Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2025 год разработаны Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии со статьей 135 Трудового кодекса Российской Федерации в целях обеспечения единых подходов к регулированию заработной платы работников организаций бюджетной сферы и утверждены решением РТК 23 декабря 2025 года (протокол № 10пр) (далее – Единые рекомендации).
При применении Единых рекомендаций необходимо обратить внимание на положения, дополненные очередным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 сентября 2024 г. № 40-П (далее – Постановление № 40-П; Конституционный Суд), в том числе на следующие.
1. Правовые позиции Конституционного Суда в Постановлении № 40-П, как и в ранее принятых Конституционным Судом постановлениях, должны учитываться при обеспечении государственных гарантий по оплате труда работников не ниже минимального размера оплаты труда (подпункты «ж», «з» пункта 4, подпункты «а», «б» пункта 5, подпункты «г», «е», «з», «и» пункта 7, подпункт «б» пункта 10, пункт 11 и подпункт «б» пункта 14).
2. Предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации по делу, изложенному в Постановлении № 40-П, являются статья 129, части первая и третья статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации в той мере, в какой на их основании решается вопрос о включении в состав заработной платы (части заработной платы), не превышающей минимального размера оплаты труда, дополнительной оплаты за выполнение с письменного согласия педагогического работника дополнительной работы, не входящей в его основные должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками по замещаемой им должности, и (или) учебной (преподавательской) работы сверх установленной нормы часов.
Установлено, что определение конкретного размера заработной платы должно основываться в первую очередь на количестве и качестве труда, а также учитывать необходимость реального повышения размера оплаты труда при отклонении условий работы от нормальных условий труда. При этом Конституционный Суд отсылает к позициям, изложенным в постановлениях от 7 декабря 2017 года № 38-П, от 28 июня 2018 года № 26-П, от 11 апреля 2019 года № 17-П и др., в которых указано, что осуществляя правовое регулирование на основе названных конституционных предписаний, федеральный законодатель вправе установить как общие нормы, распространяющиеся на всех работников, так и специальные нормы, предусматривающие особенности регулирования труда отдельных категорий работников.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает зависимость заработной платы работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и запрет какой бы то ни было дискриминации при установлении и изменении условий оплаты труда (статья 132), а также закрепляет, что заработная плата (оплата труда работника) представляет собой вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы и наряду с тарифной частью в виде тарифной ставки, оклада (должностного, базового, базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы включает в себя компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (статья 129).
4. При выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, к которым законодатель относит и совмещение профессий (должностей), работнику производятся выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 149 данного Кодекса).
5. Заметим, что статья 149 Кодекса не содержит исчерпывающего перечня условий труда, отклоняющихся от нормальных условий. К ним, бесспорно, относятся перечисленные в этой статье условия, отклоняющиеся от нормальных, но и другие, которые могут быть отнесены к таковым с учетом условий и характера их выполнения.
6. Конституционный Суд, ссылаясь на постановление от 27 июня 2023 года № 35-П и Определение от 1 октября 2009 года № 1160-О-О, указал, что оплата работы в условиях, отклоняющихся от нормальных, призвана компенсировать работнику дополнительную нагрузку (трудозатраты), с которой сопряжено выполнение подобной работы. Ее оплата должна быть повышенной, а размер такого повышения должен отвечать его целевому назначению как дополнительной гарантии права на справедливую заработную плату и одновременно выполнять присущую ему компенсаторную функцию.
7. В мотивировочной части Постановления № 40-П (п.5.1) признано, что деятельность педагогических работников обладает спецификой, позволяющей устанавливать особенности регулирования их труда (глава 52 Трудового кодекса Российской Федерации), при этом признаны не противоречащими Конституции РФ статья 129, а также части первая и третья статьи 133 Трудового кодекса РФ, поскольку по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования они не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) педагогического работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, дополнительной оплаты за выполнение с письменного согласия педагогического работника дополнительной работы, не входящей в его основные должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками по замещаемой им должности, и (или) учебной (преподавательской) работы сверх установленной нормы часов.
В этом же пункте, что очень важно, Конституционный Суд ссылается на пункт 4 примечаний, содержащихся в приложении № 1 к приказу № 1601, фактически подтверждая правомерность того, что педагогическая или учебная (преподавательская) работа, выполняемая педагогическим работником с его письменного согласия сверх установленной нормы часов за ставку заработной платы, оплачивается из установленного размера ставки заработной платы пропорционально фактически определенному объему такой работы.
