Страницы истории |
Страницы истории профсоюза работников народного образования и науки РФ и Амурской областной профсоюзной организации
Историческая хронология реорганизации профсоюза образования Профсоюзное движение России берёт своё начало на переходе XIX и XX веков, в связи с рабочим движением, отражает его подъёмы и спады. Профсоюзы на Дальнем Востоке России, в том числе и в Амурской области, возникли вслед за возникновением профсоюзов в центральных районах России. Примерно в середине 1905 года профсоюзное движение охватило рабочий класс, демократические слои служащих и интеллигенции Амурской области. Особенности в возникновении, становлении и деятельности дальневосточных профсоюзов определялись спецификой социально-экономического и политического развития этой далёкой окраины России, в том числе и наличием военного положения. Число профсоюзов было невелико. Во главе дальневосточных профсоюзов стояли профсоюзы типографских рабочих, а не профсоюзы металлистов, как это было в европейской части России. Объединение учительства Амурской области начиналось под воздействием профсоюзного движения работников образования европейской части России, где 9 июня 1905 года проходившим в Финляндии Учредительным Съездом было провозглашено создание Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию, где было избрано Бюро и утверждён Устав Союза. В это время в Приамурье существовали три вида школ. Часть школ подчинялась Министерству просвещения России, другая часть, церковно-приходские школы, находились в ведении духовного ведомства, третья часть – это станичные школы, которые состояли на содержании Амурского Войскового Казачьего Управления. Первым застрельщиком в смысле объединения и сплоченности в Амурской области в 1905 году явилось учительство Амурского Казачьего Войска. В мае-июне 1905 года по инициативе группы учителей казачьих школ были приняты меры к созыву на 25 августа съезда всего казачьего учительства. Съезд был перенесен на 3 сентября. Из 63-х человек учителей на съезд в г. Благовещенск прибыло только 14, и вместо съезда состоялось совещание. Совещанием был принят Устав и выбран постоянный Исполнительный комитет. Председателем исполнительного комитета был избран П.В. Попов. Штаб-квартиру исполнительного комитета назначили в станице Поярковой. Учителя на своем совещании заявили о необходимости ограничить власть войскового атамана, упразднить преподавание "Закона божьего". Следует отметить, что городское и сельское учительство никакого отношения к выступлениям учительства казачьих школ не имело. В это время в Приамурье было военное положение, объявленное в связи с Русско-японской войной и не отмененное в мирное время. Властями фактически была запрещена деятельность профсоюзов, профсоюзные работники подвергались репрессиям. В таких условиях и по ряду других причин к 1 января 1906 года Исполком распался, объединение учителей казачьих школ окончилось, профсоюз казачьих учителей прекратил свое существование. История объединения учительства министерских и церковно-приходских школ начинается с весны 1905 года, когда в городе Благовещенске был образован нелегальный профессиональный «Союз Амурских учителей». На 30 мая 1905 года был назначен съезд учителей Амурской области, проведение которого было сорвано полицией. Учителя были настроены революционно. В июне 1905 года Союз Амурских учителей постановил: «Выразить протест против продолжающейся русско-японской войны и требовать немедленного её прекращения и созыва народного собрания на основе всеобщего, прямого и тайного голосования». Следует заметить, что уже в конце XVIII века в процессе возникновения профсоюза учителей наиболее чётко определились такие формы объединения работников образования, как: - творческие учительские общества и союзы, которые возникли на волне реформаторских движений и по сути являлись элементами массового профессионального движения учителей; - общества вспомоществования учащим и учившим, которые были ограничены рамками только материальной взаимопомощи; - съезды народных учителей. Первый такой съезд прошёл ещё в 1895 году и являлся, по сути, формой участия учительства в обсуждении вопросов школьного строительства. Запрет властей на проведение съезда не остановил учителей. В декабре 1905 года на заседании лекционной комиссии «Союза Амурских учителей» было решено устроить в зимние каникулы съезд учителей всех ведомств и обсудить вопросы, вызванные положением дел в России и в Амурской области. По сути дела, это был вопрос об отношении амурских учителей к революции. 