Председатель Общероссийского Профсоюза образования Галина Меркулова: Позиция Профсоюза по закону об образовании во многом учтена |
ЖУРНАЛ «ПРОФСОЮЗЫ» № 3, 2013 год Галина Меркулова: Позиция Профсоюза во многом учтена
О Федеральном законе от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Закон, который касается большинства россиян, заработает уже с 1 сентября текущего года. Он (сначала, понятно, в виде законопроекта) активно обсуждался в обществе и продолжает будоражить умы наиболее продвинутой его части уже почти три года. Первоначальный вариант законопроекта был опубликован на специально созданном сайте для широкого обсуждения. Затем, отсеяв большинство поправок общественности, проектом занялось правительство, которое прошлой осенью законопроект утвердило и внесло в Госдуму. В первом чтении проект был принят в октябре, причем закон ругали почти все. Потом депутаты отклонили свыше полутора тысяч поправок и рекомендовали палате принять около пятисот, в основном технического и уточняющего характера. На всех этапах работы над законопроектом в его доработке участвовал Профсоюз работников народного образования и науки РФ. Наш корреспондент обратился к председателю Профсоюза Галине Меркуловой.
- Галина Ивановна, проект закона, разработанный Минобрнауки России взамен действующего, который объявили “устаревшим”, оказался одним из самых критикуемых специалистами и общественностью. Как вы оцениваете новый закон? - Закон «Об образовании в Российской Федерации» очень важен не только для системы образования, но и для общества в целом. Профсоюз настойчиво и последовательно отстаивал закрепление в законе принципиально значимых социально-экономических гарантий и мер социальной поддержки работников образования. Мы сразу же, с момента появления концепции закона включились в работу по подготовке этого документа. Более того, в наших региональных и первичных организациях общественное обсуждение законопроекта началось задолго до официального обсуждения в Интернете. И это понятно - кому как не учителям, преподавателям вузов, студентам, тем, кого закон касается в первую очередь, принимать участие в его подготовке. На самом последнем этапе, сформировав консолидированное мнение при подготовке пакета поправок к законопроекту (тогда уже свыше 30% поправок Профсоюза нашли отражение в проекте), мы посчитали возможным поддержать в целом проект, подготовленный Минобрнауки России. Хотя разногласия оставались на каждом этапе обсуждения законопроекта - Профсоюз системно предлагал очередные очень серьёзные, юридически выверенные предложения, касающиеся, прежде всего, социально-экономических прав работников образования и студенчества. Закон вступает в силу со следующего учебного года, и оценивать его качество сегодня, на мой взгляд, преждевременно. Он призван выстроить современную структуру российского образования, детально прописывая все его уровни (общее образование, включая дошкольное, профессиональное образование, дополнительное образование и непрерывное образование). Хотя его рассмотрение в Госдуме сопровождалось демонстрациями протеста в столице и регионах - по мнению критиков, он избавляет государство от большинства социальных обязательств в отрасли, продолжает курс на коммерциализацию образования. Тем не менее, в итоговом варианте документа предусмотрен ряд принципиально важных норм, закрепляющих социально-правовой статус педагогов и студентов. И, в целом, обеспечивающих финансовые и правовые гарантии реализации прав граждан на получение образования - многие из предложений специалистов профсоюза помогли улучшить первоначальный вариант закона, который не устраивал практически никого. - Какие наиболее значимые моменты профсоюзного участия в этом «обеспечении» вы отметили бы? - Наша работа над законопроектом длилась более 2-х лет. Он рассматривался с участием Профсоюза на 3-х парламентских слушаниях (2 - в Государственной Думе и 1 - в Совете Федерации), на заседаниях Общественной палаты Российской Федерации, в Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и в Российском Союзе ректоров. Над проектом в рамках Государственной Думы работало 240 экспертов, а также 3 специально созданных рабочих группы Комитета Госдумы по образованию, которые занимались отдельно вопросами общего образования, профессионального образования, а также вопросами управления и экономики образования. Мы направляли всем заинтересованным участникам обсуждения 10 вариантов замечаний и предложений, которые включали в себя от 22 до 60-ти позиций. А в рамках объявленной Профсоюзом Общероссийской акции в поддержку требований Профсоюза к законопроекту было собрано около 1 млн. 100 тысяч подписей работников образования и без малого 45 тысяч телеграмм. Таким образом, наш профсоюз с помощь своих первичных и территориальных организаций провел собственное профсоюзное общественное обсуждение законопроекта и тех замечаний и предложений, которые были подготовлены нашими специалистами. В результате состоявшегося обсуждения проекта закона «Об образовании в Российской Федерации» ко 2-му чтению в Госдуму поступило более 1700 поправок от субъектов права законодательной инициативы, из них более 600 были рекомендованы к принятию Комитетом Думы по образованию. По нашим подсчетам, в Государственной Думе текст законопроекта обновился более чем на 60 % от первоначального текста, который был внесен Правительством Российской Федерации. В этом – существенная доля «профсоюзного участия».
