Профсоюза, КСП Профсоюза и СКС Профсоюза. Январь Март 15 июля 14 октября 1 квартал Май 24 мая Май-июль 2012.Встречи и консультации специалистов Общероссийского Профсоюза образования, Министерства образования и науки РФ, Министерства финансов РФ по вопросам изменения отдельных положений законопроекта об образовании, касающихся, в первую очередь, правового и социального статуса работников образования и обучающихся. 26 июля 23 сентября Сентябрь 30 октября 8 ноября Полная версия информации опубликована на сайте Профсоюза. |