21 декабря 1905 года в «Амурской газете» было помещено объявление следующего содержания: «Общество попечения о народном образовании, имея в виду, что учителя Амурской области разбросаны среди крестьянского населения, не осведомлены о событиях в России и том движении, которое там происходит, постановило устроить съезд учителей всех ведомств. Для размещения их в Благовещенске будут предоставлены две школы с 23 декабря по 3 января. За справками просят обращаться в редакцию «Амурской газеты». Материал о Съезде взят из декабрьских газет 1905 года «Амурская газета» и «Амурский край» 1905 года. «Этот съезд стал высшей точкой в деятельности "Союза амурских учителей". Он работал с 29 декабря 1905 года по 17 января 1906 года. На нем присутствовали 26 сельских учителей, 34 учителя городских школ и 5 представителей революционных организаций Благовещенска. Съезд обсудил следующие вопросы: о революционных событиях в стране; о положении школ и учителей; о Программе и Уставе "Союза Амурских учителей" и др. Первые заседания съезда были посвящены обсуждению вопросов революционного движения и отношения к нему амурских учителей. Социал-демократ Твердохлебов в своём докладе отметил, что правительство, преследуя цель держать народ в темноте и невежестве, опиралось на молодых, неопытных, непросвещенных учителей, насаждало повсеместно церковно-приходские школы. Твердохлебова поддержали Орлов, Иванов, Тонких и другие учителя. Они говорили о том, что программы церковно-приходских школ не только бессодержательны, но и вредны для воспитания человека, что необходимо преобразовать церковно-приходские школы, в народные. Касторов в своей речи обратил внимание участников съезда на необходимость поддержать учителей Маслова, Старцсва, Языкова и Залогина, которых местные власти изгнали из школы за политическую неблагонадежность. Съезд поддержал это предложение и записал в своем решении о необходимости вести революционную работу среди населения города и деревни. Чтобы противопоставить агитации духовенства агитацию революционного пролетариата, съезд поставил перед учителями задачу: "Оказывать влияние на политическое воспитание народа путем чтений, бесед, распространения книг, брошюр и т.д.». На Съезде также отмечалось, что некоторые учителя враждебно относятся к прогрессивному движению. В качестве примера приводился такой факт: "Учитель городской школы Степанов после спектакля в общественном собрании произнес речь против революции". После обсуждения этого факта съезд большинством голосов признал Степанова виновным перед революционным движением и принял решение вести борьбу с подобными контрреволюционными выступлениями 3 января 1906 года было вынесено решение о присоединении учителей к "Союзу амурских рабочих", в него входили все профсоюзы города Благовещенска под лозунгом РСДРП "Пролетарии всех стран соединяйтесь!" Следуя лучшим революционным традициям, амурские учителя решительно выступили за демократизацию школы, отделение школы от церкви, за народную школу. Они выразили единодушное желание отдать свои знания и силы революционному движению амурских рабочих, борьбе против гнета, бесправия и нищеты». Из приведённых материалов очевидно, что созданный «Союз Амурских учителей» оказался политизированным, в его основе находилось рабочее движение, его деятельность проходила под социал-демократическими лозунгами, социальное, материальное положение учительства не стало приоритетным направлением в этой деятельности. Это подтверждается и тем, что 9 января 1906 года несколько профсоюзов, металлистов, плотников, учителей Благовещенска организовали митинг, посвященный годовщине расстрела рабочих в Петербурге 9 января 1905 года с требованием свержения самодержавия. Митинг был разогнан полицией. В результате протеста этих профсоюзов были освобождены из-под стражи приговоренные к смертной казни рабочие - активные участники революционных выступлений 1905-1906 годов. Во второй половине 1907 года профсоюзное движение идёт на убыль. К концу года в области действовало всего лишь два профсоюза. Среди учительского персонала школ отмечается нелегальный кружок, который представлял собой местную группу созданного 9 июня 1905 года на Учредительном съезде в Финляндии Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию. Этот кружок преследовал цели материальной поддержки семей тех учителей, которые пострадали за деяния политического характера. Деятельность учительских профсоюзов в последующее десятилетие