- И что «в сухом остатке», имея в виду законодательные нормы, касающиеся социально-трудовой сферы образовательной отрасли, социально-правового статуса работников и доступа россиян к образованию?
- Прежде всего, законодательно закреплен принцип установления зарплат педагогам образовательных организаций всех типов на уровне не ниже средней зарплаты по региону. Оставлено право педагогов на досрочное назначение им трудовой пенсии. Сельским педагогам в целом сохранено право на компенсацию расходов на оплату жилья и коммунальных услуг. Базовые права и соцгарантии, установленные для педагогов (право на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск; право на досрочное назначение пенсии по старости; право на компенсацию расходов на оплату услуг ЖКХ для проживающих и работающих в сельской местности), распространены также на руководителей образовательных организаций и их заместителей. Кроме того, предусмотрен “учет мнения жителей сельского поселения при принятии решения о реорганизации, ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в поселении”. По остальным типам школ и вузов - реорганизовать и ликвидировать их можно будет лишь с согласия специальной комиссии, которая должна будет оценить последствия такого шага. Благодаря настойчивости профсоюза удалось включить в закон принцип участия педагогов и учащихся “в управлении образовательной организацией через свои профсоюзы (обучающихся и работников)”. Оклады по должностям научно-педагогических работников вузов будут устанавливаться с включением в них надбавок за имеющиеся ученые степени и по соответствующим должностям, которые действовали раньше, при старом законе об образовании. Ежемесячную денежную компенсацию на обеспечение учебниками и периодикой включат в должностные оклады педагогов, установленные в конце прошлого года. Услышаны предложения профсоюза о том, чтобы педагоги могли повышать свою квалификацию раз в три года за счет средств работодателя (было - раз в пять лет). Более частая переподготовка потребуется педагогическим работникам в условиях освоения новых государственных образовательных стандартов. В этой связи понятен рост квалификационных требований и запросов по овладению новыми компетенциями. Очень важно закрепление в законе мер социальной поддержки и стимулирования обучающихся (студентов), в том числе касающиеся порядка установления размеров стипендии (академической и социальной), а также порядка установления платы за пользование жилым помещением и коммунальными услугами в общежитии для обучающихся. Хочу особо подчеркнуть, что все эти меры будут устанавливаться только с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации студентов, в связи с чем от указанных профсоюзных организаций будет во многом зависеть конкретный размер стипендий и стоимость оплаты за общежитие и коммунальные услуги. Профсоюзу удалось отстоять ряд полномочий регионов по обеспечению государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных школах. Через предоставление субвенций местным бюджетам с включением расходов на оплату труда, приобретение учебников и пособий, средств обучения, игр и игрушек. Наконец, теперь нельзя будет устанавливать государственную академическую или социальную стипендию студентам, стипендию аспирантам, ординаторам, ассистентам-стажерам в размере меньше норматива для формирования стипендиального бюджетного фонда. - Действительно, такой солидный набор сохраненных и новых социальных норм дорогого стоит. В то же время, по мнению критиков, проект существенно урезает социальные обязательства государства и не позволит российскому образованию сделать “модернизационный рывок” в будущее... На наш взгляд, любая разумная и конструктивная критика – это неплохой показатель, поскольку он говорит о неравнодушном отношении людей к нашей системе образования и в частности к принятому новому закону «Об образовании в Российской Федерации». Но, как нам представляется, чтобы любая критика или общественная инициатива действительно сыграли свою положительную роль, они должны быть не только разумными, но своевременными и профессионально выверенными. В этой связи, наверное, правильнее бы было всем нынешним многочисленным критикам и инициативным группам, пишущим всякого рода «открытые письма», несколько раньше проявить свою инициативу, и направить свои замечания и предложениями, в адрес Правительства, Министерства образования и науки, Государственной Думе на стадии когда закон «Об образовании в Российской Федерации» только разрабатывался, обсуждался и принимался, а не бросать камни в след уходящему поезду. Если говорить о проблемах, к сожалению, подобных вопросов немало. Конечно, нас беспокоит фактически принятый в последние годы коммерческий уклон в образовании. Определенно труднее будет защитить сельские школы от закрытия. До сих пор сельскую школу можно было закрыть только с согласия сельского схода, а по новому закону - с согласия специальной комиссии… Госбюджет откровенно экономит на дошкольниках: если сейчас родители должны платить дошкольным учреждениям не более 20% от установленной стоимости присмотра и ухода (многодетные - 10%), то теперь эту норму отменили, и никаких ограничений по повышению платы родителей за дошкольные учреждения нет. Ущемляется право студента на доступное общежитие: сейчас действует ограничение - оплата за общежитие должна составлять не более 5% от “расчетной” стипендии. В новом законе такой нормы нет. В целом, перечень вопросов и проблем, которые возникли и еще возникнут, в связи с принятием этого закона достаточно обширен и здесь вряд ли обойдется без вмешательства нашей судебной власти. Кстати фракция коммунистов в Государственной Думе уже подготовила и направила официальное обращений в Конституционный Суд РФ на предмет конституционности отдельных положений принятого Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», например, в нем оспаривается конституционность норм связанных со снижением таких социальных льгот и гарантий для работников и студентов как плата за общежитие, компенсация за книгоиздательскую продукцию, отсутствие права работников профессорско-преподавательского состава на конкретные размеры надбавок за ученые степени и звания. Как мы знаем в соответствии со статьёй 55 Конституции РФ, вновь принимаемые законы не должны отменять или умалять права и свободы человека и гражданина. В развитие этого конституционного принципа в законопроекте была закреплена норма, в соответствии с которой принимаемые во исполнение принятого закона нормативные акты не могут понижать действующий уровень льгот и гарантий, но эти положения с голоса одного из депутатов Госдумы были изъяты из законопроекта, это на наш взгляд тоже существенное упущение принятого закона. Кроме этого, безусловной слабостью нового закона является его “рамочность” - в нем полторы сотни отсылочных норм к другим законам. И требуются десятки подзаконных нормативных актов, чтобы закон заработал. Неточность, двусмысленность формулировок любой статьи, особенно тех, которые связаны с правами и интересами работников, с финансированием льгот, гарантий оплаты труда, как правило, в жизни трактуются не в интересах работников. Ведь, как нам известно, право трактовать статьи закона предоставлено лишь Конституционному и Верховному суду Российской Федерации. - Где же выход? Выход в работе «по преодолению»… Последовательная системная работа всего профсоюза, всех его членов, даёт нам полное моральное право настоятельно требовать законодательного закрепления всех наших предложений. Профсоюз ни на один день не останавливал работу над законопроектом, сейчас будем работать над поправками в проект федерального закона о внесении изменений отдельные законодательные акты в связи с принятием закона «Об образовании в Российской Федерации» (внести изменения планируется более чем в 170 действующих законодательных актов) и с помощью могучего учительского сообщества и профсоюзной солидарности будем способствовать тому, чтобы сфера образования оставалась одной из приоритетных для российского общества и государства, а также отвечала современным требованиям. Кроме этого, в настоящее время на официальном сайте Минобрнауки России идёт общественное обсуждение нормативно-правовых актов, которые разрабатываются во исполнение принятого закона. Их должно быть разработано более ста, они как раз будут конкретизировать нормы закона, и примерно одна треть актов напрямую касается прав работников образования и студентов и Общероссийский Профсоюз образования в эту работу уже активно включился. Пользуясь случаем, от имени Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации поздравляю читательниц журнала «Профсоюзы» с Международным женским днем, желаю им успешно преодолевать невзгоды и испытания, побольше здоровья и счастливых дней, уверенно (в том числе и с помощью профсоюза) «смотреть в завтрашний день». Интервью подготовил Михаил Воробьев |