8. Исходя из изложенного, при применении частей первой и третьей статьи 133 ТК РФ заработная плата педагогических работников не ниже минимального размера оплаты труда должна осуществляться при выполнении ими нормы труда (т.е. педагогической работы в пределах нормы часов, установленной за ставку заработной платы) и должностных обязанностей (предусмотрены квалификационными характеристиками), а за педагогическую работу сверх установленной нормы оплата труда должна производиться пропорционально тому размеру ставки заработной платы, которая выплачивается за выполнение нормы труда, поскольку иное противоречило бы положениям части второй статьи 22 ТК РФ об обеспечении работникам равной оплаты за труд равной ценности, а также положениям части третьей статьи 37 Конституции Российской Федерации, предусматривающей право работника на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
9. Следует также напомнить, что Минпросвещения России и Общероссийский Профсоюз образования в пункте 5.2.2.5 Отраслевого соглашения, заключенного между указанными социальными партнерами по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2024-2026 годы, и рекомендованного к использованию при заключении региональных и территориальных отраслевых соглашений, а также коллективных договоров в организациях, в отношении которых функции и полномочия учредителя Министерство просвещения Российской Федерации не осуществляет (часть четвертая пункта 1.1) (далее – Отраслевое соглашение), установили, что работодатели предусматривают в положении об оплате труда работников организации регулирование вопросов оплаты труда с учетом:
формирования месячной заработной платы работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда, имея в виду, что для педагогических работников в зависимости от занимаемой должности нормой рабочего времени и нормами труда является установленная им норма часов педагогической работы за ставку заработной платы, составляющая 18, 20, 24, 25, 30 или 36 часов в неделю, 720 часов в год, а трудовые обязанности регулируются квалификационными характеристиками;
выплаты работникам за объем учебной нагрузки (объем педагогической работы), превышающий установленные за ставку заработной платы нормы часов педагогической работы, а также выплаты за дополнительную работу, не входящую в должностные обязанности работников, осуществляются помимо заработной платы, выплачиваемой работникам за выполнение нормы труда (нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы) и выполнение должностных (трудовых) обязанностей, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда, устанавливаемого федеральным законом.
10. Таким образом, Конституционный Суд фактически подтвердил содержащиеся в Отраслевом соглашении на 2024-2026 год, а также на предыдущий период (пункт 5.2.2.5) право на получение оплаты труда не ниже минимального размера оплаты труда за выполнение норм часов учебной (преподавательской) работы за ставку заработной платы, поскольку установлено, что положения статьи 129, части первую и третью статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования не предполагают включения в состав заработной платы (части заработной платы) педагогического работника, не превышающей минимального размера оплаты труда, дополнительной оплаты за выполнение с письменного согласия педагогического работника дополнительной работы, не входящей в его основные должностные обязанности в соответствии с квалификационными характеристиками по замещаемой им должности, и (или) учебной (преподавательской) работы сверх установленной нормы часов (пункт 1 постановляющей части Постановления № 40-П).
Кроме того, установлено, что выявленный в постановлении конституционно-правовой смысл статьи 129, частей первой и третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации является общеобязательным, что исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике (пункт 2 постановляющей части Постановления № 40-П).
11. Данные выводы включены также в раздел IX «Особенности формирования систем оплаты труда работников сферы образования» Единых рекомендаций на 2025 год (пункт 36.12).
12. Помимо изложенного, необходимо учесть, что положениями указанного раздела Единых рекомендаций по-прежнему в отношении педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным программам (основным и дополнительным), образовательным программам среднего профессионального образования (основным и дополнительным), а также по программам профессионального обучения, рекомендовано провести актуализацию структуры заработной платы педагогических работников, учитывая необходимость проведения на федеральном уровне работы по подготовке предложений по реализации положений частей 8 и 9 статьи 144 Трудового кодекса Российской Федерации, к основным позициям которой относится следующее.
12.1. Обеспечение равной оплаты за труд равной ценности по одним и тем же наименованиям должностей, отнесенных к одному и тому же квалификационному уровню профессиональной квалификационной группы (далее - ПКГ), не допускающей различий в размерах ставок заработной платы (должностных окладов), в том числе применение к ним повышающих коэффициентов, образующих в отдельных системах оплаты труда новые их размеры в зависимости от стажа педагогической работы (стажа непрерывной работы); уровня образования; квалификационных категорий; наличия государственных и ведомственных наград, званий, ученой степени; от особенностей работы в отдельных образовательных организациях; в сельской местности, а также иных оснований.
12.2. Учитывать, что квалификационные уровни ПКГ педагогических работников, как должностей работников, имеющих важное социальное значение, сформированы исходя из максимальных требований к уровню образования (т.е. для лиц с высшим образованием), что при этом не означает применение понижающих коэффициентов при установлении ставок заработной платы (должностных окладов) при отсутствии такого уровня образования.
12.3. Определять к ставкам заработной платы (должностным окладам) размеры выплат компенсационного и (или) стимулирующего характера преимущественно в абсолютных величинах.
12.4. Провести работу по упорядочению применяемых наименований и видов выплат компенсационного и стимулирующего характера в структуре заработной платы в соответствии с перечнями, предусмотренными в пунктах 36.5.1 и 36.5.2 раздела IX Единых рекомендаций.
13. При решении вопросов, изложенных в пункте 12 настоящих комментариев, целесообразно учитывать примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству просвещения Российской Федерации, по видам экономической деятельности, утвержденное приказом Минпросвещения России от 3 ноября 2023 г. № 829 (зарегистрирован Минюстом России от 7 декабря 2023 г., регистрационный номер 76307), а также примерное положение об оплате труда работников федеральных государственных бюджетных и автономных учреждений, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации, по виду экономической деятельности "Образование", утвержденное приказом Минобрнауки России от 14 марта 2024 г. № 195 (зарегистрирован Минюстом России от 26 июня 2024 г., регистрационный № 78682), с учетом их актуализации, связанной с изменением минимального размера оплаты труда, устанавливаемого федеральным законом.
14. При применении положений, указанных в пунктах 36.7-36.11 раздела IX Единых рекомендаций руководствоваться положениями, предусмотренными в пунктах 6.2, 6.3 и 6.5 Отраслевого соглашения, заключенного между Министерством просвещения Российской Федерации и Общероссийским Профсоюзом образования по организациям, находящимся в ведении Министерства просвещения Российской Федерации, на 2024-2026 годы, принимая во внимание, что полномочия по регулированию изложенных в них вопросов относятся к ведению федеральных органов, осуществляющих государственное управление в сфере образования. |