не подтверждается архивными документами. Приходится делать вывод о том, что группы Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию в Амурской области прекратили существование, отмечается лишь создание в апреле 1917 года Союза учащихся и учивших в городе Благовещенске, состоящего из 408 членов. Профсоюз работников просвещения после установления советской власти в Амурской области (губернии) организован в 1919 году, как составная часть Всероссийского Союза работников просвещения и социалистической культуры. Вот некоторая информация из архивных документов об этом воссозданном профсоюзе: В момент его организации в нём находилось 400 членов профсоюза. На 1 октября 1924 года членов профсоюза было 2020, из них 52,3 процента женщины. Среди членов профсоюза 4,7 процента коммунисты, 1,7 процента комсомольцы, 81 человек безработные, из них 57 женщин. Количество членов профсоюза просвещения составляло от общего количества членов профсоюза Амурской губернии (27 891человек) 7,2 процента. В составе правления губернского отдела профсоюза просвещения было 7 человек, все мужчины, из них 5 коммунистов, по социальному положению 3 из крестьян и 4 служащих. В составе губернского отдела 4 уездных отделения, в их аппарате 14 человек. В составе уездных отделений 17 месткомов, в которых 51 - выборные члены месткомов и 49 профсоюзных уполномоченных. Из этих 100 человек было 38 неграмотных, 60 малограмотных. Категория неаккуратных плательщиков членских профсоюзных взносов по профсоюзу Амурской губернии составляла на 1 октября 1924 года 16 процентов, а в профсоюзе просвещения 21 процент. В одной из справок общего отдела губернского комитета ВКП(б) характеризуются формы работы с профактивом через систему созыва специальных совещаний и конференций. Наибольшее количество совещаний проведено в профсоюзах Пищевиков, Совторгслужащих, Металлистов и т.д. Никаких совещаний не проводилось в профсоюзных организациях Строителей, Работников просвещения. Жизнь заставила активизировать деятельность областной профсоюзной организации. Со временем повышалась её роль в профсоюзном движении области, значимость для трудящихся. Областная профсоюзная организация, как составная часть жителей Амурской области, переживала все трудности и лишения, все победы и достижения страны, общества, области. Надо сказать о существовавшей долгое время регламентации жизни профсоюзов в целом, и областной организации просвещенцев в частности, со стороны ВКП(б), КПСС. Эта регламентация проходит красной линией через всю деятельность профсоюза работников образования. В результате профсоюзу приходилось заниматься несвойственной для него работой. Например, в марте 1951 года председатель Амурского областного комитета профсоюза работников начальной и средней школы Евдокимов А.С. получает задание для обкома профсоюза в соответствии с постановлением ЦК обучить в 1951 году 20 неграмотных, 50 малограмотных. Отчёт по этому вопросу представить в ЦК до 1 июня 1951 года. В октябре 1953 года: мобилизовать членов профсоюза на повседневную помощь органам народного образования в проведении работы по ликвидации неграмотности, малограмотности и обучении русскому языку молодёжи 15 летнего возраста и старше. В марте 1955 года: всем профсоюзным организациям работников начальной и средней школы РСФСР принять меры по выполнению постановления секретариата ВЦСПС «О задачах профсоюзных организаций в связи с выпуском Государственного займа развития Народного хозяйства СССР». Ещё пример о задачах, которые ставились перед профсоюзом. Из выступления председателя обкома профсоюза работников начальных и средних школ Евдокимова на второй Амурской межсоюзной конференции профсоюзов 1-2 марта 1951 года «Работа нашего обкома подвергалась большой критике на областной конференции. Недостатки наши такие: -С задачей выполнения закона всеобуча не справились. 849 детей не охвачены школой, профсоюзные организации мало занимались этой работой. -Вопрос об успеваемости. В Амурской области обучается 110762 ученика, из них не успевает 23505 человек. Это говорит о недостаточной работе обкома. -Профсоюзы не занимались ликвидацией неграмотности и малограмотности. Средства в областном отделе народного образования остались не использованными». Из этого же выступления явствует, что отношение к профсоюзу, к его нуждам со стороны органов власти оставляло желать лучшего. Вот что он говорит: «Мне несколько раз приходилось ставить вопрос перед облисполкомом, чтобы на исполком, когда слушается вопрос о народном образовании, приглашали и нас». Пример из выступления председателя профкома педагогического института Сидоренкова Н.И. на пятой Амурской межсоюзной конференции профсоюзов 6 апреля 1958 года: «У нас есть студенты, которые сильно заболели. Мне пришлось пройти весь облсовпроф, был у многих председателей обкомов профсоюзов с просьбой помочь достать путёвку больным студентам. Они могут назвать 20 адресов, дать 20 советов, только бы ни самим выполнить эту просьбу». Это всё примеры разносторонней деятельности профсоюза. В период с 1948 по 1956 год профсоюз, его областные организации уделяли большое внимание выполнению постановления Совета Министров РСФСР «О льготах и преимуществах для сельских учителей начальных и семилетних школ», развитию социалистического соревнования на лучшую подготовку школ к новому учебному году, переходу от семилетнего всеобуча к всеобщему среднему образованию. Работа по всеобучу велась наиболее активно – число не охваченных образованием сократилось вдвое. Этому в немалой степени способствовали организованные профсоюзом «Дни сельских учителей», «Дни воспитателей», различные формы культурно-массовой и политико-воспитательной работы. Профсоюз стал активно проявлять и свою защитную функцию. В этот же период профсоюз работников образования претерпел ряд реорганизаций. Это были объединения профсоюзов, деления их, и т. д. В августе 1957 года постановлением ВЦСПС, профсоюзы работников просвещения союзных республик и профсоюз работников высшей школы и научных учреждений были объединены в Профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Этим же решением была создана республиканская (РСФСР) организация профсоюза, которая входила в общесоюзные профсоюзные объединения. В марте 1958 года состоялась I республиканская профсоюзная конференция работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР, на которой было утверждено создание Российской республиканской организации профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РСФСР. Были определены основные функции республиканской организации профсоюза, в том числе и забота об улучшении условий труда, быта и отдыха работников образования, защита прав и интересов работающих, студентов и учащихся. Однако одной из основных функций был коммунистическое воспитание масс. Областная профсоюзная организация в этот период проводила разностороннюю многогранную работу по всем направлениям, определённым решениями ЦК Профсоюза. Такой вывод можно сделать хотя бы в результате знакомства с работой комиссий областного комитета профсоюза, которые полноценно выполняли свои функции и мобилизовали на решение вопросов различных направлений деятельности территориальных и первичных профсоюзных организаций. Например, работали комиссии: по труду и заработной плате; по социальным вопросам; студенческая комиссия; бюджетная комиссия; инспекция общественного контроля за предприятиями торговли и общественного питания; комиссия по Фонду мира; по культурно-воспитательной работе и ряд других комиссий областной профсоюзной организации. Большую культурно-массовую, политико-массовую работу проводил областной Дом работников просвещения, созданный в 1929 году. В последнее время его существования штат работников в нём состоял из 14 человек. Развитие народного творчества и художественной самодеятельности, пропаганда передового педагогического опыта и оказание помощи учителям и воспитателям в повышении их деловой квалификации и мастерства, организация и проведение областных, районных смотров художественной самодеятельности учителей, организация досуга различных категорий работников образования, учащейся молодёжи и студентов – вот далеко не полный перечень направлений деятельности Дома работников просвещения. Более 30 лет руководила Домом работников просвещения Подгорная Р.И. На высоком уровне проводилась физкультурно-массовая работа среди членов профсоюза. Команда областной профсоюзной организации была постоянной участницей всех областных рабочих спартакиад. Для примера: только в 1972 году награждены Почётными грамотами президиума Амурского областного совета профсоюзов команды обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, занявшие первое место по волейболу, по велоспорту, по лёгкой атлетике, по гандболу, занявшие второе место в эстафетном беге, по городошному спорту на 3-й областной спартакиаде. Большой вклад в физкультурно-массовую работу внёс руководитель областного Совета Добровольного физкультурно-спортивного общества профсоюзов Шульга В.М. Существенную роль в справедливом распределении жилья, улучшении жилищных условий работников образования играли комиссия обкома профсоюза по жилищно-бытовой работе и такие же комиссии в территориальных, первичных профсоюзных организациях. Комиссия по социальному страхованию действовала при каждой профсоюзной организации, через неё проходили все вопросы оздоровления работающих, их детей. Деятельность этих и ряда других комиссий регламентировалась, кроме профсоюзных, ещё и государственными документами. Эти комиссии имели право на существование во всех государственных организациях, учреждениях, предприятиях. При областном комитете профсоюза работала техническая инспекция труда. Она оказывала существенное влияние на руководителей образовательных учреждений в вопросах улучшения охраны труда техники безопасности в учебно-воспитательном процессе. Доверенный врач обкома профсоюза проводил большую работу в анализе заболеваемости работников образования, в проведении оздоровительных мероприятий. Обком профсоюза всегда организовывал оказание юридической помощи членам профсоюза, профсоюзным организациям. В конце 80-х годов была организована правовая инспекция труда обкома профсоюза. Профсоюз работников народного образования и науки, как республиканская организация общесоюзного профсоюза, просуществовал до начала 90-х годов. За период с 1958 года проведено 11 республиканских профсоюзных конференций. На них обсуждались различные вопросы, характеризующие деятельность профсоюза, такие, как «Мобилизация работников отрасли на повышение общеобразовательного и технического уровня обучения в школе»; «Укрепление профсоюзных организаций, как активных проводников политики партии в среде работников образования»; «Повышение роли производственных совещаний, учебных и методических советов, советов по народному образованию, общественных комиссий»; «Выполнение постановления Бюро ЦК КПСС по РСФСР «О состоянии и мерах улучшения подготовки педагогических кадров для общеобразовательных школ РСФСР»; «О социалистическом соревновании в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина» и другие вопросы . Характерной чертой профсоюзных организаций являлось то, что их организаторская работа была направлена на выполнение народно-хозяйственных планов, принятых социалистических обязательств по дальнейшему развитию и совершенствованию всеобщего обязательного среднего образования молодёжи, повышению эффективности и качества учебно-воспитательного процесса. «Перестройка» в середине 80-х годов привела к глубокому реформированию государства и общества, а, следовательно, и профсоюзного движения. В сентябре 1990 года состоялся Учредительный Съезд, который провозгласил создание Профсоюза работников народного образования и науки РСФСР, ликвидировав до истечения срока полномочий республиканский комитет профсоюза работников народного образования и науки РСФСР. Это и есть время рождения нашего Профсоюза. Главными в деятельности Профсоюза становились цели и приоритеты, несколько отличные от провозглашаемых профсоюзами ранее. Вот вкратце эти цели: -защита прав и интересов членов Профсоюза; -повышение уровня жизни членов Профсоюза; -социальное партнёрство на всех уровнях власти; -сохранение бесплатного образования, и другие. Отсюда деятельность Профсоюза, в том числе и областной профсоюзной организации, значительно изменилась по сравнению с прежней. Самое существенное изменение в том, что если ранее Профсоюз был помощником КПСС, Советской власти, работал под их эгидой, по их указке и получал в работе существенную помощь от них, то после развала СССР Профсоюз стал главной помехой власть предержащим в осуществлении их антинародных планов. Против него ополчились органы власти, предпринималось и предпринимается множество попыток развалить, задушить профсоюзное движение. Примеров тому много, в том числе и в нашей Амурской области. Но наш профсоюз выдержал всё это, научился социальному партнёрству. И наряду с поражениями в выполнении поставленных перед профсоюзной организацией целей, наша организация добивалась многих побед в социальной защите членов Профсоюза. Начался новый этап в жизни Профсоюза – этап активной борьбы работников образования за свои права. Профсоюз учился, проходя путь от стихийных, локальных действий отдельных коллективов, до скоординированных, хорошо организованных с едиными требованиями действий всего Профсоюза. Последовательная борьба Профсоюза против действий Правительства, властей хорошо отражена в материале ЦК Профсоюза «Страницы истории профсоюзного движения в системе образования России», который обком профсоюза опубликовал в своих бюллетенях №№ 10, 11, 12 за 2005 год. Деятельность Амурской областной организации профсоюза работников народного образования и науки РФ за первые десять лет последнего пятнадцатилетия отражена в бюллетени обкома профсоюза №11 за 2000 год, в материалах прошедших за этот период шести областных профсоюзных конференций. Амурская областная профсоюзная организация шла в ногу с Профсоюзом, с жизнью. Первичные, территориальные профсоюзные организации поднимались против ущемления прав работников образования, предъявляли требования к властям, добивались улучшения социального положения трудящихся. В начале этого пятнадцатилетнего периода начались коллективные действия вплоть до забастовок. Особую активность проявили городские профсоюзные организации Зеи, Свободного, Райчихинска, Белогорска, районные организации Тындинского, Зейского, Тамбовского, Серышевского, Магдагачинского и других районов. Так, выполняя решения Совета ФНПР, ЦК Профсоюза о проведении единых дней действий профсоюзов в 1992 году, областная профсоюзная организация на своём пленуме в марте выдвинула требования к Правительству России: -обеспечение полной компенсации удорожания продукции, товаров и услуг, потребляемых в учебном процессе; -обеспечение безусловной и полной реализации Указа Президента России № 1; -обеспечение образовательных учреждений продуктами питания по регулируемым ценам; -повышение с 1.01.1992 г. размеров ставок и должностных окладов педагогических работников на 50 процентов, в том числе руководителям учреждений народного образования на 80 процентов и ряд других требований. Во всех городах и районах области были созданы забастовочные комитеты, были поддержаны требования областной организации и выдвинуты свои требования к местным органам власти и направлены представители в областной забастовочный комитет, который возглавила секретарь обкома профсоюза Канакина Эльвира Николаевна. В ходе переговоров работал трудовой арбитраж. В сентябре 1992 года состоялась конференция областной профсоюзной организации, на которой обсуждалось выполнение требований работников образования к администрации области. В итоге переговоров часть требований профсоюзной организации была выполнена, конференция решила областную забастовку не проводить. Это только один из примеров проведения акций протеста. В последующее время областная профсоюзная организация всегда активно участвовала и участвует во всех Всероссийских акциях. Она входит в состав Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы и большинство акций организует и проводит совместно с профсоюзными организациями работников здравоохранения и культуры. Прошедшее пятнадцатилетие показало, что областная профсоюзная организация все свои усилия направляла на борьбу с властью за права членов профсоюза. Но вместе с тем она выступала и выступает в поддержку сохранения образования Амурской области, России, участвует в нормотворческой деятельности областных органов власти, проводит информационную работу по вопросам законодательства, обучение и консультирование членов профсоюза по юридическим вопросам. Одним из направлений областной, территориальных профсоюзных организаций является совершенствование социального партнёрства. К 2005 году областная профсоюзная организация добилась того, что в подавляющем большинстве трудовых коллективов заключаются и используются для защиты работников коллективные договоры. Постоянно заключается Соглашение областной профсоюзной организации с областным органом управления образованием. Профсоюзная организация действует, выполняет свои функции, определённые Уставом Профсоюза. А в основе её деятельности лежит большой труд профсоюзных активистов, которые в большинстве своём бескорыстно служили и служат работникам просвещения, делали и делают всё возможное для социальной защиты учительства.
Историческая хронология реорганизации профсоюза образования
Всероссийский Союз учителей и деятелей по народному образованию создан 9 июня 1905 года Учредительным Съездом. Существовал до 1907 года. В 1917 году возобновил свою деятельность и на августовском съезде принял название Всероссийский учительский Союз.
Всероссийский учительский Союз (ВУС) Принял название в августе 1917 года на съезде Всероссийского Союза учителей и деятелей по народному образованию. Существовал до 1918 года. Был распущен декретом Советской власти, как занимавший контрреволюционные позиции.
Союз учителей – интернационалистов (СУИН) создан в декабре 1917 года вышедшими из состава Всероссийского учительского Союза революционно настроенными учителями. Существовал до июля 1919 года.
Всероссийский Союз работников просвещения и социалистической культуры создан 29 июля 1919 года на Учредительном (объединительном) съезде. Существовал до октября 1921 года, когда объединился с профсоюзом работников искусства, стал называться профсоюз работников просвещения и искусства
Профсоюз работников просвещения и искусства создан в октябре 1921 года в результате объединения. Существовал до выделения в самостоятельный профсоюз работников искусства. В ноябре 1922 года изменилось название, стал называться профсоюзом работников просвещения.
Профсоюз работников просвещения создан в ноябре 1922 года. Существовал до сентября 1934 года. Разукрупнён на 8 профсоюзов: РСФСР, Белоруссии, Украины, Узбекистана, Туркменистана, Таджикистана, Грузии, Армении, Азербайджана, несколько позже-Киргизии и Казахстана. Изменилось название, стал называться профсоюзом работников высшей школы, научных учреждений. Выделились профсоюзы работников дошкольных и политико-просветительных учреждений. Изменилось название, стал называться профсоюзом работников начальных и средних школ РСФСР.
Профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР создан сентябре 1934 года. Существовал до мая 1956 года. 1939 год. Разукрупнение профсоюза. Выделилось пять профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР: Центра (Москва), Севера (Ленинград), Юга (Ростов на Дону), Урала и Сибири (Свердловск), Сибири и Востока (Иркутск). 1948 год. Объединение пяти профсоюзов работников начальных и средних школ РСФСР в один профсоюз, а также объединение профсоюза работников начальных и средних школ РСФСР с профсоюзом работников дошкольных учреждений РСФСР. Апрель 1953 года. Объединение профсоюзов работников высшей школы и научных учреждений, работников политико-просветительных учреждений, работников искусств, полиграфических работников и печати объединились в профсоюз работников культуры. Ноябрь 1955 года профсоюз работников высшей школы и научных учреждений выделился из профсоюза работников культуры Май 1956 года профсоюз работников начальных и средних школ РСФСР переименован в профсоюз работников просвещения РСФСР.
Профсоюз работников просвещения РСФСР создан в мае 1956 года. Существовал до августа 1957 года. В августе 1957 года профсоюзы работников просвещения союзных республик и профсоюз работников высшей школы и научных учреждений были объединены в профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР. Этим же решением ВЦСПС была создана республиканская (РСФСР) организация профсоюза, которая входила в общесоюзные профсоюзные объединения.
Профсоюз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений создан в августе 1957 года и существовал до ноября 1988 года. 18 ноября 1988 года на пятом пленуме ЦК профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений СССР переименован в профсоюз работников народного образования и науки СССР.
Профсоюз работников народного образования и науки РСФСР создан 27 сентября 1990 года на Всероссийском учредительном Съезде, переименован в Профсоюз работников народного образования и науки РФ 6 февраля 1992 года.
1922 год. Каланчёв Александр Васильевич 1924 год. Комогорцев Андрей Васильевич 1925 год. Калинина Мария Карповна 1935 год. Максимова Анисия Ивановна 1937 год. Жданович 1946 год. Тонких Елизавета Петровна 1947-1949 годы. Христюк Мария Антоновна. Председатель Амурского областного омитета профсоюза работников начальных и средних школ. Была депутатом Благовещенского городского Совета депутатов трудящихся. 1949-1956 годы. Евдокимов Алексей Сергеевич. Председатель Амурского областного комитета профсоюза работников начальных и редних школ. В 1921 году работал заведующим Экимчанской школой. 1921-1923 годы - служба в Красной Армии. С 1923 года работал заведующим школой с. Мазаново, инспектором ОблОНО. директором школы, заведующим районо Свободненского района. 1941 - 1946 годы - служба в Красной Армии. С 1946 по 1949 год - директор школы в г. Свободном.
|